Соотношение легитимности и эффективности власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2015 в 18:33, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение власти, а также важно раскрыть понятие легитимности власти.
Отсюда вытекают следующие задачи работы:
 раскрыть сущность власти;
 рассмотреть виды и функции власти;
 выявить особенности политической власти;
 показать взаимодействие эффективности и легитимности власти;
 выявить проявления власти в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Сущность власти, ее функции, виды ………………………………………5
2 Особенности политической власти………………………………………...9
3 Политическая легитимность……………………………………………….13
4 Соотношение легитимности и эффективности власти…………………..16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемых источников……………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 51.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Сущность власти, ее функции, виды ………………………………………5

  1. Особенности политической власти………………………………………...9

  1. Политическая легитимность……………………………………………….13
  2. Соотношение легитимности и эффективности власти…………………..16

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемых источников……………………………………………..23

 

 

 

 

Введение

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Власть и господство представляют собой базовые характеристики любого человеческого сообщества. С этим феноменом мы в той или иной форме встречаемся почти во всех сферах жизни людей. Речь может идти о власти родителей над детьми в, руководителя предприятия над работниками, мэра города над своими подчиненными и т.д. А иногда понятие "власть" вообще используется в качестве метафоры: говорят, например, о власти традиций, власти предрассудков, власти идей, власти любви, о власти человека над самим собой, над природой. Очевидно, что не всякие властные отношения можно назвать политическими.

Целью данной работы является изучение власти, а также важно раскрыть понятие легитимности власти.

Отсюда вытекают следующие задачи работы:

  • раскрыть сущность власти;
  • рассмотреть виды и функции власти;
  • выявить особенности политической власти;
  • показать взаимодействие эффективности и легитимности власти;
  • выявить проявления власти в обществе.

Объектом данной работы является власть, а предметом легитимность и эффективность.

Важнейшим условием функционирования власти является ее авторитет в глазах граждан, ее легитимность. Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние, при котором большинство народа признает законность и справедливость власти. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть опирается на силовое принуждение.

Проблема эффективности оказывается напрямую связанной с проблемой признания обществом правомерности, справедливости существующей политической власти. И хотя в распоряжении властной элиты, казалось бы, находятся все ресурсы власти, это не может гарантировать ей устойчивости собственного положения без обретения решающего ресурса - добровольного согласия на то основной части населения. Признание данной политической власти, ее институтов, решений и действий правомерными в политологии называют легитимностью. Таким образом, легитимность политической власти связана с ее эффективностью, а понятие легитимности, отражающее отношения к власти, становится конструктивным подспорьем в диагностике эффективности власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность власти, ее функции, виды

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе

М. Вебер источниками власти считал:

  • насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы);
  • авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера);
  • право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция).

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

В современном, постоянно усложняющемся мире способность человека подчинить себе других людей всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу и другим нравственным ценностям, более эффективна в тех случаях, когда её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего, право собственности.

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях и общественных организациях.

В последнее время в источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических структур, фильтрующих и изменяющих её.

Власть является одним из главных (если не самый главный) ресурсов любого человеческого сообщества. Притягательность власти с данной точки зрения заключается в том, что властные рычаги дают возможность влиять на производство, распределение и потребление почти всех ресурсов.[3,c 45]

В любом обществе существует множество форм и источников власти, влияния и авторитета. К ним относятся экономические, духовные, нравственные и другие факторы, а также различные неэкономические институты, отношения, организации, социальные движения и добровольные общественные образования: церковь, профессиональные объединения, средства массовой информации, организации культуры, политические партии, ассоциации избирателей и др.

Все они в той или иной мере имеют отношение к власти, частично осуществляют отдельные ее функции. Степень независимости граждан от государства, степень демократичности общественно-политической системы тем выше, чем больше в обществе центров власти и влияния.

Как же в таком случае совместить принцип единства и неделимости верховной власти государства и множественность центров власти в обществе. Дело в том, что, согласно большинству современных теорий, верховная государственная власть имеет границы, которые она не вправе преступать.

Такими границами являются неотчуждаемые права человека на жизнь, свободу и собственность. Гарантией сохранения и реализации прав личности служит система разделения власти на три главные и равновеликие ветви – законодательную, исполнительную и судебную, система, призванная не допустить использование власти в целях установления деспотизма одной ее ветви или отдельного лица. По Конституции законодательная власть сосредоточена в Федеральном Собрании, исполнительная – в руках Президента, судебная – в Верховном и Конституционном судах.

Каждая из этих ветвей выполняет свои специфические функции. Если президент является главой государства и контролирует формирование состава и деятельность правительства, то функцией правительства является управление экономическими, социальными, экологическими, политическими и иными процессами в обществе. Функции законодательной власти, представляющей все население страны и ее регионы, состоят в разработке и принятии общеобязательных для всех граждан государства законов и нормативно-правовых актов, а также контроль над деятельностью правительства. Что касается судебной власти, то в ее полномочия входит обеспечение неукоснительного соблюдения всеми гражданами и властными структурами конституции и законов данного государства.

При этом нельзя забывать тот факт, что такое разделение власти означает не изолированность трех ветвей, их полную независимость друг от друга, а равновесие, сбалансированность, способность в тесном взаимодействии осуществлять функции государственного управления.

Для того чтобы лучше понять механизмы власти и осуществления властных полномочий, нам следует обратиться к классификации данного феномена. Власть принято подразделять на следующие виды:

  • экономическая – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности;
  • социальная – это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий;
  • политическая власть – всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Следует иметь в виду, что типы власти связаны с конкретной политической действительностью. Реально существующие политические системы представляют собой переплетение всех трех типов при преобладании одного из них. Поэтому не следует смешивать типы власти, выделяемые в качестве теоретической концепции, с конкретной реальностью политических систем, где они проявляются лишь частично и в сочетании друг с другом. В то же время без выделения этих идеальных типов осмысление реальных политических систем было бы невозможно.[5, c 120]

Таким образом, слияние политической, экономической, социальной и информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них: в экономике - наличие множества конкурирующих центров, в политике - разделение власти между государством, партиями, а также самой государственной власти на три ветви, в духовной сфере - доступность образования, культурно-информационный плюрализм.

 

 

 

2 Особенности политической власти

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть - своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти. Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти - это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал.

Общепризнанным источником власти является сила. Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти - это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества. [7, c 23]

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Особым и наиболее известным видом власти является власть политическая. Ее нередко отождествляют с властью принудительной, т. к. она выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

Сущностным признаком политической власти является её опора на государство, что позволяет ей легально использовать силу в пределах территории данного государства. Но в, то, же время политическая власть отнюдь не сводится к применению или угрозе применения силы. Насилие, физическое принуждение вообще могут использовать и неполитические структуры (семья, преступные группировки и т. д.). Что же касается политической власти, то она включает практически все известные ресурсы власти: и материальное принуждение или стимулирование, и идеологическое манипулирование, традиционное обоснование и освящение.

Информация о работе Соотношение легитимности и эффективности власти