Соотношение политической и государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро. В этой работе, я рассмотрю структуру государственной власти, её функции, принципы работы, а также систему органов во власти, и одновременно характер, форму осуществления и сравнить систему государственной власти в Советском Союзе и в современной России. Структура данной курсовой работы включает в себя введение, три главы и заключение. В первой главе изложены понятия, принципы государственной власти, а также деятельность государственного аппарата и его организация. Во второй главе был рассмотрен принцип разделения властей

Содержание

Введение………………………………………………………….……..... 3.
Глава 1. Понятие государственной власти…………………………....…4.

Глава 2. Теория разделения властей……………………………….….....8.

Глава 3. Соотношение политической и государственной власти….….15.

Заключение…………………………………………………………..….…18.

Список литературы………………………………………………….…… 20.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по Истории государства и права зарубежных стран.docx

— 41.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

Введение………………………………………………………….……..... 3.

Глава 1. Понятие государственной  власти…………………………....…4.

 

Глава 2. Теория разделения властей……………………………….….....8.

 

Глава 3. Соотношение политической и государственной власти….….15.

 

Заключение…………………………………………………………..….…18.

 

Список литературы………………………………………………….…… 20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государственная власть - это  важнейший атрибут государства, наделённый властными функциями  по управлению страной. В современном  демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Её источник – не божественная воля и не харизматические  свойства правителя, а суверенитет  народа; его волей, выраженной в конституции  страны, определяется характер государственной  власти и формы её осуществления. Необходимым условием укрепления и развития государственной власти являются законность, единообразное и неуклонное исполнение законов которые издаются органами и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями. Таким образом, государственная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведение в жизнь законов, предназначенных  для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международном уровне. Проблемам государственной власти посвятили работы большое количество учёных: В.Е Чиркин, С.С. Алексеев, И.Н. Гомеров, В.Д. Перевалов и многие другие. Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что сегодня проблема государственной власти и проблема разделения властей стоит наиболее остро. В этой работе, я рассмотрю структуру государственной власти, её функции, принципы работы,  а также систему органов во власти, и одновременно  характер, форму осуществления и сравнить  систему государственной власти в Советском Союзе и в современной России. Структура данной курсовой работы включает в себя введение, три главы и заключение. В первой главе изложены понятия, принципы государственной власти, а также деятельность государственного аппарата и его организация. Во второй главе был рассмотрен принцип разделения властей.  В третьей главе нашли отражение вопросы о соотношении политической и государственной власти. Выше изложенное предопределяет характер данной работы: она является попыткой общего изучения понятия государственная власть.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  государственной власти.

Понятия государственной  власти:

Власть – это возможность  и способность осуществлять собственную  волю даже вопреки сопротивлению  другой стороны (сторон). Отношения  власти асимметричны, они предполагают доминирование, господство, которое  может быть навязано и насильственно, и принято «добровольно» (под  психическим, идеологическим или иным воздействием). Власть всегда содержит элемент принуждения в той  или иной, гибкой, почти незаметной, или жёсткой, даже террористической форме. Особое значение в человеческом обществе имеет не индивидуальная, частная власть, характеризующая зависимость одного лица от другого (например, отношения матери и малолетнего ребёнка), а сознательная, общественная власть, в основе которой лежит существование определенных отношений, коллективов. Эти связи опираются не на персональные отношения, не на кровнородственные связи (как при родоплеменном строе), а на иные факторы. Необходимость сознательной, общественной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Особого рода коллектив – современное, государственно-организованное общество той или иной страны. Ему присуща политическая власть. Эта власть является не частной (как в семье) или корпоративной (как в политической партии), а публичной. Она действует от имени всего общества, и даже если представители этой власти заявляют о её классовом характере (Китай, КНДР или Куба), они утверждают, что в конечном счёте такая власть служит коренным, долговременным интересам общества (например, утверждается, что диктатура пролетариата имеет своей целью создать «самое справедливое» социалистическое, а затем коммунистическое общество). Политическая власть, как правило, получает свое выражение в государственной власти. Лишь в редких случаях бывают другие формы политической власти. Политической (но не государственной) властью была власть Советов в условиях двоевластия в феврале – июле 1917г. в России (она стала государственной в результате революции в октябре 1917г.). Признаки государственной власти: Государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной.

Существует несколько  признаков государственной власти:

                                            .

*Власть - возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению..

1) Государственная власть  выступает как официальный представитель  общества данной страны. Только  она юридически уполномочена  действовать от имени всего  общества и как таковая применять  от его имени в случае необходимости  легализованное и в большинстве  случаев легитимное принуждение,  насилие.

2) Государственная власть  обладает верховенством в обществе, она суверенна. Осуществление  всех других разновидностей власти  может регулироваться государством, правом.

3) Регулируя отношения  различных классов, социальных  и иных групп, государственная  власть выполняет арбитражную  роль в обществе, хотя при этом, прежде всего, защищает интересы  экономически доминирующих классов  и слоёв населения, наиболее  влиятельных «групп давления».

4) В отличие от политической, государственная власть в высокой  степени формализована, её организация,  порядок деятельности детально  определяются конституционными  нормами, иным законодательством.

5) Государственная власть  реализуется специализированным  государственным аппаратом (парламент,  правительство суды, милиция (полиция)  и т.д.), тогда как политическая  власть Советов в условиях  двоевластия опиралась на вооруженные  отряды, боровшиеся против существования  государственной власти.

В федеративном государстве  государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в  составе Российской Федерации и  т.д.). Они имеют свои парламенты, правительство иногда – своих  президентов (республики в России и  Югославии). Однако государственная  власть субъекта федерации имеет  подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации. Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата:

  Под принципами организации  и деятельности государственного  аппарата понимаются руководящие  абстрактные положения, на основе  которых формируются и функционируют  государственные органы.

                               .

*Верховенство - Главенство, господство.

*Федерация – это форма государственного или национального государственного устройства, основанная на политических образованиях.

К ним относятся:

·        принцип  законности – принцип соответствия, строгого следования закону и непротиворечивости всех аспектов деятельности государственного аппарата в целом, его отдельных  органов и государственных служащих конституции, законам и подзаконным  актам;

·        принцип  эффективности – обеспечение  результативности, рентабельности управленческой деятельности, особенно необходимой  в условиях рыночных отношений;

·        принцип  профессионализма; в соответствии с  ним обеспечивается занятие тех  или иных должностей (особенно руководящих) квалифицированными, компетентными, дипломированными специалистами, использующими научный  подход;

·        принцип  демократизма, обеспечивающий участие  всех граждан, народа как источника  государственной власти в принятии политических решений, формировании и  деятельности государственных органов;

·        принцип  гуманизма, признающий ценности каждого  отдельного человека как личности, приоритета его законных прав, свобод и интересов;

·        принцип  гласности, обеспечивающий прозрачность деятельности государственных органов, их периодическую отчётность, информирование населения о результатах деятельности по тем или иным направлениям;

·        принцип  национального равноправия, требующий  равного доступа к замещению  вакантных должностей в госаппарате  людям не какой-то одной, а разных национальностей или рас;

·        принцип  централизма, отражающий иерархичность  структуры государственного аппарата, вертикального или горизонтального  подчинения;

·        принцип  федерализма, который выражает единство государственной власти в федеративной стране при разграничении предметов  ведения федерального центра и отдельных  субъектов Федерации;

·        принцип  сочетания единоначалия и коллегиальности, позволяющий соединить коллективное обсуждение с оперативным принятием  решения начальником;

·        принцип  разделения властей, в соответствии с которым различают законодательную, исполнительную и судебную власть; он создаёт баланс властей, их контроль (сдерживание) и исключает злоупотребление  властью.   

Глава 2. Теория разделения властей.

Государственная власть состоит  из трёх относительно самостоятельных  ветвей, каждая из которых имеет  своё юридическое обоснование. Эти  ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обособились как  три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности. Законодательная ветвь государственной власти в официальной форме устанавливает правовые нормы, общие правила, определяющие меру свободы человека в обществе и государстве. В частности, законодатель устанавливает правила применения политической силы, необходимого и допустимого с точки зрения обеспечения свободы, безопасности, собственности. Исполнительная власть воплощает в себе принудительную силу государства. Это система органов, обладающих, в частности, полицейскими полномочиями, способных осуществлять организованное принуждение вплоть до насилия. Эти полномочия должны быть правомочиями, т.е. должны быть установлены законом для обеспечения свободы, безопасности, собственности. Судебная власть разрешает споры о праве, устанавливает право (права и обязанности) в конкретных ситуациях, для конкретных субъектов. В частности, судебные решения дозволяют или предписывают правовые меры государственного принуждения в отношении конкретных субъектов. Разделение властей означает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны в пределах своей компетенции и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В то же время компетенция этих органов такова, что они не могут действовать изолированно, и государственная власть осуществляется в процессе кооперации трёх её самостоятельных ветвей: деятельность законодателя не принесёт желаемого результата без соответствующей деятельности исполнительной и судебной власти, осуществление правосудия невозможно без власти законодательной и судебной и т.д. Кроме того, во взаимоотношениях ветвей власти должны быть сдержки и противовесы, не позволяющие каждой из ветвей власти выходить за пределы её компетенции и, наоборот, позволяющие одним ветвям власти удерживать другие в рамках компетенции. Юридический смысл разделения властей выражен в следующем рассуждении великого французского просветителя Ш.Л. Монтескье в его основном сочинении «О духе законов»: «Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот  монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная

                               .

*Принудительная  сила государства необходима  для исполнения законов и виды  принуждения применяются в соответствии  с правом.           

власть не будет отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с  законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем»1 Следует пояснить, что Монтескье отводит роль главы исполнительной власти монарху не потому, что он сторонник монархии и противник республики (в этом контексте его теорию рассматривать не уместно), а потому, что исполнительная более эффективна, когда она осуществляется единоличным органом власти. Из этого рассуждения Монтескье вытекает, что разделение властей существует в трёх аспектах или на трёх уровнях – функциональном, институциональном и персональном. Функциональное разделение властей. Ради обеспечения свободы необходимо установить раздельную функцию принятия решений о принуждении (применении силы) и функцию осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения силы, судебная власть допускает или предписывает конкретные меры применения силы. Следовательно, эти ветви власти не должны обладать принудительно силой, не должны осуществлять государственное принуждение. Поскольку такой силой обладает исполнительная власть, она сама не должна принимать нормативные или индивидуальные решения о применении силы. Следовательно, исполнительная власть должна действовать на основании и во исполнение законов и судебных решений. Институциональное разделение властей. Осуществление функций законодательной, исполнительной и судебной власти не должно быть соединено в одном лице или учреждении. Разделение властей означает отделение инстанций, обладающих принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы. Иначе говоря, нужно разделить государственные органы, компетентные применять силу и компетентные принимать решения о применении силы. В этом контексте разделение законодательной и исполнительной власти означает, во-первых, что органы исполнительной власти не  вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона. Во-вторых, законодатель не вправе вмешиваться в деятельность исполнительных органов, не вправе принимать решения индивидуального характера, входящие в компетенцию исполнительной власти. В противном случае законодатель превратится в институциональную силу, одновременно устанавливающую правила применения силы. Недопустимость соединения судебной власти с законодательной достаточно очевидна. Если судья будет сам устанавливать и менять правила, по которым он судит, то получится «шемякин суд», в котором

Информация о работе Соотношение политической и государственной власти