Теория разделения властей и её значение для демократизации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2015 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
1
Законодательная власть, её субъекты и полномочия………………..
4
2
Исполнительная власть и её функции………………………………..
7
3
Судебная власть………………………………………………………..
11
4
Теория разделения властей и её значение для демократизации
общества……………………………………………………………….
15
Заключение……………………………………………………….………..
18
Понятия…………………………………………………………………….
19
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

политология к сдаче итог.docx

— 63.81 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………

3

1

Законодательная власть, её субъекты и полномочия………………..

4

2

Исполнительная власть и её функции………………………………..

7

3

Судебная власть………………………………………………………..

11

4

Теория разделения властей и её значение для демократизации 
общества……………………………………………………………….

15

Заключение……………………………………………………….………..

18

Понятия…………………………………………………………………….

19

Список литературы………………………………………………………..

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль. Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют. Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев.

Важным видом политической власти является государственная власть.   Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации. Однако это не выражает ее сущность. «Государственная власть—это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжении. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации».

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

Целью данной работы является изучение основных форм политической власти, определить их значение для общества, государства в целом.

В первой, второй и третьей главе рассматриваются три формы политической власти, их функции, значение  для общества в целом. В четвёртой – возникновение теории разделения властей.

 

 

 

 

 

 

 

1.Законодательная  власть, её субъекты и полномочия

Законодательная власть – это делегированная коллегиальная власть.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов.

Национальное собрание Республики Беларусь — высший законодательный орган Беларуси.

Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Этот институт государственной власти в республике регламентируется Конституцией Республики Беларусь, которая определяет статус парламента как представительного и законодательного органа.

Палата представителей Национального Собрания Республики Беларусь – это нижняя палата парламента Республики Беларусь, образованного по результатам всенародного референдума в ноябре 1996.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Основные полномочия Палаты представителей:

  • рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
  • рассматривает проекты законов
  • назначает выборы Президента;
  • дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
  • заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу (при этом повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству);
  • рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
  • по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству (при этом вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности);
  • принимает отставку Президента;
  • выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;
  • на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;
  • отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь — верхняя палата парламента Республики Беларусь, образованного по результатам всенародного референдума в ноябре 1996. Начала свою работу 13 января 1997.

Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

  • одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;
  • избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;
  • дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц;
  • контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;
  • рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения;
  • принимает решение об отрешении Президента от должности.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Право законодательной инициативы в республике имеют Президент, депутаты Палаты представителей, депутаты Совета Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Законопроект становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Республика Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент. Президент – это единоличный глава государства, должностное лицо, которое получает свои полномочия в результате избрания его гражданами или парламентом путем прямых или косвенных выборов на определенный срок. Сроки пребывания в должности различны. Обычно они составляют 4-7 лет.

Президент Республики Беларусь олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики. Представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Президент, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, а также декреты, имеющие силу законов, и обеспечивает их исполнение.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Исполнительная власть и её функции

Исполнительно-распорядительные органы – органы государственного управления. Назначение этих органов – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительную деятельность (осуществление рекомендаций представительных учреждений) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы, а также – с точки зрения их задач – органы общей компетенции и специальные органы.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления.   Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Правительство – это высший коллегиальный орган исполнительной власти, который отличается от других органов предметом и сферой деятельности. Правительство обеспечивает: исполнение законов, соблюдение законности в системе государственного управления, поддержание правопорядка в стране, осуществляет управленческие функции и обеспечивает реализацию принимаемых решений, определяет возможности и порядок использования ресурсов страны, обеспечивает управление государственным аппаратом, регулирует социально-экономическое развитие страны.[1]

Общая компетенция правительства определяется Конституцией страны.

Правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Полномочия Правительства достаточно широки, прежде всего, в сфере формирования госаппарата и руководства его деятельностью.

Постановления Правительства должны соответствовать не только Конституции, но и указам Президента.[9]

Постановления Правительства могут отменяться указами Президента, а также признаваться не имеющими юридической силы полностью или частично Конституционным судом. Национальное Собрание не полномочно отменять акты Правительства, однако депутаты могут обратиться с соответствующими предложениями либо к Президенту, либо в Конституционный суд.

К числу важнейших полномочий правительства в любой стране можно отнести следующие:

  • разработка основных направлений внутренней и внешней политики и определение мер по их реализации;
  • формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью;
  • исполнение законов;
  • составление и исполнение бюджета;
  • прогнозирование социально-экономического развития;
  • руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами;
  • участие в законодательной деятельности – посредством права законодательной инициативы разработки законопроектов;
  • принятие нормативных актов, конкретизирующих, а иногда и подменяющих законодательство;
  • ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Главой Совета Министров является Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия нижней палаты Парламента Республики Беларусь.

Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы

В Совет Министров Беларуси входят:

  • Премьер-министр Республики Беларусь
  • Заместители Премьер-министра Республики Беларусь
  • Глава Администрации Президента Республики Беларусь
  • Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь
  • министры
  • председатели государственных комитетов
  • Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь
  • Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси
  • Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ
  • иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

Премьер-министр осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;  подписывает постановления Правительства;  в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;  информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;

Совет Министров Республики Беларусь имеет широкие полномочия в области экономики, в социальной сфере, охраны окружающей среды, внешнеэкономической деятельности, кадровой политики, в области обеспечения законности и правопорядка. На заседаниях Совета Министров рассматриваются:

- вопросы подготовки и  исполнения республиканского бюджета, формирования и использования  государственных внебюджетных фондов;

- проекты программ экономического  и социального развития Республики  Беларусь;

Информация о работе Теория разделения властей и её значение для демократизации общества