Социальные политические последствия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы исследуем частный случай несовершенной конкуренции, так называемую олигополию.
Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………3
1 глава…………………………………………………………………………………………………4
1.1 Понятие Олигополия……………………………………………………………………………..4
1.2 Модели Олигополии……………………………………………………………………………...5
1.3 Сущность и виды картелей………………………………………………………………………8
1.4 Образование карели…………………………………………….………………………………12
1.5 Ценовые войны………………………………………………..………………………………..15
2 Глава………………………………………………………………………………………………20
2.1 Типы рыночной экономики……………………..……………………………………………..20
2.2 Социальные политические последствия в России…………………..………………………..24
Заключение…………………………………………………………………………………………26
Список литературы…………………………………………………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

Олигополия.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)
 

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………………………………3

1 глава…………………………………………………………………………………………………4

1.1 Понятие  Олигополия……………………………………………………………………………..4

1.2 Модели  Олигополии……………………………………………………………………………...5

1.3 Сущность и виды картелей………………………………………………………………………8

1.4 Образование  карели…………………………………………….………………………………12

1.5  Ценовые  войны………………………………………………..………………………………..15

2 Глава………………………………………………………………………………………………20

2.1 Типы  рыночной экономики……………………..……………………………………………..20

2.2 Социальные  политические последствия в России…………………..………………………..24

Заключение…………………………………………………………………………………………26

Список  литературы…………………………………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   Оценивая  значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

   Во  многих случаях олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия существует, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм. 
В данной курсовой работе мы исследуем частный случай несовершенной конкуренции, так называемую олигополию. 
Сущность олигополистического рынка заключается в том, что на нем действуют несколько поставщиков, причем любой из них имеет возможность существенно повлиять на прибыли остальных конкурентов. То есть между олигополистическими фирмами существует зависимость особого рода. Цель нашего анализа заключается в исследовании ее воздействия на поведение фирм и анализе роли государственной политики на олигополистическом рынке.
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 Глава. Основные  понятия Олигополии.

   1.1 Понятия Олигополия

   Олигополия  – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим  структурам  можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается  от  2  до  24  продавцов.  Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии,  ибо  это уже  не  монополия.  Верхний  предел  условно  ограничен  24  хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур  монополистической конкуренции. По  концентрации  продавцов  на  одном  и  том  же  рынке   олигополии подразделяются на плотные  и  разряженные.  К  плотным  олигополиям  условно относят такие  отраслевые  структуры,  которые  на  рынке  представлены  2-8 продавцами.  Структуры  рынка,  которые  включают  более   8   хозяйствующих объектов,  относят  к  разряженным  олигополиям.  Подобного  рода   градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в  условиях  плотной  и разряженной олигополии. В первом случае в силу  весьма  ограниченного  числа продавцов возможны различного рода сговоры  в  отношении  согласованного  их  поведения на рынке, тогда как во втором случае это практически невозможно.

     Исходя  из  характера   предлагаемой   продукции,   олигополии   можно  подразделить  на  ординарные  и  дифференцированные.  Ординарная  олигополия связана  с  производством  и  предложением  стандартных  продуктов.   Многие стандартные продукты выпускаются в условиях олигополии – это сталь,  цветные металлы, строительные материалы. Дифференцированные  олигополии  формируются  на основе выпуска продуктов многообразного ассортимента. Они характерны  для тех отраслей,  в  которых  имеется  возможность  разнообразить  производство предлагаемых товаров и услуг.

         Уровень  плотности  олигополистической  структуры   рынка   измеряется  количеством предприятий в той или иной  отрасли  и  их  долей  в  совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики.  Таким  образом,  варьируя количеством предприятий можно определить степень концентрации  производства, а  следовательно,  и  предложения  в   исследуемой   отрасли   общественного производства.       В то  же  время следует подчеркнуть,  что было  бы  неосмотрительно ориентироваться    на    масштабы     только     национальной     экономики. Олигополистические структуры могут формироваться как на региональном, так и на  местном  уровне  хозяйствования.  Так  в  силу  специфики   возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольшого  города) также формируются олигополистические структуры,  равным  образом  как  и  на региональном уровне в сфере предложения, например кирпича.

         Однако на каком бы уровне  мы ни рассматривали олигополии,  не  следует забывать  о  двух  важных  моментах:  межотраслевой  конкуренции  и  импорте продукции.  Сила  олигополии  уменьшается   под   воздействием   предложения продуктов предприятиями других  отраслей,  которые  обладают  приблизительно одинаковыми   с   продукцией   олигополистов   потребительскими   свойствами (например, газ и электроэнергия как источник  тепла,  медь  и алюминий  как сырье для изготовления электропроводов). Ослаблению  олигополии  содействует и импорт аналогичных товаров или  их  заменителей.  Оба  эти  фактора  могут способствовать формированию  более  конкурентных  структур  по  сравнению  с чисто отраслевыми рыночными структурами.[1] 

   1.2 Модели Олигополии 

   Специфика поведения олигополистов на рынке

   Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист: 

       не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;

       не имеет заданной кривой предельного  дохода (также как и спрос, MR меняется  в зависимости от поведения  самой фирмы и ее конкурентов);

       не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);

       не может использовать равенство  MR=MC для нахождения точки оптимума.

   Модели  кооперированной и некооперированной  олигополии

   Многообразие  форм поведения олигополий и особенности  их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.

   Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.

   При кооперированной олигополии фирмы  согласуют взаимное поведение, вступая  в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.

   При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют  независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.

   В качестве примера моделей некооперированной  олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель Штакельберга, модель ломаной кривой спроса. Примером модели кооперированной олигополии служат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство). Модель теории игр будет рассмотрена в отдельном разделе и раскроет механизм стратегического выбора фирм между кооперированной и некооперированной олигополиями.

   Модель  Курно. Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята французом А. Курно в 1838 г. Его модель основывалась на следующих предпосылках:

   • на рынке присутствуют только две  фирмы;

   • каждая фирма, принимая свое решение, считает  цену и объем  производства конкурента постоянными.

   Допустим, что на рынке действуют две  фирмы: Х и У. Как будет определять фирма Х цену и объем производства? Помимо издержек они зависят от спроса, а спрос, в свою очередь, от того, сколько продукции выпустит фирма У. Однако что будет делать фирма У, фирме Х неизвестно, она лишь может предположить возможные варианты ее действий и соответственно планировать собственный выпуск.

   Поскольку рыночный спрос есть величина заданная, расширение производства фирмой  вызовет  сокращение спроса на продукцию фирмы  Х. На рис. 12.8 показано, как сместится  график спроса на продукцию фирмы Х (он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до Р1,  Р2 и  с Q0 до Q1,Q2.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Модель  Курно. Изменение  цены и объема выпуска  продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D — спрос; MR — предельный доход; МC — предельные издержки

   Если  рассматривать ситуацию с позиции  фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых фирмой Х.

   Объединив оба графика, получим кривые реакции  обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 12.9 кривая Х отражает реакцию  одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У — соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными действиями.

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Кривые  реакции фирм Х  и У на поведение друг друга 

   В модели Курно не отражено одно существенное обстоятельство. Предполагается, что  конкуренты отреагируют на изменение  фирмой цены определенным образом. Когда  фирма У выходит на рынок и  отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает в ценовую игру, снижая цены и объем  производства. Однако фирма Х может занять активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму У на рынок.  Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно.

   «Ценовая  война» снижает прибыли обеих  сторон. Поскольку решения одной из них влияют на решения другой, существуют основания договориться о фиксации цен, разделе рынка с целью  ограничения конкуренции и обеспечения высоких прибылей. Поскольку всякого рода сговоры подпадают под антимонопольное  законодательство и преследуются государством, фирмы в условиях олигополии предпочитают от них отказываться.

   Так как ценовая конкуренция не выгодна  никому, каждая фирма была бы готова держать более высокую цену при  условии, что ее конкурент поступит аналогичным образом. Даже если изменится спрос, или сократятся издержки, или произойдут еще какие-то события, позволяющие снизить цену без ущерба для прибыли, фирма не сделает этого из опасения, что конкуренты воспримут подобный шаг как начало ценовой войны. Повышение цен также не привлекательно, так как конкуренты могут и не последовать примеру фирмы.

   Реакция фирмы на изменение цен конкурентами отражена в модели изогнутой кривой спроса на продукцию фирмы в условиях олигополии. Эта модель была предложена в 1939 г. американцами

   . Холлом, К. Хитчем и П. Суизи изображены кривые спроса и предельного дохода фирмы Х (выделены жирной линией). Если фирма поднимет цену выше Р0, то ее конкуренты не станут в ответ повышать цены. В результате фирма Х потеряет своих потребителей. Спрос на ее продукцию при ценах выше Р0 очень эластичен. Если же фирма Х установит цену ниже Р0, то конкуренты, скорее всего, последуют за ней, чтобы сохранить свою долю рынка. Поэтому при ценах ниже Р0 спрос будет менее эластичным.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Модель  изогнутой кривой спроса: D1,MR1 — кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах выше Р0 ;D2 MR2— кривые спроса и предельного дохода фирмы при ценах ниже Р0

Информация о работе Социальные политические последствия в России