Теория политической системы Д.Истона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 15:08, лекция

Краткое описание

Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского политолога Д. Истона, который определял политику как «волевое распределение ценностей». В этом контексте политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.
Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. С одной стороны, политика предстает как относительно самостоятельная сфера, основное назначение которой – распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства общества. С другой стороны, политика есть часть более широкой целостности – общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория политической системы Д.docx

— 21.62 Кб (Скачать файл)

Теория политической системы Д. Истона

Основателем системного подхода в политической науке принято считать американского политолога Д. Истона, который определял политику как «волевое распределение ценностей». В этом контексте политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. С одной стороны, политика предстает как относительно самостоятельная сфера, основное назначение которой – распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства общества. С другой стороны, политика есть часть более широкой целостности – общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами.

Следовательно, полагал Д. Истон, «системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны... Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать». Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования.

Теория политической системы Г. Алмонда

Иной подход к анализу политических взаимодействий предложил американский политолог Г. Алмонд. Он исходил из того, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических институтов, выступающих как совокупность, взаимозависимых элементов. Каждый элемент целостности (государство, партии, группы давления, элиты, право и т. д.) выполняет жизненно важную для всей системы функцию. Следовательно, система может рассматриваться не только в терминах «сохранение», «изменения» и «адаптация», но и «взаимодействие» структур, осуществляющих определенные функции. Все вместе они обеспечивают удовлетворение основных потребностей системы.

Введение структурно-функционального подхода как разновидности системного в политическую науку было продиктовано негативными последствиями практики переноса западных систем в развивающиеся страны в 50–60-х годах XX века. Использование западных политических институтов в этих странах не стимулировало в них начало благоприятных изменений. Попав в иную, чем на Западе, социально-экономическую и культурно-религиозную среду, политические институты не могли выполнить многих своих функций, обеспечить эффективность и стабильность жизни в обществе.

На основе анализа подобной практики стали развиваться сравнительные исследования политических систем, которые возглавил Г. Алмонд. Сравнивая различные политические системы, важно было выделить основные функции, которые необходимы для обеспечения эффективного социального развития. Сравнительный анализ политических систем предполагал переход от изучения формальных институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Исходя из этого, Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Таким образом, под структурой они понимали совокупность взаимосвязанных ролей. Следуя положению Д. Истона о «системе, погруженной в среду», которая поддерживает с ней многочисленные взаимосвязи и взаимообмены на основе ролей, Г. Алмонд и Д. Пауэлл выявили достаточные условия ее функционирования. В частности, ученые установили, что политическая система должна эффективно осуществлять три группы функций:

– функции взаимодействия с внешней средой;

– функции взаимосвязи внутри политической сферы;

– фунВ политологии существуют различные способы классификации политических систем:

А) По характеру общения с внешней средой выделяют открытые (демократические) и закрытые (тоталитарные) политические системы.

Открытые политические системы активно контактируют с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности других систем, отличаются мобильностью, динамичностью.

Закрытые политические системы ограничивают контакты с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем, ориентированы только на собственные ценности.

Б) По политическому режиму выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы.

В тоталитарных политических системах личность и общество полностью подчинены власти, все сферы жизни тотально контролируются и регламентируются государством.

В авторитарных политических системах существует неограниченная власть одного лица или группы лиц, но при этом сохраняются некоторые экономические, гражданские, духовные свободы для граждан.

В демократических политических системах преобладают права личности, власть контролируется обществом.

В) По содержанию и формам управления (классификация французского политолога Ж. Блонделя) выделяются либеральные демократии, авторитарно-радикальные (коммунистические) системы, традиционные системы, популистические системы и авторитарно-консервативные политические системы.

В либеральных демократиях принятие политических решений исходит из ценностей свободы, собственности, индивидуализации.

В авторитарно-радикальных (коммунистических) системах определяющими ценностями являются равенство и социальная справедливость.

В традиционных политических системах господствуют олигархии, имеет место неравное распределение экономических ресурсов и социальных статусов.

В популистских политических системах (в развивающихся странах) используются авторитарные методы управления, но эти системы стремятся к бoльшему равенству в распределении социальных благ.

В авторитарно-консервативных политических системах наблюдается стойкое стремление к сохранению социального и экономического неравенства, к ограничению политического участия населения.

Г) По классовому признаку (классификация К. Маркса - В. Ленина) политические системы типологизируются в зависимости от господствующего класса; выделаются рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (буржуазная) и социалистическая политические системы.

Д) По типу политической культуры и разделению политических ролей участниками политического процесса (общепринятая в западной науке классификация Г. Алмонда) выделяются англо-американская; евро-континентальная; доиндустриальные и частично-индустриальные; тоталитарные политические системы.

Для англо-американской политической системы характерны:

- жесткое разделение политических  ролей и функций между участниками  политического процесса (государством, политическими партиями, группами  интересов и др.);

- распределение власти и влияния  между различными звеньями политической  системы (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти; центральные  и местные органы власти);

- наличие однородной политической  культуры, основанной на защите  общепризнанных материальных ценностей(свободы, собственности, безопасности).

Для евроконтинентальной политической системы характерны:

- разделение политических ролей  и функций не в масштабах  всего общества, а внутри класса, этноса, группы, партии;

- расколотость политической культуры на субкультуры, с присущими им собственниками классовыми, этническими, групповыми, партийными ориентациями, ценностями, изделиями;

- достижение социального согласия  на общей культурной почве  либеральных ценностей.

Догосударственные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру, состоящую из местных политических субкультур, которые опираются на ценности клана, рода, племени, общины. Согласие в обществе достигается исключительно насилием. Политическая власть узурпирована узким кругом лиц.

Тоталитарные политические системы действуют на основе подчеркнутого приоритета каких-либо односторонних ценностей – классовых (социалистические системы), национальных (фашистские системы), религиозных (теократии). Власть сосредоточена в руках правящей партии или группы лиц, контролирует все сферы и стороны жизнедеятельности личности и общества.

(Существуют и другие, менее известные, классификации политических систем).

Сущность политической системы наиболее полно проявляется в ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:

■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

■ управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, атериальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

■ удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

■ интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

■ политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он "включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 

Политическая система РБ прошла в своем развитии 2 этапа: Политическая система БССР. Политическая система РБ. Процесс реформирования политической системы БССР начинается с периода перестройки и 19 конференции КПСС. Наиболее быстро реформирование старых и создание новых политических институтов идет с 1994 года. Институциональное направление связано с появлением института президентства. Реформирование парламента, реформирование органов местного самоуправления, возникают политические партии, общественные объединения. Развитию нормативной подсистемы. Разработка идеологических ценностей белорусского государства, соответствующих общечеловеческим ценностям и менталитету белорусского народа. Развитие коммуникационной подсистемы, то есть совершенствование, взаимодействие внутри политической системы и системы с обществом. Совершенствование политической системы происходит неоднозначно, сопровождается противоречиями.

 


Информация о работе Теория политической системы Д.Истона