Современные проблемы развития конфликтологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 22:56, контрольная работа

Краткое описание

Вся история человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Появление государственности можно рассматривать, как попытку людей создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. На протяжении многих веков ученые умы мира трудятся над тем, чтобы понять природу конфликта и предложить эффективное средство для выхода из них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Функциональный анализ конфликта в практике социальной работы…………4
«Холодные» и «горячие» конфликты в поведенческой модели У.Марстона…6
Система управления современными социально-политическими конфликтами на примере Украины……………………………………………...………………8
Заключение………………………………………………………………………12
Список литературы………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 30.95 Кб (Скачать файл)

        В  социологии существуют два подхода  к определению понятия консенсус.  При первом он рассматривается  как согласование взглядов и  ориентаций двух и более субъектов  конфликта, которое проявляется  в соответствующем их взаимодействии  при решении жизненно важных  вопросов. Второй подход анализирует  консенсус через способы его  достижения, в процессе которых  формируется принципиальное единство  мыслей, позиций большинства. По  мнению западных ученых, политический  консенсус выполняет в обществе  две основные функции: поддерживает  порядок и снижает возможность  использования силы при решении  вопросов, во-вторых, он существенно  расширяет масштабы сотрудничества.

         Политический консенсус выступает  сложным феноменом, владеющим  соответствующей структурой и  многообразным содержанием. Известный  американский политолог Дж. Сарти определил три уровня политического консенсуса: консенсус на уровне общества (основной консенсус); консенсус на уровне режима (процедурный консенсус); консенсус на уровне политики. Первый уровень фиксирует наличие или отсутствие общепринятой в обществе системы норм и ценностей. Второй определяет «правила игры», они обычно фиксируются в конституциях, законодательных документах. Третий уровень - процесс обсуждения и принятия политических решений.

      Технологии  достижения политического консенсуса  являются достаточно сложными  и зависят от многих факторов. Одним из наиболее важных аргументов, определяющих конфигурацию, характер  формирования и реализацию управленческих  решений в современном украинском  обществе выступает его транзитивное, переходное состояние, смена моделей  социального функционирования.

Для такого этапа общественного  развития характерно одновременное  присутствие нескольких потенциальных  векторов социальных изменений, балансирующих  между тоталитаризмом и демократией. В контексте этого необходима смена самой модели социального  управления. Надеемся, что результатом  определенных изменений станет окончательное  преодоление приоритета идеологических аргументов в системе управления и использование принципов социального  менеджмента. Обозначенная метаморфоза  выступает определяющим условием эффективного управления перманентными социальными  конфликтами, что происходят во всех сферах общественной жизни.

        Социально-политические  конфликты в украинской макросреде  впечатляют своей пестротой и  многообразием. На первый взгляд  их можно квалифицировать как  государственные и региональные, традиционные и новые, актуальные  и потенциальные и т.д. Не  стоит думать, что способы управления  и достижения консенсуса будут  идентичными относительно всего  спектра конфликтов. Это обозначает, что практика социального управления  обостряет проблему поиска эффективных  методик реагирования на перманентно  возникающие конфликты и эти  методики, скорее всего, существенно  будут отличаться между собой. 

На наш взгляд, среди  наиболее часто использованных управленческих методик реагирования на конфликтные  ситуации украинской макросреды можно  определить следующие:

-методики антикризисного  управления, используемые в условиях  эскалации конфликта; 

-методики комплексного, структурного решения конфликтов  и нейтрализация тех факторов, что провоцируют их появление  и эскалацию; 

-методики программно-целевого  управления, что ориентируются на  предупреждение, профилактику конфликтных  ситуаций;

-методики обеспечения  социального равновесия, которые  удерживают латентный конфликт  от перехода в фазу практического  обострения;

-методики, использующие  потенциал самоуправления (преимущественно  в пределах локальных социальных  систем).

       Мы понимаем, что предложенный перечень не  является полным в контексте  социального управления и может  быть существенно дополненным.  Несмотря на отличия описанных  выше методик, можно признать  правильность следующего тезиса: социально-политическими конфликтами  необходимо управлять таким образом,  чтобы не только свести к  минимуму потери, но и максимально увеличить общую выгоду для сторон, принимающих в нем участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Позитивные функции конфликта в социальной работе можно обозначить таким образом:

Содействие снятию напряженности, агрессивности;

Выявление возникающих противоречий в деятельности работников социальных служб, вызванных нерациональным подходом к решению проблем клиентов, недостатком  профессионализма, бюрократическими проволочками и т.д.

Содействие изменениям кадрового  состава социальной службы с учетом мотивации, личностных качеств, мнения работников;

Введение новых способов организации реабилитационных мероприятий  с учетом пожеланий клиентов, улучшение  системы обслуживания;

Установление причин и  поводов наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций с последующим их устранением.

Формирование навыков  регулирования конфликтных ситуаций и их профилактики.

К негативным функциям конфликта  в социальной работе следует отнести:

Нарушение сложившейся системы  оказания помощи клиентам, снижение эффективности  мероприятий;

Высокую конфликтность в  коллективе, ухудшение микроклимата в социальной службе;

Снижение мотивации работников, фрустрацию, депрессию, высокую текучесть  кадров, понижение самооценки;

Распад сложившихся коммуникативных  связей, структур взаимодействия.

 

 

 

 

 

Список литературы

Степаненкова В. М. Понятий социального конфликта в теории Ральфа Дарендорфа // Социс. -2004.-№5.

Ручка А. А., Танчер В. В. Очерки истории социологической мысли.- К, 2002

Глухова А. В.Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). - М, 2007

Попова, В.В. Конфликтология в социальной работе: учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006.

Козер Л. Функции социального конфликта. Перевод с англ. О.А. Назаровой – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2008.

Козырев Г.И. Основы конфликтологии: учебник. - М.:ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2007. Мосина Л. Управление гневом / ЛСадровый менеджмент, №4, 2007.

Муладжанова Т. Типы конфликтов // Кадровый вестник, №5, 2008.


Информация о работе Современные проблемы развития конфликтологии