Типы избирательных систем и особенности их применения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью исследования я ставлю изучение типов избирательных систем и их применение в Российской Федерации. В процессе написания курсовой работы были поставлены следующие задачи: изучить понятие и виды существующих избирательных систем, а также их применение в современной России на примере избрания конкретных органов государственной власти.

Содержание

Введение
1. Глава – Виды, понятия и сущность избирательных систем.
1.1 Мажоритарная избирательная система
1.2 Пропорциональная избирательная система
1.3 Смешанная избирательная система
2. Глава - Избирательная система России
2.1Понятие и источники избирательной системы в России
2.2 История реформирования избирательной системы России
2.3 Особенности применения избирательных систем в России
2.4 Муниципальная избирательная система
Заключение
Список литературы
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Ваха Сиситема.rtf

— 359.67 Кб (Скачать файл)

Так, в Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки. Один кандидат не может быть зарегистрирован для избрания одновременно по партийному списку и в индивидуальном порядке. В противном случае, он считается выдвинувшим свою кандидатуру индивидуально.

Индивидуальный кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится перебаллотировка между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный кандидат, он считается избранным без голосования.

Остальные депутатские мандаты распределяются между партийными списками по пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными (при условии подачи за список не менее 20% всех действительных голосов).

Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться к ситуации в стране смешанную избирательную систему применяют Мексиканские Соединенные Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из 300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства по полиноминальным избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства [1].

Смешанная избирательная система, построенная на едином принципе - сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.

 

 

2. Избирательная система России

 

2.1 Понятие и источники избирательной системы в России

 

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации [1].

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся: 1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. 2. Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Основу избирательной системы и избирательного права Российской

Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах.

 

2.2 История реформирования избирательной системы России

 

Выбор избирательной системы связан с реализацией различных политических целей. Использование той или иной системы или ее изменение влияют не только на специфику межпартийной конкуренции, но и на достижение целей избрания или переизбрания различных политических субъектов, на решение проблемы представительства в выборных органах региональных кандидатов или национальных меньшинств, на электоральное поведение граждан, на становление и функционирование демократического режима в целом.

В России выборы приобрели особую политическую значимость в начале XX в., когда широким кругам населения было предоставлено право принимать участие в формировании высшего представительного органа - Государственной Думы, учреждение которого было провозглашено в ходе революции 1905-1907 гг. [1].

Четкий избирательный режим в виде мажоритарной системы абсолютного большинства сложился в советские годы и оставался вплоть до 90-х годов. После 1991 года разрабатывался ряд проектов реформирования избирательной системы, предлагающих различные электоральные формулы. Выборы в Государственную Думу 1993 года проводились по новой -- смешанной -- электоральной формуле: 225 депутатов избирались по одномандатным округам на основе мажоритарной системы относительного большинства, 225 депутатов -- по единому федеральному округу на основе пропорциональной системы. Эта радикальная избирательная реформа должна была способствовать ускоренному формированию многопартийности. Однако, большинство возникших партий не имеет прочной основы в обществе, их многочисленность затрудняет ориентацию избирателей.

В дальнейшем были реализованы две электоральные реформы, призванные снизить негативные эффекты функционирования российской избирательной системы.

Современная избирательная система России очень молода. Она формировалась в сложных условиях

Речь идет о коренных изменениях, касающихся участия политических партий в выборах, а также о введении 7%-ного заградительного барьера в отношении парламентских выборов после 2003 года. Последний аспект был наиболее значительным изменением электоральной формулы на федеральном уровне (до принятия в 2005 году нового Закона «О выборах депутатов Государственной Думы…»), которая в целом сохраняла свою стабильность с момента принятия в 1993 году. Данный Закон предполагает масштабную трансформацию порядка формирования нижней палаты федерального законодательного и представительного органа, и нынешний состав Государственной Думы IV созыва станет последним, сформированным по смешанной электоральной формуле. Законом предполагается переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной с проведением выборов по единому избирательному округу. Уже установленный Законом 2002 года для парламентских выборов 7%-ный заградительный барьер сохраняется. Его применение оговаривается такими условиями, как число партий, за которые проводилось голосование, и количество поданных за списки голосов (больше или меньше 60%). Инициатива по введению на парламентских выборах в России пропорциональной избирательной системы вызвала оживленную дискуссию в среде специалистов. Опросы же общественного мнения, проведенные ВЦИОМ в сентябре 2004 года показывали такую картину: 14% -- за пропорциональную систему; 18%-- за мажоритарную систему; 36% -- за существующий порядок, т.е. смешанную формулу; 32% -- затруднились ответить.

Таким образом, отсчет нового этапа в истории избирательной системы России, главными отличительными особенностями которой стали открытость и состязательность кандидатов, демократические стандарты, ведется с конца сентября 1993 года.

В России на регулярной основе проходили выборы федеральных и региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов местного самоуправления; на базе российской Конституции создано новое, соответствующее международным нормам и стандартам федеральное и региональное законодательство о выборах и референдумах, разработаны и внедрены передовые избирательные технологии, впервые на российскую политическую сцену вышли в качестве основных участников избирательного процесса политические партии и движения.

 

2.3 Особенности применения избирательных систем в России

 

На текущий момент в России действуют, по крайней мере четыре способа организации прямых выборов: мажоритарная система абсолютного большинства в два тура (так мы избираем Президента РФ); мажоритарная система относительного большинства (при ней бывает только один тур), которая используется на выборах половины депутатов законодательных органов субъектов РФ и в некоторых муниципальных образованиях; смешанная избирательная система (места делятся пополам между партийными списками и кандидатами в одномандатных избирательных округах) и полностью пропорциональная система, которая будет применяться для выборов Государственной Думы по закону 2005 года.

Выборы Президента РФ осуществляются на основании Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» по мажоритарной системе. Проводятся они по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты политическими партиями, имеющими право принимать участие в выборах, избирательными блоками, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей в количестве не менее 500 человек, имеющих пассивное избирательное право. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок - в поддержку выдвижения соответственно политической партией, избирательным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации количество подписей избирателей сокращается наполовину.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ проводятся в соответствии с Федеральным законом от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и, начиная с 2007 года, проводятся по пропорциональной системе. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по единому федеральному избирательному округу.

Депутаты избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы от политических партий. Следовательно, кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков от политических партий, имеющих в соответствии с законом право участвовать в выборах. А такое право предоставляется только федеральным партиям, зарегистрированным в установленном порядке не позднее 1 года до выборов, и имеющим свои региональные отделения в субъектах РФ.

При этом политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (но не более половины списка). Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации или части территории субъекта Российской Федерации. Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы (не менее 200 тысяч подписей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 10 тысяч подписей), или обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией (6 миллионов рублей).

2.4 Муниципальная избирательная система

 

Понятие «муниципальная избирательная система» тесно связано с термином «местное самоуправление». Местное самоуправление в Российской Федерации характеризуется наличием ряда специфических признаков, в числе которых и осуществление муниципальной власти через выборные органы. Муниципальные избирательные системы призваны обеспечить демократизм местных выборов и легитимность местной власти.

Организация российских избирательных систем муниципального уровня регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, уставами муниципальных образований.

Теоретическое осмысление термина «муниципальная избирательная система» находится в стадии становления.

С учетом анализа положений избирательного и муниципального законодательства муниципальную избирательную систему следует определять, как совокупность средств и мер, создаваемых и используемых государством для организации публичной власти на местном уровне.

Мировой практике известны различные типы муниципальных избирательных систем: цензовые, куриальные (разрядная или классная), система множественных вотумов (плюральная), комбинированная, система пропорционального представительства[1].

Информация о работе Типы избирательных систем и особенности их применения в России