Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:31, доклад
Социологическая школа возникла в начале 80-х годов XIX в. К этому времени идеи антропологов уже успели полностью дискредитировать себя. Росла преступность, особенно рецидивная и молодежная. Разработки Кетле в сфере моральной статистики ставили новые проблемы перед наукой уголовного права. Тезис Кетле о том, что общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает, прямо связывал преступность с социальными и иными факторами.
Социологическая школа возникла в начале 80-х годов XIX в. К этому времени идеи антропологов уже успели полностью дискредитировать себя. Росла преступность, особенно рецидивная и молодежная. Разработки Кетле в сфере моральной статистики ставили новые проблемы перед наукой уголовного права. Тезис Кетле о том, что общество имеет тех преступников, которых оно заслуживает, прямо связывал преступность с социальными и иными факторами. Необходимо было сформулировать новую научную концепцию уголовного права, которая бы в большей мере отвечала потребностям современной действительности, послужила основанием к реформам законодательства.
Стал широко распространяться позитивизм — философское течение, которое исходит не из метафизических умозрений, а кладет в основу положительные, позитивные факты, которые должны познаваться при помощи их описания, регистрации. Именно позитивизм Конта и Спенсера как метод анализа отдельных социальных факторов является философской основой социологической школы. Социологи, как и антропологи, объявили существовавшую до них науку
уголовного права не соответствующей потребностям общества, устарелой, назвав ее в этом смысле «классической школой».
Однако вскоре с социологической школой произошла определенная трансформация. В 1889 г. социологи организовали Международный союз криминалистов, просуществовавший до первой мировой войны и проведший к 1915 г. 12 своих съездов. Причем для участия в этих съездах приглашались криминалисты из многих стран, в том числе классики, неоклассики, нормативисты.
Постепенно позиции
2. Наиболее видными
3. Учение о причинах
преступности. Преступление не есть
результат свободной воли, как
о том писали классики. Преступление
— это результат сложного
Индивидуальные факторы — пол, возраст, болезни, происхождение и воспитание, образование, семейное положение, физические и психические свойства.
Физические факторы (иногда их называют теллурическими — от лат. tellus — земля) — это географическая среда, климат, времена года, количество осадков, время суток и др.
Социальные факторы — безработица, уровень цен на продукты питания, уровень потребления алкоголя, заработной платы, состояние жилищ, воспитание и образование, густота населения, проституция, люмпенизация'населения и др.
Социологи предлагают ряд рекомендаций для устранения факторов преступности, особенно социальных: снижение безработицы пу-
388
Глава XXIV
тем создания новых рабочих мест, регулирование цен, строительство жилищ, помощь эмигрантам, покровительство беспризорным детям и др. Они вслед за классиками и антропологами считают преступность вечным явлением. «Сама мысль, — писал Лист, — о возможности уничтожить преступность принадлежит к области утопии». Отметим, что идеи социологов о факторах преступности и о том, что ее нельзя уничтожить, подвергались беспощадной критике в советской науке уголовного права и официальной политике. Например, в программе КПСС, принятой на XXII съезде, прямо ставилась задача ликвидации преступности в ближайшее время. Сейчас, когда эти идеи воспринимаются как еще один миф советской действительности, взгляды социологов в этой части должны, конечно, оцениваться иначе.
Таким образом, социологи правильно признавали преступность явлением социальным, вызываемым к жизни различными процессами, происходящими в обществе.
4. Учение об опасном
состоянии — это реакционная
часть взглядов социологов. Отбрасывая
крайности антропологов о
Основанием для репрессии является не деяние, как о том твердили классики, а деятель, не состав преступления, а опасное состояние. Неуловимость признаков опасного состояния открывает широкие возможности для необоснованных репрессий и произвола. Поэтому отказ от понятий вменяемости, вины, наказания и других институтов классического уголовного права характерен для социологов. Приведем лишь две цитаты. Так, Принс без лишней скромности писал: «Я показал, что преобразование в уголовном праве заставляет нас признать опасное состояние даже там, где нет еще преступника, и право вмешательства государства даже там, где нет ни преступления, ни преступника». Ему вторит Ван-Гамель: «Три понятия страшно мешают нам, а именно: «вменяемость», «наказание», «преступление»; когда мы от них, наконец, освободимся, все тогда пойдет лучше».
5. Учение о наказании
и мерах безопасности. Социологи
разработали классификацию
Школы (основные направления) науки уголовного права • 389
ким, привычным преступникам необходимо применять также меры безопасности, превентивное заключение, помещение в специальные заведения, работные дома, отправление в ссылку, полицейский надзор и др. Представители социологической школы предложили систему неопределенных приговоров, передавая вопрос о сроке наказания тюремной администрации. Вместе с тем они предлагали ввести в законодательство условное осуждение и условно-досрочное освобождение от наказания, замену краткосрочного лишения свободы штрафом, создание специальных судов и особых мест лишения свободы для несовершеннолетних преступников.
6. Идеи социологов оказали
существенное влияние на
7. Идеи социологов получили
новый импульс после окончания
второй мировой войны, когда
возникла школа новой