Способы реализации политических решений в деятельности политического лидера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Политическая деятельность любого уровня и любого масштаба начинается с принятия политического решения. Его качество напрямую зависит от оценки его места в деятельности и научной обоснованности выработки.
Принятие политических решений является сложным и нередко весьма динамичным процессом. Последний его этап – реализация политического решения – несет в себе множество вопросов и проблем. В частности, выбор наиболее адекватного способа реализации решения, конфликты и противоречия, связанные с ним и т. д.

Содержание

Введение 3
1. Процесс принятия политических решений: теоретико-методологические основы 7
1.1. Специфика принятия политического решения: основные подходы 7
1.2. Реализация политического решения как этап процесса принятия политических решений 13
2. Практика реализации политических решений в деятельности политического лидерам 18
2.1. Основные характеристики лица, принимающего решения (ЛПР) 18
2.2. Политический лидер как субъект реализации политических решений 20
3. Российская специфика реализации политических решений политическими лидерами 23
3.1. Опыт реализации политических решений в современной России 23
3.2. Основные тенденции и рекомендации по реализации политических решений российскими политическими лидерами 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

КР-полит менджмент - копия.docx

— 59.58 Кб (Скачать файл)

 

При рассмотрении деятельности политического лидера по реализации политических решений наиболее важной составляющей является стиль принятия решения, а соответственно и его реализации как одного из этапов.

Под стилем принятия политических решений понимаются индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений составляют несколько компонентов:

- подход к получению новой информации,

- характеристики мышления,

- предпочтение определённой величины риска,

- когнитивная сложность, то есть способность к анализу и синтезу,

- информационные процессы,

- способность противостоять двойственности16.

Характеристики мышления политического лидера могут быть paccмотрены как собирательное понятие. Здесь скорее надо говорить о конкретных свойствах мышления: гибкости, продуктивности, скорости, аналитичности.

Очень важной характеристикой, входящей в стиль принятия решения политическим лидером, является догматизм. Для догматичного политического лидера чрезвычайно важны традиции, правила, принципы при восприятии новой информации и при принятии и реализации решения.

Гибкость мышления политического лидера тесным образом связана с его подходом к получению информации. Если он получает широкую и разностороннюю информацию, то он оперирует более адекватными объемными образами, позволяющими мыслить большим набором категорий. В то же время жёсткость мышления нередко определяется большим количеством политических стереотипов, однако стереотипность мышления не может рассматриваться однозначно как препятствие к изменению политического курса, повороту его в иное русло. Стереотипность суживает эту способность, но всё же политик, оперирующий в основном в своём мышлении политическими стереотипами, может трансформировать своё поведение в мире, придать ему другую направленность.

Скорость мышления политического лидера - очень существенная характеристика как для выживания его государства в момент военно-политического кризиса, так и его самого в качестве главы правительства. Здесь важно максимальное сокращение промежутка между временем принятия решения и фактической его реализацией.

Аналитичность мышления лидера существенно влияет как на формирование долгосрочной политической стратегии, так и на принятие и реализацию экстренных решений в острых политических и международных кризисах. Кроме того, как уже отмечалось ранее, этап реализации политического решения часто является весьма конфликтогенным. Поэтому аналитичность мышления лидера является здесь очень важной характеристикой для нахождения наиболее удачного компромисса.

Стиль принятия политических решений строго индивидуален для каждого политического лидера. В качестве основных типов можно выделить:

- гибкий стиль со склонностью к риску;

- гибкий, но со склонностью к осторожности;

- жёсткий со склонностью к риску;

- жёсткий со склонностью к осторожности17.

Можно утверждать, что определенный стиль политического лидер предполагает некоторый набор стратегий по реализации политических решений. Данные стратегии, как правило, соответствуют основным стилевым особенностям собственно в процессе принятия политических решений.

Уровень жесткости или, напротив, гибкости в отношении реализации решений и будет обуславливать выбор способа реализации, который, в свою очередь, в итоге обуславливается двумя основными аспектами: статусом и полномочиями лидера (исходя из политического режима), а также индивидуальными психологическими и психосоциальными особенностями личности политического лидера как лица, принимающего решение.

Делая вывод, отметим, что характер принятия и реализации политических решений политическим лидером характеризуется стилем принятия политического решения. Данный стиль носит крайне индивидуальную окраску и зависит от множества параметров. В качестве наиболее общих выделяют гибкий и жесткий стили.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Российская специфика реализации политических решений политическими лидерами
    1. Опыт реализации политических решений в современной России

 

Демократический период политического развития России весьма невелик. Особенно по сравнению с аналогичными периодами у западных стран. Политическая практика пока не имеет достаточной прикладной базы, система пока не развита и вызывает множество вопросов. Это касается и процессов принятия и реализации политических решений.

Система принятия решений в современной России имеет важные особенности, которые позволяют характеризовать политику власти как теневую. Во всяком случае, теневая составляющая политических решений стала столь заметна, что можно говорить о тенденции все большего вытеснения общества и его организаций, включая партии, из политического процесса, если последний подразумевает не только фазу реализации, но и предварительного анализа, гласного обсуждения альтернатив, прогнозирования, выработки, политических решений, их презентации, осуществления18.

Практика реализации государственных решений тесно связана с двумя, уже обозначенными аспектами публичной политики: регулированием общественных ресурсов и институциональными способами, инструментальными средствами руководства людьми то есть с функционированием политического режима страны: (тоталитарный, авторитарный, демократический)19.

Возьмем две группы политических решений первых лет экономической реформы 90-х годов теперь уже минувшего века. В первой группе - "непопулярные" решения, необходимость которых была гласно сформулирована, открыто объяснялась и пропагандировалась, дабы сформировать соответствующее общественное мнение. Но отметим, что при всей их гласности, это были все же не демократические, а авторитарные решения, хотя бы потому, что реальное большинство населения не было готово идти на требуемые от него жертвы "шоковой терапии". В данном примере ясно прослеживается метод популизма для реализации непопулярного решения, который, как было отмечено ранее, весьма характерен для ранних неустоявшихся демократий.

Вторая же группа решений касалась номенклатурного распределения собственности, форм и степени привлечения криминального капитала, способов и методов формирования олигархии и т.п. Здесь уже политика теневых решений выступала в чистом виде, как бы сегодня ни оправдывали ее "объективной необходимостью". Ни о каком "общественном договоре", ни о возможностях "гражданского волеизъявления" здесь не было и речи. Можно сказать, что данная политика вписывается в рассмотренную нами ранее модель элитизма, нехарактерную для демократического политического процесса.

Когда такого рода теневые решения начинают доминировать, политический процесс в глазах общества превращается в виртуальную реальность, на которую нельзя воздействовать извне - ни коллективно, ни индивидуально.

Данная ситуация и стала в итоге поводом резкого падения имиджа Б.Н. Ельцина как политического лидера. Его деятельность в отношении реализации политических решений сводилась к использованию двух основных стратегий (способов) – популизма и элитизма, что никак не сопоставимо с основными демократическими принципами, провозглашенными в стране в начале 90-х годов.

Режим В.В. Путина как политического лидера государства в 2000-е годы справедливо характеризуется экспертами как склонный к авторитарности. Стиль принятия и реализации политических решений изменился незначительно. Увеличилась только доля использования метода популизма. Налаживания же демократического диалога практически не происходит, что также весьма снижает легитимность власти и собственно В.В. Путина как политического лидера.

В качестве вывода стоит отметить, что двадцатилетний опыт демократической практики в России показывает несостоятельность системы принятия и реализации политических решений в нашей стране. Зачастую это можно объяснить неадекватностью выбора способа реализации существующему политическому режиму и провозглашаемым законом политическим правам и свободам. Такой разрыв между фундаментальным и прикладным аспектами, прежде всего, негативно сказывается на уровне легитимности власти, а также отдельных политических лидеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Основные тенденции и рекомендации по реализации политических решений российскими политическими лидерами

 

В условиях демократических прав и свобод подход российских политических лидеров к реализации политических решений представляется неуместным. Использование способов, нехарактерных для установленного режима, ведет к падению имиджа и легитимности власти в целом и отдельных лидеров в частности.

Авторитаризм как основная тенденция всё чаще звучит как основной тезис общественного мнения. В целом современная структура власти в России предполагает множество возможностей для демократизации процесса принятия и реализации политических решений:

- повышение уровня политической  культуры граждан;

- построение эффективного  гражданского общества, способного  принимать активное участие в  политической жизни государства;

- создание условий для повышения политической конкуренции;

- демократизация имиджа  политического лидера;

- использование демократических  инструментов для налаживания  эффективного дискурса между властью и гражданами относительно принятия и реализации тех или иных решений.

Конституционные принципы принятия политических решений предполагают их открытость и публичность, а также публичную ответственность лидера за их реализацию. Повсеместное и полноценное их исполнение может сделать политику современной России более эффективной, а главное, легитимной.

Либеральный имидж Дмитрия Медведева на посту Президента России во многом также можно назвать продуктом стратегии популизма. Ведь в целом процедура принятия и реализации политических решений при нем существенно не изменилась.

Укрепление вертикали власти также весьма негативно сказывается на данном процессе. Поэтому в целом стоит отметить, что для общей демократизации процесса реализации политических решений в современной России необходима довольно масштабная перестройка сложившейся политической системы, далекой от идеалов демократического строя.

Делая выводы, отметим необходимость демократизации процесса реализации политических решений в нашей стране в соответствии с современными условиями, а также формирования эффективного дискурса между властью и обществом по вопросам принятия тех или иных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Политическое решение – центральный элемент политического процесса. Принятие политического решения – реализация политическим субъектом своих полномочий, делегированных ему объектом политического воздействия. Наличие двух противоположных подходов к анализу процесса принятия политического решения – нормативно-прескриптивного и дескриптивно-экспликативного – свидетельствует о наличии широкой вариативности в выборе способов принятия политического решения.

Реализация политического решения – последний этап процесса принятия политического решения. В качестве основных способов реализации выделяют следующие: популизм, элитизм, консерватизм, радикализм и демократизм. Каждый из них обладает своими специфическими особенностями применим в определенной политической ситуации.

Если говорить о политическом лидере как о единоличном субъекте принятия политического решения, то следует использовать термин «лицо, принимающее решение (ЛПР)». К ЛПР предъявляется ряд определенных психофизиологических требований, особенно в отношении скорости и аналитичности мышления, что немаловажно для принятия решений в кризисных и иных экстремальных ситуациях.

Характер принятия и реализации политических решений политическим лидером характеризуется стилем принятия политического решения. Данный стиль носит крайне индивидуальную окраску и зависит от множества параметров. В качестве наиболее общих можно выделить гибкий и жесткий стили.

Двадцатилетний опыт демократической практики в России показывает несостоятельность системы принятия и реализации политических решений в нашей стране. Зачастую это можно объяснить неадекватностью выбора способа реализации существующему политическому режиму и провозглашаемым законом политическим правам и свободам. Такой разрыв между фундаментальным и прикладным аспектами, прежде всего, негативно сказывается на уровне легитимности власти, а также отдельных политических лидеров.

В качестве основной рекомендации хотелось бы отметить необходимость демократизации процесса реализации политических решений в нашей стране в соответствии с современными условиями, а также формирования эффективного дискурса между властью и обществом по вопросам принятия тех или иных решений.

Можно заключить, что цель данной курсовой работы – рассмотреть степень эффективности применения различных способов реализации политических решений политическими лидерами в условиях современности – была выполнена.

Кроме того, стоит отметить, что заявленная в начале работы гипотеза о том, что способы реализации политических решений российскими политическими лидерами не соответствуют современной социально-политической действительности, была доказана в ходе исследования проблемы.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Агласов В.А., Елисеев С.М., Ландов С.А. Легитимность власти в постсоциалистическом российском обществе. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  2. Аляева А.В. Государственное управление в регионах: технологии принятия решения // Вестник Казанского технологического университета. – 2004, №1. – С.406-410.
  3. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения. Теория и технологии принятия. – М.: Проект, 2004.
  4. Бондаренко Н. Мониторинг и сопровождение реализации политических решений // Человек и Закон. – 2008, № 3.
  5. Воротников В.П. Политические решения: теория и российская теневая практика // Обозреватель-Observer. – 2004, №1. - С. 82-97.
  6. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис. – 2002, № 2.
  7. Дегтярев А.А. Принятие политических решений: проблемы теории и практики. – М., 2004.
  8. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис. – 2003, № 1, С. 159-170 (часть I); № 2, с. 164-173 (часть II).
  9. Киселев И.Ю. Образ государства и принятие решений в международных отношениях. – Спб., 2004.
  10. Клементевич Т. Процесс принятия политических решений. Элементы теории политики. – Ростов-на-Дону, 1991.
  11. Красников В.С. Разработка управленческих решений. – СПб., 1998.
  12. Миронов В.В., Зуб А.Т. Принципы принятия управленческих решений в системе федеральных органов исполнительной власти. – М.: Современные тетради, 2003.
  13. Петровский А.Б. Теория принятия решений. – М.: Академия, 2009.
  14. Планкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений.  – М.: Дело, 1994.
  15. Раппопорт Б. М. Оптимизация управленческих решений. - Москва: Теис, 2001.
  16. Рациональный выбор в политике и управлении / Под ред. Л.В. Сморгунова. – Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998.
  17. Ременников В.Б. Управленческие решения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  18. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. – СПб.: Питер, 2006.
  19. Рубцов С.В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. - М., 2001.
  20. Серебрянников, В. Политические решения в экстремальных ситуациях // Власть. – 2003, № 2.
  21. Сернова Н.В. Принятие политических решений в условиях многокритериальности. – М.: Изд-во МГИМО, 2007.
  22. Сморгунов Л.В., Павроз А.В. Принятие политических решений: теория и методология // Полис. – 2005, № 4.
  23. Соловьев А.И. Принятие государственных решений // Власть. – 2005, № 10-12.
  24. Стиль принятия политических решений / Отв. ред. Егорова-Гантман Е. – М., 1994.
  25. Цыгичко В.Н. Руководителю – о принятии решений. — М.: ИНФРА-М, 1996.

Информация о работе Способы реализации политических решений в деятельности политического лидера