Союзное госуддарство Беларуси и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 13:38, реферат

Краткое описание

«Курс на создание Союзного государства – это стратегическое направление российско-белорусского взаимодействия» - сказал Президент Российской Федерации, выступая в Минске на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. И далее он отметил, что строительство Союзного государства идет далеко не просто.
Желание обеих сторон на соединение в единое государство можно объяснить следующим: для Белоруссии – это огромный финансовый и ресурсный потенциал России; приток инвестиций, так как Белоруссия становится своего рода «окном в Европу». Для России - решение проблемы «изоляции» России, в связи с расширением НАТО и ослаблением влияния России в Европе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Предпосылки к объединению России и Белоруссии в союз………………………...4
Этапы формирования Союзного государства России и Белоруссии……………….6
Союзное государство России и Белоруссии. Современное состояние……………11
Основные направления сотрудничества союза России и Белоруссии…………….13
Перспективы Союзного государства России и Белоруссии………………………..16
Единая валюта………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………...18
Список используемой литературы…………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 52.87 Кб (Скачать файл)

      Среди основных  направлений внешнеполитической  деятельности Союзного государства  можно выделить: координацию действий  в сфере внешней политики, связанных  с осуществлением Договора; принятие  в состав Союзного государства  других государств; взаимодействие  в международной сфере по военным  и пограничным вопросам, включая  реализацию международных договоров  по вопросам сокращения вооруженных  сил и ограничения вооружений. Кроме того, важнейшими направлениями  внешнеполитической деятельности  являются обеспечение признания  Союзного государства всем мировым  сообществом, активное участие  в деятельности и мероприятиях  международных организаций, развитие  всесторонних связей с бывшими  республиками СССР в рамках  СНГ, участие в обеспечении  стабильности и безопасности  на евразийском континенте и  в мире.

      Главный  акцент в интеграционном сотрудничестве  России и Белоруссии ставится  на создание единого экономического  пространства. В этой плоскости  ведется работа по углублению  валютной интеграции, в рамках  которой продолжается реализация  Плана совместных действий правительств  и Центробанков двух стран  по введению единой денежной  единицы Союзного государства,  предусматривающего проведение  структурных преобразований в  области налогово-бюджетной, денежно-кредитной  политики, внешнеэкономической деятельности, страхования, валютного регулирования.

      Развиваются  российско-белорусские торгово-экономические  связи.

      Одним из  важных направлений интеграции  является реализация около 40 межгосударственных  экономических, оборонных, социальных  программ и проектов. Их финансирование  осуществляется из бюджета Союзного  государства.

      Расширению  экономического сотрудничества  содействует образование межгосударственных  финансово-промышленных групп (МФПГ).

      Большую  роль в российско-белорусских  отношениях играет межрегиональное  сотрудничество. В настоящее время  все 6 белорусских областей и  Минск связаны соглашениями о  сотрудничестве с 80 субъектами  Российской Федерации. В Минске  действуют представительства 6 российских  регионов. В десяти регионах России  открыты отделения посольства  Белоруссии.

      Осуществляется  тесное внешнеполитическое взаимодействие. Россия и Белоруссия выступают  с единых или близких позиций  по основным международным проблемам,  тесно сотрудничают в ООН, другими  универсальными и региональными  организациями.

      Укрепляется  российско-белорусское сотрудничество  в сфере антитеррористической  деятельности, борьбы с преступностью.  В декабре 2001 г. принята Военная  доктрина Союзного государства.  Функционирует совместная региональная  группировка войск. Проводятся  мероприятия по восстановлению  кооперационных связей между  предприятиями ВПК.

      В социальной  сфере ведется работа по выполнению  положений Договора «О равных  правах граждан». Значимым шагом  стало создание единого миграционного  пространства России и Белоруссии, обеспечение равных имущественных  прав граждан двух стран, а  также возможностей в получении  бесплатного образования и при  трудоустройстве. В январе 2006 г.  подписаны соглашения по дальнейшему  обеспечению равенства прав российских  граждан в Белоруссии и белорусских  граждан в России в сфере  здравоохранения, пенсионной системы  и налогообложения.

  Интенсивный характер  носят связи между Россией  и Белоруссией в области культуры.

 

4.2 Программы Союзного государства России и Белоруссии

  К основным программам  союза России и Белоруссии  относятся следующие:

      1. «Создание компьютерных технологий программно-переналаживаемого оборудования, новых материалов и инструментов для обработки оптических деталей от микрооптики до астрооптики из традиционных и нетрадиционных оптических материалов»

      Социально-экономическая  значимость программы состоит  в следующем:

  • сохранение и развитие научно-технического потенциала в области оптико-электронного приборостроения специального и гражданского назначения России и Белоруссии, совершенствование их интеграционных связей;
  • обновление оптического производства новым компьютеризированным программно-переналаживаемым и экологически чистым оборудованием;
  • развитие производства и обеспечения оптико-механическими и оптико-электронными приборами отраслей народного хозяйства;
  • создание на базе данного оборудования новых форм организации производства оптической элементной базы оптико-электронных систем и комплексов «двойного» назначения, максимально адаптированных к условиям рынка.

      2. «Развитие дизельного автомобилестроения на период до 2008 года»

      Основная  цель – создание и организация  производства автомобильной техники,  отвечающей современным международным  и перспективным требованиям  по экологии, экономичности, безопасности  и надежности.

      В результате  реализации программы ожидается:

  • активизация и повышение эффективности экономики Российской Федерации и Республики Беларусь на основе развития производства на предприятиях автомобильной промышленности и в смежных отраслях;
  • организация дизельного автомобилестроения, отвечающего перспективным техническим требованиям по экологии, безопасности и надежности, в количествах, удовлетворяющих основные потребности внутреннего рынка и государственные нужды;
  • создание новых рабочих мест.

      3. «Создание и организация серийного производства комплексов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобильного энергосредства мощностью 200-450 л.с. на 2006-2009 годы»

      Программа  решает следующие основные задачи: повышение технической оснащенности  сельскохозяйственного производства  за счет обеспечения его техникой  повышенной энергонасыщенности; повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет увеличения использования сельскохозяйственной техники.

      4. «Повышение эффективности производства и переработки плодоовощной продукции на основе прогрессивных технологий и техники»

      Основная  цель – насыщение продовольственных  рынков Беларуси и России конкурентоспособными  продуктами питания из плодов  и овощей отечественного производства  в объемах и ассортименте, позволяющих  удовлетворить покупательский спрос,  повысить качество питания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Перспективы Союзного государства России и Белоруссии

В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет  министров и другие органы верховной  власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства). В настоящее  время символы Союзного государства  — флаг, герб и гимн не утверждены.

Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Беларуси, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский Союз) выдвигал президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В конце 2006 года, в свете  резкого повышения Россией цен  на газ для Беларуси, президент  Лукашенко высказывает значительное разочарование. В январе 2007 года он заявляет, что «от нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…».

Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Беларуси рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать В. В. Путин, чьи полномочия как президента России истекли в мае 2008. С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства .

Впрочем, из-за выявления  ряда экономических и политических противоречий, в частности: «молочной  войны», процесс интеграции двух республик  идёт неровно. Кроме того, отношение  к союзу в Беларуси, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство  с единой валютой, президентом и  парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить. Однако результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется в ангажированности. В то же время,белорусские политологи утверждают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику.

В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.

До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов  обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Беларусь налаживает проект в  основном из-за тяжелого экономического положения.

 

6. Единая валюта

Александр Лукашенко впервые  объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года, однако планы были вскоре отодвинуты на 1 год. Однако ни в 2005, ни в 2006 единая валюта так  и не появилась. 2 февраля 2006 на пресс-конференции  в Минске директор Национального  Банка Беларуси Пётр Прокопович объявил  об ожидаемом введении единой валюты с 2007, чего также не произошло.

Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран  по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Беларусь настаивает на выплате  значительной компенсации за отказ  от национальной валюты — белорусского рубля и на сохранении за Минском  права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Беларусь, соответственно, не принимает  российский рубль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Заключение.

 

      В настоящее  время Союз для России и  Белоруссии крайне важен. Сегодня  фактически только Белоруссия "мешает" замыканию геополитической Балтийско-Черноморской  дуги, превращающейся не только  в "санитарный кордон" между  Россией и Западом, но и в  реальный плацдарм для всех  форм экспансии на российскую  территорию. Если такое замыкание  произойдет, речь пойдет уже о  дележе территории самой России  по тем или иным стратегическим  схемам.

      Кроме того, Белоруссия исключительно важна  для России и как единственный по сути (в отсутствие Украины и Прибалтики) выход в Европу для транспортно-коммуникационных маршрутов (железные и автомобильные дороги, газопроводы и нефтепроводы, ЛЭП и т.д.). Уход Белоруссии из зоны "российской союзности" будет означать резкое наращивание уровня геополитической и геоэкономическое изоляции нашей страны.

      Наконец,  Белоруссия и Россия, хотя бы  в силу унаследованной структуры  своих хозяйственных комплексов, являются друг для друга пока  незаменимыми производственно-технологическими  партнерами и взаимодополняющими  рынками, лишиться которых для  каждой из республик будет  крайне болезненно.

      Важнейшими  выводами, которые можно сделать  из анализа дискуссий, связанных  с обсуждением белорусско-российского  союза, являются следующие:

      Во-первых для успешного решения внешнеполитических задач России требуется урегулирование внутренних проблем, иначе они станут серьезным препятствием на пути реализации ее геополитических планов;

      Во-вторых, договор о союзе, на мой взгляд, воспринимается и обществом, и  государственным аппаратом как  некая декларация о намерениях, не более (по крайней мере, такое  ощущение очень сильно). Вызвано  это тем, что он не имеет  конституционно-правовой, учредительной  природы.

      И наконец,  из двух предыдущих выводов  следует главный: чем скорее  будет создан проект конституционной  основы Союза (Конституции или  Конституционного акта), а затем  вынесен на голосование, тем  больше шансов на то, что реальное  объединение все-таки произойдет. А шансы эти с каждым годом  уменьшаются.

      Использование  конституционных механизмов членами  Содружества позволит эффективнее  решать многие региональные и  глобальные проблемы.

Информация о работе Союзное госуддарство Беларуси и России