Сущность и формы тоталитаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылки возникновения тоталитаризма. Основные черты тоталитарного общества. Особенности воздействия тоталитаризма на личность.

Содержание

Введение
1.Об истоках тоталитаризма
1.1 Источники «прототалитарных» идей
1.2 Концепции возникновения тоталитаризма
2.Предпосылки возникновения тоталитаризма
3.Основные черты тоталитарного общества
4.Формы тоталитаризма
5.Тоталитаризм и личность
5.1 Вожди и подданные
5.2 Воздействие языка на общественное сознание
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТГП последний.docx

— 76.67 Кб (Скачать файл)

      И в Германии, и в СССР не терпящая никакой оппозиционной организации тоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет роль профсоюзов (или они служили орудием пропаганды), позволяла эксплуатировать труд самыми изощренными способами.

      Жесткая централизация и террор позволяли в Германии тесно связанным с режимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. А монополии благодаря финансовой помощи создавали для руководства фашистского режима экономическую базу.

      Постоянно использовались трудовые лагеря, где в полной мере был использован голод как важнейший стимул к труду. Границ между лагерями и фабричным трудом практически не было.

      Трудовые лагеря и разного рода "добровольные" трудовые акции, например субботники, обязательные сверхурочные, являлись тяжелейшей, крайней формой несвободного труда. Они могли иметь временный характер, сам же несвободный труд - явление при коммунизме постоянное, в зависимости от потребностей момента более или менее ярко выраженное.

       При такой системе невозможны свободные профсоюзы, а забастовки - явление исключительное.

       Отсутствие забастовок коммунисты объясняли тем, что рабочий класс якобы находится у власти и опосредованно - через "свое" государство и "авангард" – КПСС – является собственником средств производства: таким образом, забастовки были бы направлены против него самого.

       Настоящая причина в том, что партбюрократия располагала всеми ресурсами (и аппаратом подавления в том числе) и, главное, рабочей силой: любая эффективная акция против нее, если она не носит всеобщего характера, была трудноосуществима. Забастовки - проблема скорее политическая, нежели экономическая. А в Советском Союзе проблем нет: именно для того чтобы скрыть их, произошел расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Об этом не узнали бы, если б не А.И.Солженицын, рассказавший всему миру об этом"19.

       Как только все материальные богатства были сосредоточены в одних руках, возникла необходимость планирования. Центр тяжести планирования в любой коммунистической системе был на отраслях, имеющих решающее значение для политической стабильности режима. Ими были тяжелая и военная промышленность; им было подчинено все. Исходя из всего вышесказанного, можно согласиться с теорией К. Фридриха и З. Бжезинского, которые выделили основные компоненты в структуре политических систем тоталитарного типа («тоталитарный синдром»):

  · Однопартийная система.

  · Наличие официально господствующей идеологии.

  · Монополия на средства массовой информации.

  · Монополия на все виды вооруженной  борьбы.

  · Система террористического полицейского контроля.

  · Система централизованного контроля и управления экономикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Формы тоталитаризма

     В XX веке тоталитаризм существовал в  трех основных формах, их отражают реальный социализм советского образца, итальянский фашизм и германский национал-социализм. Отметим, что эти режимы отличались по своим государственным идеологиям, принципом, заложенным в их основу. Социализм или национализм: диктатура пролетариата, культ римской империи и фашистского режима как её продолжателя, идея исключительности и мирового господства арийской расы. Коммунизм был наиболее радикален в экономическом смысле, так как он полностью упразднил частную собственность; режим Мусолини, был, напротив, сравнительно мягкой формой тоталитаризма, он близок к традиционным диктатурам, например, Испании и Латинской Америки, возможности дуче как верховного вождя были здесь ограничены по сравнению с Гитлером и Сталиным. Немецкий нацизм занимал промежуточное положение, многое заимствуя из других моделей. Мировая практика позволяет выделить две разновидности тоталитарного режима: левую и правую.

     Правая  разновидность тоталитаризма представлена двумя формами - итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт частной собственности, опирались на механизмы экономического саморегулирования.

     С 1922 г. интеграция итальянского общества происходила на основе идеи возрождения  былого могущества Римской империи. Установление фашизма в Италии явилось реакцией мелкой и средней буржуазии на отставание в процессе складывания национальной и экономической целостности. В фашизме воплотился антагонизм мелкобуржуазных слоев по отношению к старой аристократии. Итальянский фашизм во многом обозначил признаки тоталитаризма, хотя и не развил их в полной мере.

     Классической  формой правого тоталитаризма служит национал-социализм в Германии, установившийся в 1933 г. Его возникновение было ответом на кризис либерализма и утрату социально-экономической и национальной идентичности немцев после поражения Германии в первой мировой войне. Возрождение былого могущества Германии пытались осуществить путем объединения общества на основе идей превосходства арийской расы и покорения других народов. Массовой социальной базой фашистского движения явилась мелкая и средняя буржуазия, которая по своему происхождению, сознанию, целям и уровню жизни была антагонистична как рабочему классу, так и аристократии и крупной буржуазии. Участие в фашистском движении для средней и мелкой буржуазии являлось возможностью создать новый социальный порядок и приобрести в нем новый социальный статус и преимущества - в зависимости от личных заслуг перед фашистским режимом.

     Левой разновидностью тоталитаризма был советский коммунистический режим и подобные ему режимы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран и до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику, общественную собственность, коллективную цель общества в виде идеала построения коммунистического будущего, сильную государственную власть.

     Фашизм  и большевизм, фашистская идеология  и марксизм-ленинизм имели много  близких друг другу и общих  элементов. Разумеется, между ними существовало и немало различий. Так, если в марксизме-ленинизме  в качестве главного теоретического и аналитического инструмента трактовки мировой истории брался класс и идея интернационализма, то в фашизме – нация и идея расизма. Если марксизм придерживался материалистической интерпретации истории, то для фашизма с этой точки зрения характерны антиматериализм, иррационализм, мистицизм и убеждение в том, что духовные начала, честь, слава и престиж составляют могущественные цели и мотивы человеческого поведения.

     Социализм оказался самым долговечным, потому что искусно использовал привлекательные, гуманные лозунги социальной справедливости и интернационализма, в отличие от фашистской шовинистической идеологии. Но в настоящее время и его возможности исчерпаны. Тоталитарные режимы потерпели поражение, потому что оказались неспособны к эффективному развитию и прогрессу, экстенсивно развиваясь за счёт накопленных ранее средств и сверхэксплуатации большинства населения, их адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами. Они показали себя несовместимыми с современными требованиями к демократии, свободе и творчеству. Они не реализовали собственных идеалов да и не могли это сделать. Сегодня большинство стран с тоталитарными режимами переходит на демократические рельсы, возможно, через авторитарную промежуточную стадию. Тем не менее, несмотря на их дискредитацию, перспективы у тоталитарных проектов, в том или ином модифицированном виде, сохраняются в обозримом будущем.

 
 
 
 
 
 
 
 

5. Тоталитаризм и личность

    1. Вожди и подданные

         Многим людям в известных условиях свойственно быстрее и легче сходиться на негативной почве, на ненависти к врагам, зависти к тем, кому лучше живется, чем на конструктивной задаче. Враг (и внутренний и внешний) является неотъемлемой частью арсенала тоталитарного лидера. В тоталитарном государстве террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных и воображаемых врагов, но и как нормальный повседневно используемый инструмент управления массами. С этой целью постоянно культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Также тоталитаризм должен постоянно демонстрировать гражданам свои успехи, доказывать реалистичность провозглашаемых планов или находить убедительные для населения доказательства, почему данные авансы не реализованы. И сюда очень хорошо вписывается поиск внутренних врагов. Здесь действует старый, давно известный принцип: "Разделяй и властвуй". Те, кто "не с нами, а значит, против нас" должны подвергнуться репрессиям. Террор развязывался без какой-либо видимой причины и предварительной провокации. В нацистской Германии он был развязан против евреев. В Советском Союзе террор не ограничивался расовыми признаками, и его объектом мог стать любой человек. Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы - одна из основных отличительных особенностей его от всех других форм традиционного деспотизма, абсолютизма и авторитаризма. С этой точки зрения тоталитаризм является феноменом исключительно двадцатого века. Он ставит задачу полной переделки и трансформации человека в соответствии с идеологическими установками, конструирования нового типа личности с особым психическим складом, особыми ментальностью, мыслительными и поведенческими характеристиками, путём стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к какому-то среднестатистическому знаменателю, подавлению личностного начала в человеке. Таким образом, конечная цель создания "нового человека" - формирование индивида, полностью лишённого всякой автономии. Таким человеком не нужно даже управлять, он будет самоуправляться, руководствуясь теми догмами, которые на данный момент выдвигаются правящей верхушкой. Однако на практике проведение этой политики породило доносительство, писание анонимок и привело к моральному разложению общества.

      Существует ли угроза восстановления в нашей стране тоталитарного режима? Чтобы ответить на этот вопрос, надо выяснить условия, необходимые для этого. Объективные условия налицо - сохраняется, а в ряде республик и обновляется авторитарный режим, адаптирующийся к новым, демократическим тенденциям, к восстановлению политической жизни. Но решающими для возникновения тоталитаризма являются субъективные условия, а именно тот исторический тип личности, который можно назвать тоталитарным индивидом.

          Попробуем разобрать этот вопрос на примере, так сказать, классического образца. Предшественником тоталитарного индивида был маргинал - человек, крутой ломкой истории вырванный из привычного «гнезда» существования и заброшенный в новый мир. Маргинализация охватила во второй половине XIX - начале XX века практически все классы русского общества. Маргинал - человек переходного времени, как бы повисший между двумя историческими эпохами и сделавший эту переходность принципом отношения к действительности, принципом самоопределения.

         Для маргинала прошлое и настоящее - не подлинное, умирающее бытие, которое несет на себе печать неминуемого уничтожения, смерти. Будущее же для него под знаком вопроса, это своего рода чистая возможность, полностью зависящая от воли человека-творца. В среде профессиональных революционеров психология маргинальности еще более усиливалась вследствие особого, «чемоданного» (между тюрьмами и ссылками) образа жизни.

         Связь с действительностью подменялась прожектерским конструированием утопии не только относительно будущего, но и относительно настоящего. Реальная действительность пугала маргинала, представлялась ему абсолютно чуждой силой.

       В условиях революционной катастрофы, когда ход событий бросил революционеров в самую пучину переворота, некоторые из них, вследствие этого страха перед реальным миром, застыли в ситуации неопределенности, отказавшись от выбора, выключившись из активной борьбы. Таким человеком и был Сталин, по выражению Р. Слассера, человек, проспавший революцию. Да и в годы гражданской войны, как пишет о нем Д. Волкогонов, он был скорее послушным исполнителем, хотя занимал формально одно из самых высоких мест в партийной иерархии. Такой индивид полностью отдается воле событий, тому самому миру, которого он боится.

       Единственное для него средство сохранить себя - это стремление к абсолютной власти, дающей полное господство над чуждой, враждебной действительностью. И чем более неопределенным - в силу своей новизны - оказывается мир после революции, когда уже не помогает прежняя теория и когда нет рядом берущего на себя всю ответственность вождя-вожака, тем больше овладевает душой теперь уже тоталитарного индивида это стремление к власти, это переживание власти как высшего смысла бытия.

    1. Воздействие языка на общественное сознание

       В тоталитарном обществе всё: наука, искусство, экономика, политика, философия, мораль и отношения между полами направляются одной ключевой идеей. Одним из важнейших показателей проникновения тоталитарных начал во все сферы жизни является "newspeak" - новояз, который является средством, делающим трудным, если не невозможным выражение иных форм мысли. Ф. Хайек писал: "... легче всего убедить людей в подлинности ценностей, которым их заставляют служить, если объяснить им, что это те самые ценности, в которые они всегда верили, просто раньше эти ценности понимались неправильно. Характерная особенность всей интеллектуальной атмосферы тоталитарных стран: полное извращение языка, подмена смысла слов, призванных выражать идеалы нового строя"20.

         Языковое манипулирование общественным  сознанием является характерным  для тоталитарного государства.  Манипуляцию можно определить как вид психологического воздействия, который ведет к скрытому побуждению намерений, не совпадающих с актуально существующими желаниями, при этом у адресата воздействия должно быть ощущение самостоятельно принятого решения.

        В тоталитарном обществе главным  субъектом является государство.  Именно ему принадлежит особая  роль в формировании языковой картины мира, в основе которой лежит комплекс идеологических принципов, способствующих формированию языка тоталитарного типа.

        Политический дискурс тоталитарного общества характеризуется как ритуальный, отличительными признаками которого является смысловая неопределенность, фантомность, изотеричность, дистанцированность и театральность.

        Метафора определяет также формирование  и осмысление политических проблем.  В тоталитарном государстве идеологи  используют определенный набор  средств для «кодирования» необходимой информации.

        Язык, являясь формой мысли, несет  отпечаток тоталитарной эпохи. Анализ статей газеты «Правда» в период предвыборной кампании позволяет выявить языковые способы манипулирования сознанием людей. Жесткая цензура определила вполне определенную структуру статей, в которых сначала говорится о достижениях, затем идет образ врага, с призывом бороться против него и в конце - восхваление великого отца всех народов, Сталина. Тщательно продуманы названия статей, так как заголовки отражают суть статьи, приковывают внимание читателя. Заголовки выделены жирным шрифтом, стереотипны по содержанию, что определяет их мгновенное восприятие. Статьи построены на антитезе: вождь, счастливое государство - и враги. При этом в первом случае используется высокопарная лексика, неприкрытая лесть и грубо просторечная - во втором. Сами статьи построены таким образом, что они создают иллюзию того, что человек при чтении этих статей как бы самостоятельно осознал написанное. Анализ материала предвыборной кампании позволяет утверждать, что нейролингвистическое направление сложилось в эпоху сталинского режима. Манипуляция сознанием в сталинскую эпоху становится возможной в массовом масштабе потому, что сознание было коллективным, направлялось в единое русло.

Информация о работе Сущность и формы тоталитаризма