Становление и развитие российского парламентаризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Парламентаризм — это сложный и многогранный феномен, некая шкала социальных ценностей, где господствует закон, принципы верховенства права и разделения властей, где гражданское общество характеризуется демократизмом и высокой политико-правовой культурой при сложившейся выборной системе власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Становление и развитие российского парламентаризма.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

 

История российского парламентаризма будет не полной без включения в нее истории парламентаризма ее отдельных народов.

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. обеспечила гарантии, условия развития субъектов Федерации, и очертила то конституционное пространство, в  котором должно было происходить совершенствование их государственности.

 

Обратимся к истории становления  парламентаризма Республики Адыгея. Основы парламентаризма у адыгов имеют многовековую историю. Все  важнейшие общественно-политические вопросы издревле решались на всеобщем Совете (Хасэ), куда входили наиболее мудрые и уважаемые люди. Общечеркесские законодательные собрания представляли все слои населения и все территории Черкесии. Право вето было у каждого депутата, и принимаемые решения носили консолидированный характер. Подобное социальное устройство отвечало необходимости политических свобод и полного равенства перед законом. Недаром слово «Хасэ» присутствует в названии нынешнего Парламента Республики Адыгея.

 

Республиканская система законодательства остается надежным гарантом прав и свобод гражданина, развития языков и культур народов республики, социально-политической стабильности в обществе, слаженной и эффективной работы всех ветвей государственной власти Республики Адыгея.

 

5 октября 1990 г. внеочередная  сессия Адыгейского областного Совета народных депутатов XXI созыва провозгласила образование Адыгейской автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. Курс на самостоятельное развитие Адыгеи был закреплен принятием 28 июня 1991 г. V сессией областного Совета народных депутатов Декларации о государственном суверенитете Республики Адыгея.

 

3 июля 1991 г. Верховным Советом  РСФСР был принят Закон «О  преобразовании Адыгейской автономной  области в Советскую Социалистическую  Республику в составе РСФСР».

 

22 декабря 1991 г. состоялись выборы депутатов Верховного Совета и Президента ССР Адыгея. 5 января 1992 г. был избран первый Президент Республики Адыгея Аслан Алиевич Джаримов

 

Главной задачей I сессии Верховного Совета (17-24 марта 1992г.) было создание законодательной основы для организации работы представительного органа власти. Председателем Верховного Совета был избран Адам Хусейнович Тлеуж.

 

23 марта 1992 г. I сессия Верховного  Совета приняла закон об изменении  наименования республики, вместо  Советской Социалистической Республики Адыгея теперь значилась Республика Адыгея.

 

10 ноября 1993 г. X сессия Верховного  Совета Республики Адыгея приняла  закон «О представительном и  законодательном органе власти  Республики Адыгея на переходный  период», которым было сформировано Законодательное Собрание (Хасэ) – Парламент Республики Адыгея.

 

Первоочередными задачами представительного  органа республики явились разработка и принятие Конституции Республики Адыгея (10 марта 1995 г.), законов «О выборах  в Законодательное Собрание Республики Адыгея (Хасэ)», «О системе органов местного самоуправления в Республике Адыгея», «О выборах в органы местного самоуправления Республики Адыгея», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Адыгея», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О туризме», «Об освобождении общеобразовательных учреждений от налогов», «О языках народов Республики Адыгея».

 

С января 1996 г. начал работать новый  состав парламента – Государственный  Совет - Хасэ Республики Адыгея, избранный 17 декабря 1995 г. Его Председателем был избран Евгений Иванович Салов.

 

К числу наиболее значимых законов, принятых за период работы парламента второго созыва, можно отнести: Законы Республики Адыгея «О бюджетном процессе в Республике Адыгея», «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Адыгея», «Об инвестиционной деятельности в Республике Адыгея», «О репатриантах», «Об охране труда», «Об организации работы по опеке и попечительству», «О культуре», «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях».

 

Существенное развитие получило межпарламентское сотрудничество. Важное значение для  укрепления мира на Кавказе имело  создание Межпарламентского Совета Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, договор об образовании которого был подписан 25 июля 1997 г.

 

4 марта 2001 г. состоялись выборы  депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея третьего  созыва. На основе Конституционного  закона Республики Адыгея от 12 ноября 2000 г. № 205 «О поправках в главу 4 Конституции Республики Адыгея» создан двухпалатный законодательный орган.

 

Председателем Совета Республики был  избран Мухарбий Хаджиретович Тхаркахов, Председателем Совета Представителей – Татьяна Михайловна Петрова.

 

В сфере реализации бюджетной политики важную роль сыграли республиканские  законы «О бюджетном устройстве и  бюджетном процессе в Республике Адыгея», «О Контрольно-счетной палате Республики Адыгея», «Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства в Республике Адыгея», принят в новой редакции Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении».

 

В 2001 году Адыгея поддержала вопрос об образовании в рамках Ассоциации «Северный Кавказ» Южно-Российской Парламентской Ассоциации, для содействия «развитию правового государства, демократии и российского парламентаризма; выработки совместных подходов к проведению политических, экономических и социальных реформ, обеспечения политической стабильности в обществе».

 

Выборы депутатов Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея четвертого созыва состоялись 12 марта 2006 г. Законодательная база формирования Парламента Республики Адыгея была пересмотрена: на основе Конституционного закона Республики Адыгея от 16 июля 2003 г. №161 «О поправках в главу 4, статьи 101, и 110 Конституции Республики Адыгея» вместо двухпалатного Парламента в республике был избран однопалатный законодательный орган.

 

Председателем Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея стал Руслан Гиссович Хаджебиеков. В связи с избранием его 2 декабря 2007 г. депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на XXV внеочередном заседании Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея депутат Анатолий Георгиевич Иванов был избран Председателем.

 

С первых дней своей деятельности новый парламент продолжил работу по совершенствованию правовой базы деятельности органов государственной  власти и органов местного самоуправления в республике. Создан институт Уполномоченного  по правам человека, сформирована Общественная палата Республики Адыгея, приняты важные законы в области государственного строительства, сформировано республиканское законодательство по противодействию коррупции, завершено проведение реформы местного самоуправления.

 

За время работы депутатов четвертого созыва принят большой блок нормативных правовых актов, направленных на поддержку семьи, материнства и детства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, патриотическое воспитание подрастающего поколения и поддержку молодежи, малообеспеченных слоев населения. Пристальное внимание уделялось вопросам экологии, эффективному использованию природных ресурсов.

 

К числу основных событий следует  отнести создание 24 мая 2006 г. Молодежного  парламента при Государственном Совете-Хасэ Республики Адыгея, который получил большую поддержку среди молодежи и общественности Адыгеи.

 

13 марта 2011 г. в Адыгее состоялись  очередные выборы депутатов республиканского  парламента. 30 марта 2011 г. состоялось  первое организационное заседание Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея пятого созыва. Председателем Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея избран Федорко Федор Петрович.

 

По итогам голосования большинство  мест в Госсовете заняла ВПП «Единая  Россия», набравшая 58,04 % голосов и получившая 41 мандат из 54-х. Коммунистическая партия Российской Федерации получила 6 мандатов, Либерально-демократическая партия России - 3, «Справедливая Россия» - 2 (последние две партии впервые преодолели семипроцентный барьер). Два депутата избраны из числа кандидатов, зарегистрированных в порядке самовыдвижения.

 

Таким образом, итогом многолетней  работы Парламента Республики Адыгея стала современная система законодательства, обеспечивающая регулирование различных  сфер государственной, хозяйственной и социальной жизни жителей Республики Адыгея. Накопленный опыт законодательного решения поставленных задач способствует определению основных направлений дальнейшего развития законодательства республики как целостной функционирующей системы и выявлению проблем правового регулирования.

 

Законотворческая  деятельность осуществляется, как правило, по направлениям, обозначенным федеральным  законодателем. Федеральное законодательство определяет содержание законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, но не предопределяет его полностью и тем более не подменяет его. Такая практика способствует сохранению единства правового пространства страны.

 

Сегодня в  общественном мнении и в научной  среде сталкиваются различные точки зрения на роль парламента в системе государства, его отношений с обществом и различными социальными слоями. Очевидно одно: благодаря деятельности парламента в стране заложен правовой фундамент экономических, социальных и политических преобразований.

 

Вместе с тем, действующее законодательство страдает серьезными недостатками – противоречивостью правовых норм, несоответствием многих «узаконенных» стандартов новым реалиям и потребностям людей, слабостью экономического обоснования законов и т.д. В законотворчестве порой сказывается поспешность, которая усиливает нестабильность законодательства. Принято немало законов, которые не выполняются или выполняются частично.

 

Государство, безусловно, заинтересовано в дальнейшем развитии и укреплении парламентаризма  как системы управления страной при верховенстве закона, а эффективность парламентаризма зависит от качественного уровня разрабатываемых законов. Необходимо помнить, что законы – это отражение нашей жизни. Законодательство – это система законов, а не их совокупность.

 


Информация о работе Становление и развитие российского парламентаризма