Судебная власть и ее функционирование в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Судебная власть, ее органы — неотъемлемая и в то же время своеобразная часть механизма осуществления народо¬властия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти, их орга¬нами.
Система органов государственной власти на протяжении всей истории существования классового общества строилась в соответствии с функциями каждого государства, поскольку в них заложена и отражена воля социальных групп, что составляет суть государственной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ  И ПОЛИТОЛОГИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная власть и ее функционирование в современном мире

 

 

 

 

 

 

Вишняк  Ольга Сергеевна,

студентка стоматологического

факультета 170 группы

Научный руководитель

Канд. ист. наук, доцент

Луйгас Наталья Евгеньевна

 

 

 

 

Минск 2013

Судебная власть, ее органы — неотъемлемая и в то же время своеобразная часть  механизма осуществления народовластия в демократическом государстве, находящаяся в определенном взаимодействии с другими ветвями государственной власти, их органами.

Система органов государственной  власти на протяжении всей истории  существования классового общества строилась в соответствии с функциями  каждого государства, поскольку  в них заложена и отражена воля социальных групп, что составляет суть государственной власти. С этой точки  зрения государственная власть выступает  как нечто единое, ибо в ней  непосредственно и наиболее полно  отражена господствующая в обществе государственная воля. Но единство государственной власти неизбежно  сочетается с различными формами  ее осуществления и структурой внутренней организации. Так, в соответствии с  функциональным назначением органов  государства выделяются различные  ветви власти, которые, в зависимости  от характера полномочий их органов, действуют самостоятельно в пределах собственной компетенции, но при  этом уравновешивают друг друга и  взаимодействуют друг с другом.

Для выражения государственной  воли носителя власти (класса, нации, народа, иных социальных групп) возникает законодательная  функция государственной власти (законодательная власть), а вместе с ней и система органов, осуществляющих  и обеспечивающих ее. Эта функция  воплощается в издании законов  – главных правовых актов народного  представительства, а также в  контроле над их исполнением (главным  образом в области бюджета). Но, разумеется, основная деятельность по исполнению законодательных актов  осуществляется через исполнительно-распорядительный аппарат, воплощающий специфику  исполнительной власти. Наконец, особая сфера реализации власти, связанная с применением права, вызвала необходимость учреждения таких органов, которые специализировались бы на рассмотрении и разрешении дел о преступлениях, т.е. о наиболее опасных формах нарушения установленного правопорядка, а также дел, связанных с ущемлением имущественных и личных прав членов данного общества. Значит, само разделение властей относительно и не может существовать вне единства государственной власти. Вместе с тем идея выделения различных ветвей власти из сферы единой государственной власти, на которые возлагались бы обязанности осуществления соответствующих функций, зародилась и получила теоретическое обоснование еще в древние времена.

Большое значение для развития теории разделения властей имело учение Аристотеля о «правильных» формах правления  путем объединения в смешанной  форме элементов различных форм правления; труды римского историка Полибия,  английского мыслителя Дж. Локка, по мнению которого власть государства не может нарушать естественные права народа и в то же время «…никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага…»1.

Активным сторонником, разработчиком  и популяризатором теории разделения властей был французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье. Назвав три ветви власти, Ш. Монтескье  определяет сферу деятельности каждой: первая издает и отменяет законы, исправляет их, вторая решает вопросы войны  и мира, безопасности государства, третья карает за преступления и разрешает столкновения между частными лицами2. Эту власть Монтескье называет судебной.

Д. Лильберн (1614–1657 гг.) один из первых требовал разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью гарантии законности и предупреждения возможных злоупотреблений в государстве.

Принимая законы, законодательная  власть определяет основные принципы организации и общее направление и содержание деятельности судебной власти. Исполнительная власть обеспечивает материально-технические основы деятельности судебной власти, подготовку соответствующих кадров и др. При этом, в соответствии с принципом разделения властей, ни законодательная, ни исполнительная власть не могут вмешиваться в практику осуществления правосудия, в судебную деятельность судов. «Юстиция отделена от управления на всех уровнях», — говорится в Конституции Австрии (ст. 94).

Органы правосудия — независимые  органы государственной власти, специфическими средствами и методами в рамках своей компетенции регулирующие общественные отношения, защищающие права и свободы человека и гражданина, исходя из принципов законности и справедливости. Конституция Франции (ст. 66) определяет судебную власть в качестве «хранительницы личной свободы». В Конституции Португалии (ч. 1 и 2 ст. 205), например, говорится, что «суды являются органами власти с компетенцией отправления правосудия от имени народа» и что «в отправлении правосудия судам надлежит обеспечивать защиту прав и интересов граждан, охраняемых законом, наказывать за нарушения демократической законности и улаживать конфликты общественных и частных интересов». Они — органы государственной власти, решения которых обязательны для всех граждан, должностных лиц и государственных органов. Эти решения и вытекающие из них санкции принимаются от имени государства. Данные общие черты присущи и другим органам государственной власти. Вместе с тем судебной власти и ее органам свойственны и специфические черты, отличающие ее от законодательной и исполнительной властей.

Во-первых, в демократическом государстве  судебная власть выполняет исключительную, только ей присущую функцию — функцию правосудия, которую не могут и не должны выполнять никакие другие органы или лица. Если законодательную власть очень часто осуществляют совместно парламент и президент или монарх, а исполнительную — президент или монарх и правительство, то судебную власть — только суды, судьи. «Судебная власть вверяется судьям», — говорится в Основном законе ФРГ (ст. 92). «Судебные функции осуществляются судами, решения которых исполняются от имени греческого народа», — отмечается в Конституции Греции (ч. 3 ст. 26). В подавляющем большинстве конституций стран СНГ специально подчеркивается, что правосудие в них осуществляется только (исключительно) судом (судами).

Во-вторых, судебная власть осуществляется в особой установленной законом процессуальной форме, в ходе судебного процесса, опирающегося на неуклонное соблюдение специальной узаконенной процедуры, нарушение которой влечет за собой отмену решения суда. Соблюдение таких процессуальных форм призвано обеспечить гарантии принятия судом действительно правовых решений, т.е. гарантии правосудия. Эти формы и процедуры регулируются соответствующими нормами процессуального права.

В-третьих, судебную власть непосредственно  осуществляет не только высший ее орган, но и вся система органов этой власти. Каждое из звеньев этой системы — от низовых до верховных судов — является носителем судебной власти и решает судебные споры совершенно самостоятельно, независимо, руководствуясь только законом и правосознанием. «Судьи независимы при осуществлении своих судейских обязанностей», — гласит ч. 1 ст. 87 Конституции Австрии. «Судьи независимы и подчиняются только закону», — закрепляется в ч. 1 ст. 97 Основного закона ФРГ. Аналогичные положения, определяющие особый статус судей, прежде всего их независимость и подчиненность только Конституции и закону, содержатся так или иначе в большинстве конституций стран мира. Иногда в них прямо идет речь о том, что гарантом независимости судебной власти является глава государства. Так, в ст. 64 Конституции Франции говорится, что гарантом независимости судебной власти является Президент Республики. Аналогичное положение содержится в Конституции Армении (ст. 94). Это определяет и своеобразие осуществления контроля за деятельностью судов, который может носить только правовой характер, т.е. заключаться в проверке законности судебных решений и соблюдения судами процессуальных норм их принятия. В соответствии с принципом независимости деятельности органов судебной власти такой контроль несовместим с вмешательством законодательных и исполнительных органов в осуществление правосудия.

Осуществление правосудия — главная  и основная, но не единственная функция судебной власти. В ее рамках: проводится контроль (надзор) за законностью и обоснованностью принятия органами дознания и следствия мер процессуального принуждения (ареста, обыска и др.); дается толкование правовых норм; официально удостоверяются имеющие юридическое значение факты (например, фактических брачных отношений, родства, признания умершим или безвестно отсутствующим и др.); осуществляется предусмотренное законом ограничение правосубъектности граждан (например, признание лица недееспособным); судебный надзор за решением судов и др. Но это, несомненно, сравнительно менее важные и менее широкие функции судебной власти.

Деятельность судов по разрешению правовых споров называется юрисдикционной, а предметные и пространственные рамки этой деятельности — юрисдикцией (oт лат. jurisdictio — судебное разбирательство, судебный округ). Совокупность судов и их деятельность обычно именуются юстицией (от лат justitia — справедливость). В зависимости от предмета и направления их деятельности различают, с одной стороны, суды общей и специальной юрисдикции; а с другой — конституционную, административную и другие юстиции. В части стран для совокупного обозначения судей, прокуроров при судах и судебных следователей используется такое понятие, как магистратура, что нередко находит свое отражение и в их конституциях. В состав магистратуры не входят другие государственные служащие, работающие в судах (например, секретари судебных заседаний, работники канцелярий судов и др.).

 

 

Австралия

Верховный Суд (главный судья  и шесть других судей назначаются  генерал-губернатором)

Австрия

Верховный суд или Oberster Gerichtshof; Административный суд или Verwaltungsgerichtshof; Конституционный суд или Verfassungsgerichtshof

Андорра

Трибунал Судей или  Tribunal de Batlles; Трибунал Судов или Tribunal de Corts; Верховный Суд Андорры или Tribunal Superior de Justicia d'Andorra; Высший совет юстиции или Conseil Superior de la Justicia; Финансовое министерство или Ministeri Fiscal; Конституционный Трибунал или Tribunal Constitucional

Ангола

Верховный Суд и отдельные провинциальные суды (судьи назначены президентом)

Ангилья

Верховный Суд (судья, предоставленный  Восточным Карибским Верхновный Суд)

Антигуа и Барбуда

Восточный Карибский Верховный  Суд (базируемый в Сент-Люсии; один судья  Верховного Суда - житель островов и  осуществляет контроль над Судом  Суммарного судопроизводства) ,участник Карибский Суд

Бермуды

Верховный Суд; Court of Appeal; Magistrate Courts

Болгария

Верховный административный суд; Верховный кассационный суд; Конституционный  суд (12 судей назначаемых или избираемых на девятилетний срок); Высший судебный совет (состоит из председателей  двух верховных судов, главного обвинителя и 22 других членов, которые отвечают за назначение судей, прокуроров и следственных судей в системе правосудия; члены  Высшего Судебного совета избираются на пятилетний срок - 11 избираются Народным собранием и 11 органами судебной власти)

Камерун

Верховный Суд (судьи назначены Президентом); Верховный Суд of Justice (состоит из девяти судей и шести судей-замены, избранных Национальным собранием)

Канада

Верховный Суд of Canada (судьи назначены премьер-министром через генерал-губернатора); Федеральный суд Канады; Федеральный суд Обращения; Провинциальные Суды (их называют по-разному Апелляционным судом, Судом Скамьи Куинса, Верховным судом, Верхновный Суд),

Финляндия

Верховный Суд or Korkein Oikeus (судьи выбираются Президентом)

Франция

Верховный Суд of Appeals or Cour de Cassation (судьи назначены президентом от назначений Высокого Совета Судебной власти); Constitutional Council или Conseil Constitutionnel (три участника, назначенные президентом, три назначенных президентом Национального собрания и три назначенных председателем Сената); Государственный совет или Conseil d'Etat

Германия

Federal Constitutional Court or Bundesverfassungsgericht (half the judges are elected by the Bundestag and half by the Bundesrat)

Италия

Конституционный суд (в составе 15 судей: одна треть назначается  президентом, треть избирается парламентом, треть избирается обычным и Высшим административными судами)

Япония

Верховный Суд (председательствующий судья назначен монархом после согласия кабинета; все другие судьи назначены кабинетом)

Монако

Верховный Суд or Tribunal Supreme (judges appointed by the monarch on the basis of nominations by the National Council)

Россия

Конституционный суд; Верховный  суд; Высший Арбитражный Суд; судьи  всех судов назначаются пожизненно Советом Федерации по рекомендации президента

Свазиленд

Верховный Суд; Верховный Суд; judges for both courts are appointed by the             monarch

Швеция

Верховный Суд or Hogsta Domstolen (судьи назначены Премьер-Министром и Кабинетом)

Таиланд

Верховный суд или Сандика (судьи назначаются монархом)

Турция

Конституционный суд; Верховный  апелляционный суд (Yargitay); Государственный Совет (Danistay); Счетная Палата (Sayistay); Высший Военный Апелляционный Суд; Высший Военный административный суд

Туркменистан

Верховный Суд (судьи выбираются Президентом)

Украина

Верховный Суд; Constitutional Court

Объединённые  Арабские Эмираты (ОАЭ)

Судебная власть в ОАЭ  представлена Высшим союзным судом, который является верховным федеральным  судом Объединенных Арабских Эмиратов. Он состоит из председателя и 4 независимых  судей (судьи назначаются президентом). Высший суд регулирует отношения  между эмиратами, членами Высшего  союза, федеральной и местной  властью

Соединенное Королевство

Палата лордов (высшая судебная инстанция обращения; несколько  Судебных лордов назначены монархом для жизни); Верховные Суды Англии, Уэльса и Северной Ирландии (включение  Апелляционных судов, Верховный  Судs Правосудия и Королевских судов); Сессионный суд Шотландии и Суд Судейского чиновника

США

Верховный Суд (9 судей назначенный президентом и подтвердил с рекомендации и согласия Сената; назначенный служить для жизни); Апелляционные суды Соединенных Штатов; Окружные суды Соединенных Штатов; государство и Окружные суды


 

В настоящее время рассматривается  вопрос о привлечении компьютерных систем для решения судебных вопросов. Делается это с целью правильного  и беспристрастного вынесения судебного  вердикта. Дело в том, что, по словам исследователей, доказано: каким бы справедливым не был судья, на его  решение могут повлиять жизненные  факторы.

Суть человеческой природы такова, что на его настроение влияют такие моменты, как семейные и бытовые проблемы, вопросы, связанные со здоровьем, и даже режим питания. Соответственно, что судья, являясь живым человеком, не может быть независимым на сто процентов от таких влияний, что, в свою очередь, может негативно отразится на правильности его решения.

Именно этим и  обусловлено желание внедрить в  судебные процессы компьютеризированной техники, которая действительно  будет решать и выносить правильные вердикты.

На сегодняшний  день уже существует несколько приложений для компьютерных устройств, которые  позволяют проводить юридические  сделки и решать вопросы с абсолютной точностью.

К тому же сегодня  уже разработана программа, которую  представляет немецкий ученный из Мюнхена, Том Гордон. В совместной разработке с немецкой компанией «Init», он начинает активное развитие системы «Elterngeld», что в переводе означает «Деньги родителей». Суть этого обеспечения заключается в том, что она способна к рассмотрению и принятию искового решения, связанного с начислением пособия. Исходный код открытого типа данной программы предполагает прозрачность по принятию решения.

Программное обеспечение  работает таким образом, что в  систему забивается вся необходимая  информация и заявление от человека с просьбой решить вопрос о начислении пособия, на данном этапе в действие вступает электронный помощник, который  производит сверку с законодательными актами и на их основании выносит  решение по делу.

В Италии в июне нынешнего года будет проходить конференция, на которой господин Гордон представит эту программу. На сегодняшний день ведутся переговоры с властями, темой которых является внедрение программы в использование.

Еще одним проектом является программа Анны Ронкайнен. Приложение производит сравнительный анализ торговых марок, уже существующих на сегодняшний день с вновь вышедшими, что делается для предотвращения нарушений авторских прав.

Конечно, компьютер  пока не в состоянии полностью  заменить человека, однако разработки в этой сфере явно делают прогрессивные  шаги вперед, и возможно, что скорое внедрение подобных технологий уже  не за горами. 

Информация о работе Судебная власть и ее функционирование в современном мире