Теория политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе мы уделим основное внимание основам теории политики, раскроем наиболее важные элементы политики. А именно, понятие, структуру, функции и характеристику основных свойств политики. Так же, обозначим понятие политической власти, соотношение политики и власти и разделение властей. Рассмотрим политический режим, его понятие, определение и классификация политических режимов и остановимся на понятии и видах политических институтов.

Содержание

Глава 1. Теория политики.
1.1 Сущность политики…………………………………………………………4
1.2 Структура и функции политики…………………………………………….6
1.3 Характеристика основных ………………………………………………….10
Глава 2. Политическая власть.
2.1 Понятие политической власти……………………………………………...14
2.2 Соотношение политики и власти…………………………………………...15
2.3 Разделение властей……………………………………………………….….16
Глава 3. Политический режим.
3.1 Понятие и определение политического режима………………………...…19
3.2 Классификация политических режимов…………………………………....22
Глава 4. Политический институт.
4.1 Понятие политического института……………………………………..…..24
4.2 Виды политических институтов……………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docтттт.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

    - региональный, предполагающий функционирование органов власти, осуществляющих управление областями, республиками, штатами, иными крупными административными образованьями

    - местный, предполагающий функционирование органов местного самоуправления, управляющих делами небольших поселений, городских районов.6

В Российской Федерации принцип разделения властей закреплён в Конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального разделения властей: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального разделения властей: "Разграничение предметов ведения и полномочий м.органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий" (статья 11). "Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти" (статья 12). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Политический режим 

3.1 Понятие и определение политического режима. 

В политической науке для описания социального  характера и порядка отношений  правителей и управляемых, а также  методов и эффективности властвования в целом используется категория  политического режима. Политический режим рассматривается как властный порядок. Т.е. свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, под которым подразумеваются конкретные формы и методы реализации власти, определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.

Термин  политический режим - производный от латинского слова regimen, т.е. направление, в переносном смысле кормило, правитель -- появился в западной литературе еще в XIX в., а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны. Но по сей день есть немало вариантов употребления и трактовок этого понятия.

Понятие «политический режим» является важнейшим  в европейской политологии, в  отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Так, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений.7

Термины «политическая система» и «политический  режим» характеризуют политическую жизнь с разных сторон: «политическая  система» выявляет характер связей с внешней средой, а «политический режим» определяет средства и методы реализации общезначимых интересов. Некоторые исследователи ограничивают его содержание формой правления. Эта точка зрения доминирует в конституционном праве. Согласно ей классификация политических режимов основывается на различии законодательной и исполнительной функций государства и выяснении их соотношения. По такому принципу выделялись режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества (парламентская республика). Акцентируя внимание на деятельности правительственных структур, подобное толкование игнорирует влияние других политических институтов (партийной системы, групп давления). Форму правления было бы точнее представить как один из компонентов политического режима.

В политической науке одно из первых определений  политического режима дал французский  ученый Морис Дюверже. Он понимал  политический режим как особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой -- способы политического участия партий и групп интересов.

Ориентируясь  именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной  власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.

Именно  режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную  политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства  во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.

В то же время большинство режимов в  качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных  позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.

Однако  независимо от того, режим какого типа складывается в той или иной конкретной стране или какой политический курс предлагается стране, вся деятельность властей в конечном счете подчиняется целям сохранения стабильности контролируемых ими политических порядков в стране.

Для обобщения  вышесказанного можно попытаться свести вместе разные подходы к определению  политического режима. Политический режим -- это совокупность различных видов отношений между властью и обществом, среди которых нужно отметить следующие показатели: 1) институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина (соблюдение конституционных норм, в т.ч. уровень уважения к фундаментальным правам и свободам человека; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам; значение официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства); 2) степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающая социальное представительство, народный контроль и волеизъявление; 3) уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти; 4) роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении. Другими словами, речь идет о том, что между правителями и управляемыми заключается своего рода «общественный договор» о правилах их отношений, а динамика осуществления государственного управления постоянно отражает состояние дел при поддержании властного порядка и сам характер регулирования отношений между государством и человеком.  

3.2 Классификация политических режимов. 

Подходы к определению содержания категории  политического режима можно использовать в качестве оснований для их классификации. Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлении власти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. 8

В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между демократией и тоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимы характеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции, заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны, что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того, гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованное выражение политических целей и интересов просто невозможно.

Различают следующие основания для классификации  политических режимов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров. 
 
 
 

Глава 4.  Политические институты. 

4.1 Понятие политического института. 

Обращение к политическим институтам – распространенная в политической науке традиция. В  начале ХХ в. под политическими институтами  понимались государственные учреждения, партии, бюрократия. Однако уже в середине этого же века политологи отказались от понятия «институт», заменив институциональный анализ структурно-функциональным. В определенном смысле понятие института «вернулось» в теорию политики из социологии. Социологи, в отличие от правоведов, трактовали институты не столько как формально-юридические организации, сколько как устойчивые верования, традиции и нормы, воплощенные в различных социальных организациях. Такой подход был характерен для французского социолога Э. Дюркгейма, который образно определял социальные институты как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. Спустя полвека его соотечественник М. Дюверже определил институт и как организационные структуры, и как модели отношений, формирующие эти структуры. «Модели отношений» – это определенные правила и определенные «рамки». М. Вебер трактовал институты как рациональные установления, на которые обязан ориентироваться в своем поведении индивид.

Такое понимание института проникло как  в экономическую, так и в политическую науку в 1970-1980-е гг. В этот период происходит становление нового направления в политической науке – неоинституционализма. Неоинституционализм трактует институты как «правила игры в обществе или, выражаясь формально, созданные людьми правила, ограничивающие их взаимодействие» (Д. Норт). В. Меркель и А. Круассан полагают, что институты – это «относительно долговечные и нормативные образцы социальных связей, которые считаются легитимными и обладают потенциалом для решения проблем и регулирования человеческих отношений». Значение политических институтов заключается в том, что они, обеспечивая стабильность и порядок, снижают трансакционные издержки взаимодействий между политическими акторами. 

4.2. Виды политических институтов. 

Анализ  общества обычно проводится по таким его важнейшим юридическим и политическим институтам как парламент, муниципалитет, партия, профсоюз, забастовка. Ученые рассматривают их как совершенно очерченные, специфические явления. Такой подход достаточен для общего представления об обществе, но он совершенно недостаточен для практической политики. В действительности каждый общественный институт содержит в себе множество разнородных элементов. В то же время некоторые такие элементы встречаются в совершенно разных институтах. Можно, например, поставить такой вопрос: что есть общего между муниципалитетом и забастовкой?

Забастовка - это, прежде всего, известное объединение  трудящихся вокруг некоторых общих  целей. Они, так или иначе, договорились действовать, разработали программу  требований, программу конкретных мероприятий. Забастовка - это и избранный руководящий орган, забастовочный комитет. В некоторых случаях возникающие забастовочные комитеты цехов объединяются на уровне предприятия, региона, отрасли. Забастовка - это не только прекращение работы, но и разъяснение целей борьбы остальному населению с целью привлечения на свою сторону симпатий союзников. Забастовка - это переговоры с администрацией предприятия, с представителями властей, это, при необходимости, выступление в суде. Наряду с этим забастовка нередко означает охрану предприятия, организацию работы силами бастующих на непрерывных производствах, снабжение населения электричеством, газом, функционирование городских служб - медпомощь, пожарники и т.д., - т.е. непосредственное управление производством.9

Наконец, забастовка - это и подведение успешных или неуспешных итогов данного выступления. В какой-то степени можно сказать, что это также и отчет руководителей  забастовочного комитета о проделанной  работе. Забастовщики обсуждают этот отчет и намечают дальнейшую линию поведения. Выясняется, таким образом, что забастовка не просто прекращение работы, а одна из форм организации, располагающей членством, правилами коллективного обсуждения и принятия решений, голосованием, руководством. Все это может быть временным, но чаще всего эти процедуры принимают устойчивый характер. Во всяком случае, среди прочих элементов забастовка явно характеризуется наличием сильных признаков организации. Конечно, такие признаки складываются не сразу, они проходят достаточно длительный путь. Однако, сложившись, такая специфическая форма организации начинает функционировать самостоятельно, вступая в те или иные отношения с профсоюзами, трудовыми коллективами, партиями, государственными органами и т.п. Для практической политики очень важно находить в различных общественных и политических институтах именно те элементы, которые важны для разработки и осуществления именно этой политики, для защиты интересов населения и общего движения к социальному прогрессу. Организация относится к таким элементам, присутствующим во многих институтах.

Информация о работе Теория политики