Структура политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 12:43, контрольная работа

Краткое описание

Будучи сложным общественным образованием, политическая система общества имеет и собственную внутреннюю структуру, которая включает в себя и объединяет не только компоненты, обладающие относительно «вещественным» характером (организации и институты), но и представляющие собой лишь отношение или процессы.

Вложенные файлы: 1 файл

Структура политической системы общества.docx

— 16.62 Кб (Скачать файл)

2. Структура политической  системы

Будучи сложным общественным образованием, политическая система общества имеет и собственную внутреннюю структуру, которая включает в себя и объединяет не только компоненты, обладающие относительно «вещественным» характером (организации и институты), но и представляющие собой лишь отношение или процессы.

Политическая власть является основой функционирования политической системы. Это позволяет четко определить структуру этой системы, границы и сгруппировать ее компоненты в следующие подсистемы:

1. Институциональная подсистема. Она состоит из различных общественно-политических  организаций и институтов, связанных, с осуществлением власти в  обществе. Это основная подсистема, поскольку именно она формирует  властные отношения в обществе.

Главным элементом дайной подсистемы является государство как основной носитель политической власти и средство реализации классовых интересов. Важное место занимают и политические партии, поскольку через их деятельность реализуются политические отношения. К тому же они являются основными поставщиками кадров для государственных органов. Определенное значение для функционирования политической организации имеют и общественно-политические движения.

Политическая организация классового общества в качестве неотъемлемого компонента включает и церковь. Исторически сложилось так, что церковь всегда была организацией политической, имеющей свою специфическую идеологическую доктрину. И хотя в современных условиях доля ее участия в политике значительно уменьшилась по сравнению со средневековьем, но она сохраняет за собой положение одного из важных субъектов политики, носителя религиозной идеологии.

Отдельную группу в данной подсистеме составляют неполитические организации, различного рода добровольные, любительские общества, объединения по интересам и т. д. В силу своих специфических функций они по существу не участвуют в осуществлении политической власти. Но в последнее время некоторые политические события способствовали политизации такого рода общественных объединений (особенно ярко это проявилось во время выборов).

 

2. Регулятивная (или нормативная) подсистема выступает в виде  совокупности политико-правовых  норм, регулирующих взаимоотношения  между субъектами политической  системы. В качестве других средств  регулирования могут выступать  традиции, обычаи, моральные установки. Определенную регулятивную роль  может выполнять и идеология, оставаясь при этом самостоятельным компонентом политической системы. Указанные регуляторы стремятся придать упорядоченность политическим отношениям и способствуют формированию политического сознания общества.

 

3. Функциональная подсистема  представляет собой совокупность  тех функций и ролей, которые  осуществляются как отдельными  социально-политическими институтами, так и их группами. Она охватывает  политический процесс в его  динамике, а также включает методы  и средства осуществления политической  власти, т. с. политический режим.

 

4. Идеологическая подсистема  включает в себя всю совокупность  политических идей, теорий, взглядов, концепций, на основе которых  разрабатываются различные политические  программы и осуществляют свою  деятельность различные общественно-политические  институты как элементы политической  системы общества. Выражая интересы  различных социальных групп, политическая  идеология может оказывать либо  консолидирующее, либо деструктивное  влияние на политическую систему  в целом. Значительную роль для  функционирования политической  системы играет и политическая  культура как совокупность типичных  для данного общества образцов  поведения, ценностных ориентации  и установок, сложившихся представлений  о политике.

Политическая культура выполняет своеобразную охранительную функцию, поддерживающую стабильность политической системы.

 

5. Коммуникативная подсистема  охватывает совокупность разнообразных  объединяющих связей и отношений  между различными компонентами  политической системы общества. Это отношения между субъектами  политики по поводу завоевания, распределения и удержания власти. Сюда включаются как формализованные  отношения, основанные на правовых  нормах и ими регулируемые, так  и неформализованные связи и  отношения, т. е. возникающие спонтанно.

Каждая из рассмотренных подсистем имеет свою внутреннюю структуру, особенности функционирования и обладает относительной самостоятельностью. Из всех подсистем, как уже было отмечено, ведущая роль принадлежит институциональной, т. е. политической организации, поскольку именно она решает вопрос о власти, придает политической системе целостность, определяет ее нормативно-правовую базу, основные направления деятельности и социальное назначение.

Выделив указанные подсистемы, можно определить и механизм функционирования политической системы в целом. Политические организации и институты, выражая интересы определенных социальных групп, формируют определенную идеологию, положенную в основу политической культуры общества. На основе определенных норм и др. средств регулирования взаимосвязей, используя те или иные средства и методы осуществления власти и выполняя определенные функции в обществе, политические организации и институты вступают в определенные отношения, которые и выражают сущность политических процессов, происходящих в рамках данной политической системы.


Информация о работе Структура политической системы