Типологія політичних систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:26, реферат

Краткое описание

В зависимости от признаков , которые ложатся в основу различения политических систем , существуют различные их типологии . Первые попытки типологии политических систем в виде различения форм государственного правления восходят еще античного мира . Так, Платон выделял среди древнегреческих городов- государств монархию , аристократию , тимократию , олигархию , демократию и тиранию , считал каждую следующую из этих форм хуже предыдущих. Аристотель зависимости от количества правителей в государстве и цели , которую они преследуют , называл три правильные формы правления - монархию , аристократию и политию и три неправильные - тирания , олигархия и демократию .

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 20.06 Кб (Скачать файл)

                               Типологія політичних систем

В зависимости от признаков , которые ложатся в основу различения политических систем , существуют различные их типологии . Первые попытки типологии политических систем в виде различения форм государственного правления восходят еще античного мира . Так, Платон выделял среди древнегреческих городов- государств монархию , аристократию , тимократию , олигархию , демократию и тиранию , считал каждую следующую из этих форм хуже предыдущих. Аристотель зависимости от количества правителей в государстве и цели , которую они преследуют , называл три правильные формы правления - монархию , аристократию и политию и три неправильные - тирания , олигархия и демократию .

В марксизме основным критерием  классификации политических систем выступает общественно - экономическая  формация , экономический базис общества . Согласно этому критерию выделяются политические системы рабовладельческого , феодального , капиталистического и социалистического общества . Эта классификация является слишком общей и не объясняет имеющихся существенных различий между политическими системами в пределах одной общественно - экономической формации. Однако несмотря на их жесткую привязанность к экономической и социальной структуры общества она имеет такое же право на существование , как и любая другая , потому что каждый из этих исторических типов политических систем был ли сейчас объективной реальностью .

Традиционный для марксизма  и разделение политических систем в  зависимости от типа общественного  строя на политические системы социалистических и капиталистических стран и  развивающихся стран . Основные черты политических систем этих стран совпадают , соответственно, с тоталитарными , демократическими и авторитарными системами , о которых говорится ниже.

Классификация политических систем может  базироваться и на выделенных М. Вебером  трех типах легитимности политического  господства - традиционном , харизматическом и легальном . Согласно этих типов существуют политические системы с традиционным , харизматическим или легальным типами легитимности власти . В политических системах традиционного типа легитимности власти основывается на устойчивом убеждении в незыблемости традиций и необходимости подчинения правителям , осуществляющим власть согласно традициям , В системах с харизматичным типом политического господства основой легитимности власти является вера в исключительные личные способности правителей , объединяемых понятием « харизма » . По легального типа легитимности власти в политической системе основывается на убеждении масс в том , что правление осуществляется на законных основаниях и наилучшим образом .

Оригинальную типологию политических систем предложил Г. Алмонд . В зависимости от особенностей политической культуры и характера взаимодействия различных политических институтов он различал четыре типа политических систем : англо - американский ; континентально - европейский ; доиндустриальный или частично индустриальный ; тоталитарный .

Англо - американский тип политической системы сложился в Великобритании , США , Канаде , Австралии , некоторых других англоязычных странах . Для него характерна гомогенность (однородность ) политической культуры , которая заключается в том , что политические цели и средства их достижения , основные политические ценности разделяет большинство членов общества . Граждане и политические элиты толерантны друг к другу . Здесь оптимально реализуется принцип разделения властей на законодательную , исполнительную и судебную ветви , четко определены их функции . Многообразие социальных интересов представлена ​​в политической системе независимыми политическими партиями , группами интересов , средствами массовой информации , которые функционируют на демократических началах. Политические системы этого типа стабильны, эффективны и способны к саморегулированию .

Континентально - европейский тип политической системы присущ прежде таким странам , как Германия , Италия , Франция . Он характеризуется сосуществованием и взаимодействием в политической культуре элементов старых и новых культур , политических традиций и форм политической деятельности . Политические партии свободно функционируют в границах существующих конституционных норм , однако выступают не только из разных , но и с противоположных идеологических позиций , которые находят поддержку в обществе . Смешанность , фрагментарность культуры обусловливает политическую нестабильность в обществе и может приводить к существенным изменениям политической системы , как это произошло в Италии и Германии в 20 -30 -е годы XX в .

Во многих странах Азии , Африки и Латинской Америки существует доиндустриальный или частично индустриальный тип политической системы . Он также характеризуется неоднородностью политической культуры , однако эта неоднородность существенно отличается от смешанной культуры стран континентальной Европы. Прежде всего тем , что представляет собой смесь различных и нередко несовместимых элементов - западных и восточных , традиционных и современных ценностей , племенных , национальных , расовых , религиозных особенностей и т.д. . Трудности коммуникации и координации , резко отличные политические ориентации , слабая диверсификация ролей всех звеньев системы обусловливают ее политическую нестабильность и необходимость применения насилия в осуществлении власти.

Тоталитарный тип политических систем утвердился в фашистской Италии , нацистской Германии , франкистской Испании , СССР , социалистических странах Центральной и Восточной Европы и по сей день сохраняется в странах социализма ( Китай , Северная Корея , Вьетнам , Куба ) . Он характеризуется высокой степенью однородности политической культуры и единства общества , социальной и политической активности граждан , который достигается недемократическими методами и средствами , главными из которых являются тотальный идеологический влияние и насилие.

Одним из основных в современной  политологии является разделение политических систем в зависимости от типа политического  режима на демократические , авторитарные и тоталитарные . Демократические политические системы являются плюралистическими . Политические партии и группы интересов представляют и согласовывают в них всю многообразие социальных интересов . Власть основывается на демократических принципах и осуществляется как непосредственно самим народом , так и его уполномоченными в различных формах прямой и представительной демократии .

Определенные элементы демократизма присущи и авторитарным политическим системам , у них могут функционировать партии и другие политические объединения , проводиться выборы в представительные органы власти , существовать в определенной степени независимы средства массовой информации . Однако при этом отрицается разделение государственной власти , реальные рычаги управления государством и обществом сосредоточиваются в руках одного лица или группы лиц , которые возглавляют исполнительную власть и прибегают к насилию.

 

Тоталитарные политические системы характеризуются полу- жавленням всех сфер общественной жизни , отрицанием многопартийности , орошением аппарата единой правящей партии с государственным аппаратом , сосредоточением государственной власти в руках высшего партийного руководства, контролирует деятельность всех элементов политической системы , осуществляет власть как с помощью всеобъемлющего идеологического воздействия на общество , так и с использованием насилия , в том числе в его крайних формах - массовых репрессий > физического уничтожения политических противников , преследование инакомыслия и т.д. .

Подробнее об особенностях демократических , авторитарных и тоталитарных политических систем говорится в главе о политических режимах .

Существуют также другие типологии  политических систем . Так , по характеру взаимодействия с окружающей средой различают открытые политические системы - имеющие динамическую структуру и широкие взаимосвязи с окружающей средой , и закрытые , которые отличаются жестко фиксированной структурой и отсутствием таких взаимосвязей . Согласно этому разделению демократические политические системы считаются открытыми, а недемократические - закрытыми.

Политические системы многих развивающихся  стран , и социалистических в прошлом стран имеют переходный от тотатиларизму или авторитаризма к демократии характер , в результате чего сочетают в себе признаки разных типов политических систем и характеризуются как частично демократические системы .

Современная политическая система  Украины , как и политические системы большинства других молодых независимых государств , возникших на территории бывшего Советского Союза , имеет переходный от тоталитаризма к демократии характер. В Украине конституционно закреплены основные принципы демократической организации политической жизни общества - народного суверенитета , представительства , разделения властей , многопартийности и т.д. . За годы независимости в стране сформированы демократические государственные институты , созданы многочисленные политические партии , общественно - политические организации , внедрены демократическую избирательную систему , которая постоянно совершенствуется. Правда , уже приобретенные демократические формы и способы осуществления государственной власти пока медленно наполняются соответствующим демократическим содержанием . Несбалансированность полномочий высших органов государства - президента , парламента и правительства - порождает ситуации противостояния ветвей законодательной и исполнительной власти , нестабильность правительства. Политические партии , за исключением нескольких , не является выразителями интересов широких слоев населения , а обслуживают в основном узкогрупповые и персональные интересы. Это же касается и средств массовой информации. Следствием несовершенства избирательной и партийной систем , порядка формирования правительства является неструктурированность парламента , отсутствие в нем устойчивого большинства , которая взяла на себя ответственность за политическое руководство государством, резко снижает эффективность функционирования парламента , всей системы организации государственной власти

Політологія - Шляхтун П.П.


Информация о работе Типологія політичних систем