Терроризм. Причины терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 16:42, реферат

Краткое описание

О терроризме написано несметное количество работ; казалось бы, этот феномен изучен уже вдоль и поперек, и тем не менее, в нем всегда есть что-то зловеще загадочное, как бы иррациональное, до конца не понятое. Однако пытаться объяснить все-таки надо: чудовищная драма 11 сентября 2002 года в США, захват заложников в ТЦ на Дубровке в Москве, события в Ингушетии показали, что дракон терроризма не только жив и полон сил, но и по-настоящему встает на дыбы.

Содержание

Введение………………………………………………………….…..……2
Глава I Понятие терроризма………………………………..………...…..3
Глава II Терроризм в наши дни………………………………….…...…..6
Глава III Причины терроризма……………………………………..…….8
3.1. Антизападные настроения…………………………….….….….10
3.2. Антиамериканизм ……………………….………………..….….13
3.3. Антиизраильские настроения………………………….….……14
3.4. Антироссийские настроения…………………………….….…..15
Заключение…………………………………………………………..……18
Список используемой литературы………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Терроризм. Понятие и причины.docx

— 38.87 Кб (Скачать файл)

И в этом смысле можно сказать, что "гнев мусульман" - всего лишь частный случай. Просто-напросто мусульманскому обществу, в особенности арабскому, в современном мире пришлось хуже, чем другим (не считая, разумеется, жителей Тропической Африки).  Все светские системы правления - от западной парламентской  демократии до насеровско-баасистского ,,социализма", включая военные диктатуры, были опробованы и закончились провалом, если говорить о преодолении нищеты, экономическом подъеме, искоренении или хотя бы уменьшении коррупции, о социальной справедливости, политической эффективности и утверждении apабского мира на достойном месте в современном мироустройстве.

Немудрено, что в течение последних десятилетий все громче стали раздаваться голоса, утверждавшие, что первопричиной всех бед арабов были отход от истинного, правильного ислама, от заветов Пророка, стремления рабски копировать системы, созданные чужой  немусульманской цивилизацией, что привело лишь к порче нравов, упадку традиционных ценностей, росту своекорыстия и разложения верхов общества, пресмыкательству перед империализмом. Вестернизация, имитация западных образцов жизни была объявлена главным злом, зазвучал лозунг: "Ислам - вот решение". Соответственно Запад - тот самый Запад, который еще недавно был прямым захватчиком, оккупантом, хозяином-колонизатором, и уже хотя бы поэтому не мог оставить по себе доброй памяти - вновь стал врагом, но уже в новом смысле, В глазах всех недовольных и разочарованных, которым обязательно хочется найти ответ - кто виноват в распространении аморальности, коррупции, порнографии, наркомании, в экономических неурядицах и в падении престижа арабского мира - Запад является самой удобной мишенью. Люди вообще не склонны к тому, чтобы искать причины своих бед в самих себе и в своем обществе; всегда удобнее думать, что во всем виноваты чужие. А Запад и в самом деле на каждом шагу дает множество поводов для того, чтобы «Третий мир» испытывал к нему неприязнь - экспансией своих ресурсов и идей, своих нравов и своей культуры, своим высокомерием и снисходительностью, своим отношением к обществам Востока как к недоросшим, слаборазвитым, отсталым и архаичным, лишь недавно выбравшимся из состояния варварства. Особенно ранимыми в этом отношении оказываются мусульмане, которые гордятся своей древней и богатой цивилизацией и видят в то же время, что в иерархической структуре современного мира их страны стоят на низшей ступени по сравнению с Западом. Убежденные в превосходстве своей культуры и в том, что их религия является единственно истинной, они в отчаянии от того, что в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние в сегодняшнем мире - не у них. а у Запада.

Нетрудно заметить, что антизападные настроения в Третьем мире являются также частным случаем антиглобалистского движения, распространяющегося по всему миру. Речь идет о протесте против монополизации власти и влияния могущественными, и в значительной мере безличными, транснациональными силами, подрывающими традиционные самобытные основы культуры наций, навязывающими народам единообразные западные духовные ценности и стандарты поведения, подчиняющими экономику суверенных государств интересам транснациональных корпораций. Если в западном мире антиглобализм имеет еще и гуманистическую, правовую, экологическую окраску, то в Азии и Африке он сводится главным образом к бунту против засилья Запада, против американской "сверхдержавное", однополярности мира, сохраняющей и увековечивающей ущемленное, зависимое положение народов Юга (Востока).   

3.2 Антиамериканизм

Антиамериканизм - это явление, скорее всего, вечное и неустранимое, по крайней мере в обозримом будущем. В каком-то смысле это та цена, которую Америке приходится платить за свое богатство, свою удачливость, свою роль единственной сверхдержавы, за свою материальную и духовную экспансию глобального масштаба. Антиамериканизм распространен на всех континентах. А для мусульманских фундаменталистов, радикалов, экстремистов Америка - это живое воплощение всего того зла, которое они видят в Западе. Это - Запад в квадрате, квинтэссенция всего пагубного, растлевающего традиционную мораль, подрывающего ислам, его влияние на людей, а также его роль в современном мире. Америка для них - это зловещая и темная сила, без конца подвергающая народы незападного мира все новым и новым унижениям. Это в буквальном смысле слова орудие воли дьявола ("большой сатана", как говорил имам Хомейни). И поразить именно Америку - значит одержать решающую победу в борьбе за дело Аллаха. В этом - первый и главный смысл террористических акций "черного вторника" 11 сентября: отомстить Америке за все унижения, ужалить ее в самое сердце, заставить американцев дрожать от страха за свою жизнь и продемонстрировать им их собственное ничтожество, их подлинную слабость и беззащитность, истинную цену их сверхдержавности.

3.3 Антиизраильские настроения

В узком смысле здесь речь идет о трагедии палестинских арабов, которые страдают не только и не столько от своих материальных бед и даже не от отсутствия собственной государственности, а от унижения, каждодневно испытываемого ими в очередях на блокпостах, когда им приходится испрашивать у израильтян разрешения на проезд из одной точки в другую на своей собственной земле, а еще больше - от унизительного сознания своей  беспомощности, от презрения, с каким к ним относятся полновластные хозяева страны, которую они единодушно считают своей - ведь их предки жили там в течение тысячи трехсот лет.

Им нет дела до того, что евреи жили там задолго до прихода арабов, и они не склонны копаться даже в недавнем прошлом - ведь тогда надо признать, что никаких бедствий они бы не испытывали, если бы правительства арабских стран полвека тому назад признали раздел Палестины на два государства в соответствии с решением ООН. Гордость и достоинство арабов, и далеко не только палестинских, глубоко уязвлены тем, что в арабском мире повсеместно называют Катастрофой (то есть образованием Израиля) и ее последствиями (серия поражений в войнах с Израилем, породивших нестерпимый комплекс неполноценности). Надо понимать психологию, менталитет арабов - для них нет ничего хуже позора, ущемления их чести и достоинства, сознания того, как плохо они выглядят в глазах других людей.  А в более широком смысле эти настроения связаны с Иерусалимом, и здесь речь идет уже не только об арабах, а о мусульманском мире в целом. Ведь Иерусалим (по-арабски "Аль Кудс", "священный") - это третий по святости город на земле после Мекки и Медины. Допустить, чтобы им владели люди чужой расы и религии - это несмываемый позор, прямое и ужасающее оскорбление ислама вообще.

Теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне серьёзны не только из-за числа погибших. Важнее возможно, характер пораженных целей – система управления экономикой США, обороноспособностью страны, а удайся акция против Белого Дома то и штаб политического руководства государства. Шок, испытанный Америкой после этих  ударов, во всяком случае, в первые часы, сопровождался массовой паникой и растерянностью.  При чём сделано это было небольшой группой террористов без применения межконтинентальных баллистических ракет и усилий по преодолению противоракетной обороны. И то и другое оказалось не только не задействованным, но и просто бесполезным, в том числе и по причине того, что не  было   понятно, где тот объект, по которому следует  наносить ответный удар.

В этой связи американская трагедия дает основание сделать несколько предварительных выводов. Во-первых, чем выше уровень информационно-технологического развития общества, тем уязвимее оно с точки зрения последствий терроризма, любых диверсионных акций. Во-вторых.  не исключено, что терроризм и диверсии могут стать новым видом оружия, особенно для бедных стран, да и не только для них. Наконец,  в-третьих все это заставляет ставить вопрос о серьезном  переосмыслении параметров и критериев понятия силы в современной системе международных отношений.

 

 

 

3.4. Антироссийские настроения

 

Конец 2013 года в России ознаменовался террористическими актами в Волгограде. По мнению следствия, все 3 террористических акта осуществлены боевиками - смертниками. На сегодняшний день использование боевиков-смертников в деятельности ряда террористических организаций считается наиболее опасным проявлением терроризма в силу сложностей, возникающих в работе по его предотвращению и расследованию.

События, произошедшие в Волгограде, могут быть направлены на достижение двух целей: Кавказ, являющийся жертвой американских интересов на протяжении уже нескольких десятилетий. Именно США заинтересовано в дестабилизации всей обстановки на Кавказе и в создании там постоянных очагов напряженности и антироссийских настроений. Наблюдая за деятельностью штатов во многих странах, напрашивается вывод, что войну США с миром ведут давно, но методы своеобразны. Штаты склонны к ведению войны, направленной на уничтожение страны изнутри и именно на это направлены их действия на территории России.

И вторая цель – это попытка подорвать репутацию Президента России В.В.Путина в глазах мировой общественности. В рейтинге самых влиятельных людей мира по версии «Forbes» В.В.Путин занимает лидирующую позицию. В.В.Путин четко укрепил свою власть внутри страны и помимо этого за прошедший год добился впечатляющих успехов сразу в двух международных дипломатических делах: сначала глава российского государства предоставил политическое убежище Эдварду Сноудену, а затем нашел взаимоприемлемый компромисс для всех сторон сирийского конфликта. Это характеризует его как человека, слово которого имеет немалый вес в мировой политике, что очень некстати для вершителей «правосудия» на мировой арене.

Для того чтобы наилучшим образом управлять обществом извне - его нужно раздробить на маленькие группы людей, постоянно воюющих между собой. Такие группы никогда не смогут консолидироваться и что-то противопоставить новому мировому порядку. Большая экономия средств на военные затраты, так было в Ираке, Ливии и в Сирии, которую В.В.Путин буквально спас от точечных «демократических» ударов США и НАТО. По всей видимости, война в Сирии – это война за Россию и за нашу свободу. Если падет Сирия - следующие мы - Россия.

Однако методы хороши и, к сожалению, эффективны, а вербовка простых людей в террористы-смертники - болезнь, с которой нужно бороться поэтапно. Применения только силовых мер для борьбы с этим явлением, так же как с терроризмом в целом, явно недостаточно. Решение этих проблем требует комплексного подхода, одной из составляющих которого является искоренение причин, способствующих воспроизводству террористов-смертников.

В России такое явление как терроризм, к сожалению, имеет место быть и представляет реальную угрозу для национальной безопасности страны. С учетом всего вышесказанного очень важно, чтобы государство и общество прилагали совместные усилия для того, чтобы искоренять все существующие острые социальные противоречия и недостатки, которые субъекты терроризма берут за основу как аргумент для обоснования политически мотивированного насилия.

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, если исходить из этих слагаемых терроризма, его суть можно сформулировать как преднамеренное и сознательно мотивированное использование насилия против гражданского населения, инфраструктуры, военных или политических объектов; как средство дестабилизации, деморализации и дезорганизации общественно-политических структур общества. Это определение, возможно, далеко от совершенства, но оно, как представляется, позволяет в самом общем виде отразить суть терроризма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Бутков П.П. «Терроризм  и проблема безопасности в  современном Мире».-СПб 2004. 56с.

2.Букареев В.И. «Человек агрессивный. (Истоки международного терроризма): учебное пособие» ФЛИНТА; МПСИ, 2011 г. 336 с.

 

Электронные ресурсы:

1. www.alleng.ru

2. www.grozny-inform.ru

3. www.cyberleninka.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Терроризм. Причины терроризма