Современное средство и методы манипулирования общественным сознанием и влияние на избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 19:39, реферат

Краткое описание

Тема моего реферата «Современное средство и методы манипулирования общественным сознанием и влияние на избирательный процесс».
Сегодня манипулирование общественным сознанием расцветает пышным цветом. Мы не можем не задумываться над теми последствиями, к которым манипуляции привели многие страны, и в том числе Россию.

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 41.75 Кб (Скачать файл)

Введение 

   Тема моего реферата «Современное средство и методы манипулирования общественным сознанием и влияние на избирательный процесс». 
Сегодня манипулирование общественным сознанием расцветает пышным цветом. Мы не можем не задумываться над теми последствиями, к которым манипуляции привели многие страны, и в том числе Россию.

   Что же такое манипулирование? Это один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.

 

   Какие цели и задачи содержит манипуляция? Какие признаки, методы и предпосылки? И как же манипулирование общественным сознанием влияет на избирательный процесс? 
Именно эти вопросы я попытаюсь раскрыть в своем выступлении. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признаки манипуляции  сознанием.

   Как я уже и говорила, манипулирование – это один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».

    В XX веке круг явлений, к которым стали прилагать термин «манипуляция» с политическим наполнением изначального определения расширился. Он стал использоваться применительно к СМИ и политическим мероприятиям, направленным на программирование мнений или устремлений масс, психического состояния населения и т. п. Конечная цель таких усилий — контроль над населением, его управляемость и послушность. Сегодня же понятие «манипуляция» во многом идентично внедрению в сознание идей, мыслей и представлений путем массированного распространения специально подготовленной по форме и содержанию информации. Теперь рассмотрим признаки манипуляции сознанием.

    Первый признак, вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилием). Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности.

   Второй скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные.

   Следующий признак  воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).

   И последнее, к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпосылки манипуляции.

 

   Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее количество граждан не тратит душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник. Манипуляция — это не насилие, а соблазн.

   В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

положительные формы:

  - заступничество,

  - успокаивание,

  - комплимент,

  - невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),

  - сообщение хороших новостей,

  - общие интересы

отрицательные формы:

  - деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),

  - деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),

  - деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания).

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы манипуляции.

 

   Существует множество различных принципов манипулирования массами, в большинстве своем основанных на таких категориях психики как внушение, заражение, и подражание.

   Средства современных средств массовой информации привносят свои методы воздействия (манипулирования) над массами. Причем результативность их в нынешнем обществе достаточно высокая. Однако, прежде чем начнем рассматривать средства воздействия на аудиторию, используемые в СМИ, рассмотрим шесть наиболее распространенных принципов, встречаемых нами в жизни.

   Если с какой-нибудь просьбой к нам обратится не просто какой-то человек (тем более, неизвестный нам), а наделенный какими-то знаками отличия и общественного признания (например, академик, генерал, губернатор — обращающийся лично к вам), в большинстве случаев можно говорить что вы последуете его просьбе. Это принцип авторитета.

    Недалеко отсюда и принцип благосклонности. Нам легче поверить внешне привлекательному (даже красивому) человеку, чем имеющему какой-либо внешний дефект. Если нас о чем-то попросит красивая актриса или фотомодель, это большая гарантия того, что мы откликнемся на ее просьбу, нежели чем на просьбу какого-нибудь бомжа, или пьяницы, валявшегося в грязи. Это происходит как бы независимо от нашего сознания, бессознательно.

   Еще один из принципов — принцип взаимного обмена. Или «правило признательности». Этот принцип широко используется в крупных супермаркетах, когда нам бесплатно предлагают попробовать какой-либо товар, тем самым бессознательно вынуждая нас (в качестве признательности) в дальнейшем (или тут же) купить этот самый товар.

   Если большое количество народа покупает какой-либо товар, мы как бы бессознательно стремимся сделать то же самое. Здесь же происхождение и популярность различных рейтингов, проплаченных хлопков в зрительном зале во время выступления деятелей эстрады и шоу-бизнеса, и т. п. Везде в таких случаях индивид как бы первоначально и бессознательно ориентируется на массовое поведение других людей. Это принцип заразительности.

   И, наконец, еще один принцип — это принцип дефицита. Он основан на том, что человек начинает что-то покупать в случае если эту вещь может потерять или наоборот, выгодно приобрести. Риск чего-нибудь лишиться прямиком воздействует на наше подсознание, вынуждая совершать зачастую ненужные покупки. В советское время многое считалось дефицитом, например книги. Многие помнят то время, когда за нужную книгу необходимо было предварительно сдать пару десятков килограммов макулатуры, или оказаться перед выбором приобретения этой книги только у спекулянтов-перекупщиков. И это при том, что книги выходили миллионными тиражами. Сейчас же, когда вы можете найти практически любое издание в магазине, тиражи книг редко когда превышают 5 тыс. экземпляров. Парадокс? Нет. Ведь многие тогда покупали книги «просто так», только из-за того, что появлялась возможность «достать». Сейчас же в этом исчезла необходимость.

   И уже как бы то ни было, все это как раз наглядно демонстрирует принцип дефицита, принцип манипулирования нашим сознанием. Сознанием масс. И большинство из нас, к сожалению, поддается этим манипуляциям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средства манипулирования.

 

   Значительно различаются средства воздействия на подсознание используемые, например, сто лет назад, и современные. С массовым распространение телевидения, интернета, и печатных СМИ — это стало делать намного легче. В частности речь идет именно о большом охвате территории. Так сказать, воздействие на массовое сознание в значительно больших объемах.

   Непременно важно также обратить внимание на то, что по настоящему манипулирование массовым сознанием возможно, когда человек находится под постоянным воздействием какой-то информации. Ведь в этом случае ему уже как бы и не надо думать. Все «продуманно» за него. И при этом в данном случае результат достигается благодаря тому, что у человека формируется как бы новая идеология. Для этого, конечно, желательнее вырвать индивида из контекста прежней жизни. Потому как значительно труднее управлять сознанием человека, если он находится в окружении, привычном для него.

   Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

   - под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;

   - под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

   - под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

   - под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;

   - под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;

   - под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

   - под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

   - под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

   - под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

   - под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

   - под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.

   Использование СМИ в избирательной кампании принимает различные формы, которые можно классифицировать как по субъектам, так и по содержанию.

   Что касается первого из числа названных признаков, то он позволяет выделить формы использования СМИ:

 а) избирательными  комиссиями;

 б) органами местного самоуправления;

 в) кандидатами, избирательными объединениями и блоками.

   По содержанию формы использования СМИ можно подразделить на следующие группы: а) информирование;б) предоставление (платное или бесплатное) печатных площадей и эфира для агитации.  
   В свою очередь, информирование реализуется в формах опубликования и оповещения. Опубликование и оповещение имеют черты, как сходства, так и различия. Общим является то, что законодательство, как правило, устанавливает определенные сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие агитации. Способы манипулирования через  СМИ во время выборов.

 

   Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них.

   Исходя из данного определения, можно вывести определения предвыборной агитации в средствах массовой информации, которое будет звучать следующим образом: предвыборная агитация через СМИ - деятельность граждан, избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов в депутаты и других участников избирательного процесса по подготовке и распространению через СМИ в установленных законом формах информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов, федеральных списков кандидатов. 
   Рассмотрим 10 способов манипулирования с помощью средств массовой информации во время выборов. 
   1)Отвлечение внимания

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и  экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения  информационного пространства малозначительными  сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы  не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики. «Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

Информация о работе Современное средство и методы манипулирования общественным сознанием и влияние на избирательный процесс