Становление принципов прав человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 18:40, доклад

Краткое описание

Теоретической основой философии права, идеи свободы и справедливости явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XVII-XVIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Ф.М.А. Вольтером (1694-1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом.

Вложенные файлы: 1 файл

Stanovlenie_printsipov_PCh.docx

— 38.31 Кб (Скачать файл)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. Развитие идеи прав  человека в философских и политических  теориях.

2. Интернациолизация прав  человека. Создание ООН.

3. Юридическое закрепление  прав человека на международном  уровне.

4. Всеобщая декларация  прав человека. Международные пакты  о правах человека.

 

1. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФСКИХ И ПОЛИТИЧСЕКИХ ТЕОРИЯХ

Теоретической основой философии права, идеи свободы и справедливости явились идеи о привате человека как высшей социальной ценности общества и государства, высказанные в XVII-XVIII веках философами-просветителями Дж. Локком (1632-1704), Ш.Л. Монтескье (1689-1755), Ж.Ж. Руссо (1712-1778), Ф.М.А. Вольтером (1694-1778). Они считали, что человек обладает естественными, неотъемлемыми правами (право на жизнь, право на свободу и др.), принадлежащие ему от рождения, которые не могут быть отняты ни государством, ни обществом. 

В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства.

История становления философских идей правового государства насчитывает тысячелетия.

Так называемая гражданская идея, т.е. представление о гражданине, наделенном определенными правами и обязанностями (правовой статус), возникла в VI-V вв. до н.э. Она была связана с тем регионом мира, где сформировалась наиболее высокая духовная культура - философско-правовая и политическая мысль, наука, искусство, литература и т.д. Речь идет об античных полисах, в частности об Афинах и Риме.

Философские идеи о правах человека и гражданина органично включались в политические и философские концепции представителей античности. Уже прогрессивная философско-правовая мысль древних демократий выдвигала идею равноправия (Перикл, Демосфен). В этой связи интересно высказывание древнегреческого мыслителя-философа Демосфена в речи «Против Лептина»: «Закон устраняет все противоречащее ему, чтобы относительно каждого (обстоятельства) среди существующих имелся один закон, чтобы закон не приводил в смущение рядовых граждан и чтобы они не оказывались в невыгодном положении сравнительно с тем, кто знает все законы. Закон должен быть таким, чтобы давать одно и то же ясное и полное знание о том, что является правом».

Древнегреческий философ-материалист Демокрит выдвинул идею о долге гражданина, который состоял в заботе каждого гражданина о благополучии полиса, как этической категории. По его мнению, связи между гражданами и полисом коренятся в этических, а не правовых началах и носят характер нравственного, а не правового отношения.

Другой древнегреческий философ-материалист Гераклит выразил идею, связанную с незыблемостью закона в обществе, подчеркнув, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены».

В древних полисах с гражданством были связаны, прежде всего, политические права: свобода, право на решение государственных дел, участие в правосудии и т.д.

Первоначальные представления о гражданстве и правах человека, заботе каждого гражданина о благополучии полиса формировались в общем русле философско-правовых концепций, отстаивающих высокую ценность закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель, Перикл, Демосфен и др.).

Последующее развитие философско-правовой мысли подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, которые свидетельствовали о великом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма.

Философские воззрения одного из виднейших древнекитайских легистов Шан Яна (390-338 гг. до н.э.) обосновывали абсолютизацию царской власти, установление тотального контроля над личностью, способы превращения подданных в слепые орудия царей, средства унификации мышления и всеобщего оглупления народа как обязательного направления государственной деятельности.

Процессы разложения рабовладельческого строя и формирование феодального общества отразились в философско-правовых концепций прав человека. Феодальное общество строилось, с одной стороны, на отношениях господства и подчинения. С другой стороны, формирование корпораций внутри этого общества (рыцарских орденов, монашеских орденов, объединений торговцев, ремесленников), нивелируя индивидуальность личности, делало ее равной среди членов данной корпорации. Это равенство также было жестко регламентировано законами и обычаями, однако в корпоративном равенстве были заложены основы тех требований равноправия, которые явились одним из лозунгов грядущей буржуазной революции.

Буржуазные философско-правовые концепции правового государства опирались на теоретические построения античных мыслителей относительно подчинения закону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации государства. Так, развивая концепцию естественных прав человека, Г. Гроций упоминает и приводит положения Тертуллиана, Цицерона, Марка Аврелия и др. Наряду с теорией естественных прав человека он утверждал идею государства, основанного на праве: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».

Смысл теории общественного договора, выдвинутой в эпоху буржуазных революций, предполагает естественные права человека на заключение такого договора. «Всякое мирное образование государства, - писал Д. Локк, - имело в своей основе согласие народа». Естественные права человека Локк связывает с его свободой от рождения, которая должна быть оберегаема государством. «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем». В этих философско-правовых положениях Локка прослеживается неразрывная связь прав человека со свободой, господства права, обеспечивающего всем равное положение в обществе.

Другой философ Монтескье резко разграничивает правление при посредстве законов и деспотический режим, который вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. Правление при посредстве законов основывается на разделении властей, призванных сдерживать и ограничивать друг друга (теория сдержек и противовесов). При разделении властей возможен «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет».

Идея свободы индивида, выдвинутая просветителями, была развита в философских работах Канта и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Знаменитое утверждение Канта: «Право - это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы». Эта свобода, по Канту, независима от внешних обстоятельств, она естественное прирожденное право человека. В философском учении Канта прослеживается мысль о связи естественного права человека на свободу и господства в государстве правовых законов.

Философская идея свободной воли человека в ее связи с правом как воплощением этой свободы, была развита Гегелем. «Право касается свободы, - писал он, - самого ценного и самого достойного в человеке, и он сам должен знать право, поскольку оно для него обязательно».

В своей философии права Гегель стремится к преодолению крайнего индивидуализма через моральные и нравственные ступени развития общества, через государство, которое является воплощением разума, свободы и права.

Философское учение Гегеля о государстве как «шествии (самопостижения) Бога (Духа) в мире» в значительной мере противостояло сформировавшимся в период буржуазных революций индивидуалистическим доктринам, которые призваны были «умалить», ограничить роль государства. В основе этих доктрин также были идеи свободы личности, естественных, неотчуждаемых прав человека. Ее основоположники - А. Смит, Д. Рикардо, Д. Локк, О. Конт, роль государства сводили к необходимости охраны свободы и прав человека от чьих бы то ни было (в том числе и самого государства) посягательств. Это так называемая личная (гражданская) свобода, при наличии которой человек может самостоятельно и автономно использовать свои способности и ресурсы. Политические отношения индивида служили способом защиты личной экономической свободы. О. Конт выразил это положение предельно четко: «нельзя все сводить к политической свободе, есть индивидуальная свобода, а политическая свобода только ее гарантия».

Вся гегелевская философско-правовая доктрина направлена на возвышение государства и права (духа), нравственность, призванные примирить противоречивые интересы индивидов.

Философский вопрос о границах государственной власти оказался наиболее важным для представлений буржуазного индивидуализма, исходившего из «негативного» понимания свободы (т.е. свободы от любых посягательств, вмешательств, воздействий). Так, Д. Локк цель государства видел в потребности охраны собственности и отрицал его право выходить за пределы этой цели. Такого же взгляда придерживался А. Смит с позиций экономического развития общества. Индивид расширил свои требования и на новом этапе развития либерализма, относящемся ко второй половине XIX в., потребовал дополнить «негативное» понимание свободы как свободы «от» позитивным - как свободы «на» (на защиту со стороны государства, получение от него определенных благ, на более активное участие в осуществлении власти и т.д.).

В середине XIX в. происходит изменение философско-правовых взглядов на границы государственного вмешательства в жизнь общества. Все большее распространение получают теории, согласно которым роль правового государства сводится только к охранительным функциям. Оно обретает определенные весьма ограниченные социальные функции. Правовое государство обретает новые качества, переходит в новую стадию развития.

В конце XIX - начале XX в. правовое государство обретает те черты, свойства и характеристики, без которых цивилизованное общество не может существовать; гуманизм (приоритет прав человека по отношению к власти); демократичность (преодоление отчуждения личности от государства, создание массовой социальной базы), нравственность (равноправие и справедливость), ограничение его всевластия (разделение властей, создание сдержек и противовесов). Обобщая философско-правовое исследование современных правовых государств, Б. Кистяковский писал: «Правовое государство - это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт».

2. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. СОЗДАНИЕ ООН

 

Важный этап в развитии идей и представлений в области прав человека - это время деятельности ООН. Требования народов восстановить попранные фашизмом права и свободы человека явились первой причиной включения положения о правах и свободах в Устав ООН. Вторая заключалась в том, что поддержание международного мира и безопасности неразрывно связано с защитой демократических свобод и прав.

Официальное провозглашение ООН состоялось 24 октября 1945 г. В тот же день США, СССР. Великобритания, Франция, Китай, а также большинство других стран-основателей ратифицировали Устав ООН. В число задач, определенных Уставом ООН входила и работа по поддержанию общего уважения и удовлетворения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В соответствии со статьей 1 Устава, перед Организацией ставилась цель – «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и к основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии».

В целом Устав явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого сотрудничества в поощрении и воспитании уважения к правам и свободам человека.

Создание ООН и принятие её Устава положило начало новому этапу межгосударственных отношений в этой области. Первым в истории международных отношений документом, провозгласившим перечень прав и свобод, явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Декларация состоит из преамбулы и 30 статей. Декларация провозгласила элементарные личные права - на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; на защиту от рабства, пыток или жестокого бесчеловечного обращения; право на неприкосновенность чести и репутации, личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции; право на защиту своих прав, в том числе независимым и беспристрастным судом (ст.3-2). Гражданские политические права и свободы перечислены в ст. 13-21 Декларации. Среди них: право на гражданство, местожительство, на выезд из страны и политическое убежище; право на владение имуществом и на вступление в брак; свобода мысли, совести и религии, убеждений, мирных собрании и ассоциаций; всеобщее и равное избирательное право при тайном голосовании. О социально-экономических правах и правах в области культуры говорится в ст. 22-27 Декларации.

К ним относятся право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; право на равную оплату труда и на социальное обеспечение; право на создание профсоюзных организаций и вхождение в профсоюзы для зашиты своих интересов; право на отдых, на разумное ограничение рабочего времени и на оплачиваемый периодический отпуск.

В ст. 25 Декларации отмечается, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. Что касается образования, то начальное и общее образование должно быть бесплатным и обязательным, а высшее доступным для всех на основе способностей каждого. Использование прав и свобод человека не должно противоречить целям и принципам ООН.

Ничто в Декларации не может быть истолковано как пре доставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права "заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации". Принятие Всеобщей Декларации подтвердило возможность сотрудничества государств с различным общественным строем в области прав человека.

Информация о работе Становление принципов прав человека