Структура и субъекты политического процесса в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Термин «политический процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке понятие политический процесс используют, как правило, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа.

Вложенные файлы: 1 файл

марченкова Структура и субъекты политического процесса в современной России.docx

— 35.51 Кб (Скачать файл)

В политическом процессе слабо влияние  организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли.

Национальное руководство вынуждено  апеллировать к народу как к единому  целому, не различая в нем социальные группы.

Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.

Эмоциональные и символические  аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем.

Велика роль харизматических лидеров.

Политический процесс обходится  в основном без участия «политических  брокеров».

В отечественной политической науке  в зависимости от социокультурных  и социально-экономических характеристик  процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.

Политический процесс технократического  типа генетически свойственен англосаксонским  и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.

Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.

Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием  лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического  процесса.

По масштабу пространственно-временных  параметров политические процессы можно  подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

1.4. Субъекты политического процесса

Основными субъектами политического  процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.

Политический институт — воспроизводимая  с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере  политической жизни.

Основным властным институтом, одним  из основных субъектов политического  процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, — государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование гражданского общества.

Менее масштабными субъектами политического  процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды, различные группы людей. Индивиды и группы могут участвовать  в политике не только в институциональной  форме, например, голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.

Люди отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком  активны, но в целом участвуют  в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают активное участие в политической жизни.

Для достижения групповых целей  индивиды могут создавать специальные  группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.

При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно  отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического  процесса и субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между  субъектами, в частности между  гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями  партийного развития, местом партии в  политической системе, социально-психологическими особенностями развития личности и  т.п. В целом, абстрагируясь от специфики  политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в  терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.

1.5. Особенности политического процесса в России

Политический процесс в России представляет собой широкую палитру  политических взаимодействий субъектов, носителей и институтов власти. Они  действуют на основе тех ролей  и функций, которые задаются системой культуры, традициями, конфессиональной средой, ментальностью общества, особенностями  исторического развития, чертами  психологического склада этносов и  т.д. Обозначенные социальные переменные предполагают определенную интерпретацию  политических ролей и функций, заметно  отличающуюся от той, которая принята  в современных демократиях. Поведение  субъектов власти и властных институтов в России имеет иные логику и происхождение.

Первая особенность политического  процесса в России состоит в нерасчлененности политики и экономики, социальных и  личных отношений. Политика не отделена от других сфер жизни в силу незрелости институтов гражданского общества, которые  должны ее ограничивать и контролировать. Несформированность гражданского общества является одной из особенностей политического развития России. В этих условиях политический процесс характеризуется всепроникающей способностью политики, которая пронизывает все сферы жизни общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.

В условиях перехода России к рыночной экономике статусная дифференциация дополняется социально-экономической, классовой, которая сталкивается с  первой. Нарастающее экономическое  неравенство в обществе, вызванное  перераспределением государственной  собственности через приватизацию и акционирование, вступление в свои права института частной собственности  формируют разнородную массу  политических интересов и выражающих их сил. Прежняя политическая однородность разрушена, теперь ей противостоит государство  как организованная сила. Однако, поскольку  монополия государства на собственность  и ресурсы сокращается, постольку  растет желание правящего класса любой ценой сохранить экономическое, политическое влияние, в связи с чем сам правящий класс пытается самоорганизоваться, создать партию власти.

Отсюда вытекает вторая особенность  политического процесса в России - отсутствие консенсуса между участниками  политического жизни. В России не было традиции консенсуса, и ее невозможно было укоренить за несколько лет  реформ. Другая же причина конфликтности  политического процесса кроется  в различном понимании ценностей  свободы и демократии у зарождающихся  политических сил, а также в их неравных возможностях активного участия  в реформаторском процессе и удовлетворения собственных интересов.

Новые политические силы, представляющие интересы зарождающегося класса предпринимателей, а также работников бюджетных  сфер (учителя, медики, инженерно-технические  работники и т.д.) имели худшие стартовые позиции при переходе к рыночной экономике, чем, например, работники государственного аппарата, правящая элита, дельцы «теневой экономики». Различные условия старта формировали прямо противоположные устремления и цели этих политических сил. Для отстаивания разнородных политических целей и реализации своих требований политические силы (партии, движения, группы давления) используют широкий арсенал средств, включая незаконные (коррупцию, шантаж, подлог, насилие и т. д.).

Третья особенность политического  процесса в России состоит в его  неструктурированности и высокой степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей. Обманчиво кажущееся многообразие участников российской политической жизни, поскольку их реальная роль и политические функции достаточно ограниченны. Способности политических партий выражать интересы гражданского общества весьма условны. Во-первых, потому, что интересы гражданского общества только начинают формироваться, а сами партии, кроме лидеров и их ближайших сторонников, мало кого представляют. Во-вторых, современные партии похожи скорее на клиентелы, объединяющие единомышленников вокруг политического деятеля, чем на форму связи власти с гражданским обществом.

Отсутствие дифференциации и специализации  политических ролей и функций  у субъектов и носителей власти обусловлено российской политической традицией, заключающейся в концентрации власти, господства в одном центре, например, в дореволюционное время - у монарха, а в советское - у  властвующей коммунистической партии. Малейшее ослабление политического  господства монопольно властвующего органа приводило к конфликтам, потере управляемости  социальными процессами и в конечном счете к революциям.

В современных условиях ситуация концентрации политического господства в России не преодолена, несмотря на формально-юридическую  декларацию принципа разделения властей  и функций. Только теперь большинство  политических функций конституционно сконцентрировано в руках президента страны. Сохранение в подобных объемах  власти в президентских структурах во многом является результатом несформированности институтов гражданского общества, недифференцированности групп интересов.

Четвертая особенность политического  процесса в России выражается в отсутствии интеграции среди его участников, что является следствием отсутствия в обществе единой коммуникационной системы. Вертикально организованный политический процесс функционирует  через диалог между властью и  обществом, в котором последнее  доносит свои требования до властных структур посредством разветвленной  системы представительства. Однако подобной системы представительства  интересов в России не было, поскольку  отсутствует традиция такого диалога. Несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам. В условиях советского тоталитарного режима единственным легальным каналом коммуникации власти и общества была коммунистическая партия. Такая форма позволяла власти контролировать умонастроения большинства общества, целенаправленно формировать их. В период так называемой хрущевской оттепели система представительства расширилась, она была дополнена рядом форм коммуникации, которые имели латентный (скрытый) характер. Так появились диссидентские организации, косвенно представлявшие власти требования определенной части интеллигенции. В этот же период достаточно активно шел процесс формирования групп интересов, связанных с «теневой экономикой».

Не создана разветвленная система  представительства интересов и  в наши дни. А наибольшими возможностями  здесь обладают правящая элита и  бюрократия, контролирующие ресурсы  и политическое влияние. Партийная  система в России еще не в состоянии  выступать эффективным каналом  трансляции требований от широких социальных общностей к власти. Вероятно, поэтому  доминирующей формой политического  представительства стали заинтересованные группы, отражающие специфические интересы и требования отраслевого, регионального, этнического характера. Реальные различия в материальном, культурном, этническом, социальном, территориальном аспектах групп и общностей приобретают  латентные формы представительства.

Пятая особенность политического  процесса в России выражается в том, что в его основе лежит активный политический стиль, состоящий в  навязывании обществу нововведений со стороны правительства. Активная роль государства, как в формировании проблем, так и в интеграции интересов  различных групп вызвана культурно-религиозной, этнической и политической неоднородностью  общества. Эту интеграцию различных  субкультур участников политического  процесса государство проводит методом  навязывания им определенных ценностей  и стандартов политической деятельности. Тем самым властные структуры  делают поведение субъектов политики предсказуемым.

Во взаимодействии «власть - общество»  политическая инициатива принадлежит  государству, поскольку оно концентрирует  власть и ресурсы в своих руках. Однако отсутствие дифференциации политических ролей и функций институтов государственной  власти приводило к тому, что процесс  принятия решений был анонимным. Принцип «коллективной ответственности» порождал традицию безответственности политической власти за последствия  принимаемых решений. Кроме того, неструктурированность политического процесса обусловливала появление неконституционных органов, которым принадлежало исключительное право на принятие стратегических решений.

Шестой особенностью российского  политического процесса является высокая  концентрация политической власти и  ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию  оформляться и выступать в  качестве радикальных движений, а  не политических оппонентов. Острое противоборство правящей элиты и контрэлиты выступает  следствием культурно-политической неоднородности самой элиты, разные группы которой  ориентируются как на либеральные, так и на социалистические ценности. Идеологическое противостояние дополняется  процессом кристаллизации интересов  на основе экономических факторов - частной собственности, конкуренции, рынка и т. д. Усиливающееся имущественное  неравенство углубляет конфликтность  политических взаимодействий. Интеграция сторонников правящей элиты и  контрэлиты происходит не на рациональной, а на эмоциональной и символической  основе (симпатии или антипатии к  лидерам, имиджу, символике и т. д.). Стремление правящей элиты монопольно контролировать политический процесс  порождает желание у оппозиции  использовать радикальные средства борьбы для того, чтобы заставить  официальную власть признать и легитимизировать оппозицию и учитывать ее мнение при выработке политического курса. При этом сохраняющаяся маргинализация общества повышает значение эмоциональных и символических факторов политического взаимодействия. Их преобладание оттесняет на второй план принятие и реализацию конкретных решений. Этим объясняется невысокая динамика реформаторского процесса и слабая эффективность принимаемых политических решений.

Информация о работе Структура и субъекты политического процесса в современной России