Система избирательных комиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Избирательная система - важнейший элемент политической системы государства. Проведение выборов является основной формой и способом демократической борьбы за обладание государственной властью или формой участия в контроле над ее осуществлением. Основным принципом проведения в Российской Федерации выборов и референдума является то, что выборы и референдумы организуют и проводят избирательные комиссии. Деятельность комиссий осуществляется открыто и гласно. При этом специаль¬но отмечено, что вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и местного само¬управления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Содержание

Введение……………………………………...……………………………………….3
1. Система избирательных комиссий…..……………………………………….…..4
2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации …..….……….9
3. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации………………...13
4. Иные избирательные комиссии…………………………………………………15
4.1 Избирательные комиссии муниципальных образований………….…………………………………………………….....15
4.2 Окружные избирательные комиссии………………………………………………………………...……17
4.3 Территориальные избирательные комиссии…………………..………………………………………………….19
4.4 Участковые избирательные комиссии………………………………………………..…………….………21
Заключение……………………………………………………………………….…22

Вложенные файлы: 1 файл

избирательные комиссии РФ.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Срок полномочий ЦИК России составляет четыре года. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Важно отметить, что данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в одномандатных избирательных округах.

Состоит ЦИК из 15 членов. Пять членов назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями, а также депутатами Государственной Думы РФ. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Федерации. Пять членов ЦИК России назначаются Президентом России. Все члены ЦИК России с правом решающего голоса должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Члены ЦИК России организуют свою работу по конкретным направлениям, определенным Регламентом комиссии. Организацию работы ЦИК осуществляет Председатель комиссии.

 

 

3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ  СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статус ИКС РФ аналогичен статусу ЦИК России как государственного органа, действующего на постоянной основе, а также как коллегиального органа и юридического лица, за исключением положения о том, что ЦИК России является федеральным государственным органом, тогда как ИКС РФ является государственным органом субъекта Российской Федерации. Документами, регулирующими статус указанных ИКС РФ, помимо Федерального закона, являются конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации. В большинстве регионов приняты специальные законы об избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации. Особенность статуса ИКС РФ состоит в том, что они являются не только комиссиями, организующими выборы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, но также и комиссиями, которые в соответствии с федеральными законами о выборах принимают участие в подготовке и проведении федеральных выборов.

Срок полномочий ИКС РФ составляет четыре года. Конкретное количество ее членов устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно.

Члены ИКС РФ с правом решающего голоса назначаются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений (общие правила), а также предложений представительных органов местного самоуправления, ИКС РФ предыдущего состава, ЦИК России. При этом предусмотрено, что не менее половины членов ИКС РФ должны быть назначены по поступившим предложениям политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Российской Федерации, законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае если ЦИК России внесла предложения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, как минимум, одна из предложенных кандидатур должна быть учтена этим органом в обязательном порядке. Аналогично высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязан назначить не менее одного члена ИКС РФ на основе поступивших предложений ЦИК России.

ИКС РФ формируются для подготовки и проведения выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в случаях, установленных законами, ИКС РФ могут принимать участие в организации выборов в органы местного самоуправления. На этой основе федеральным законом установлены общие полномочия избирательной комиссии, осуществляемые в ходе избирательной кампании, а также в период между выборами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ИНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ  КОМИССИИ

4.1 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ.

Указанные комиссии создаются для подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления. Создание ИКМО должно быть предусмотрено в законе субъекта Российской Федерации, либо в уставе муниципального образования, либо и в том и другом акте.

При наличии возможности финансирования деятельности ИКМО из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) бюджета муниципального образования избирательная комиссия может получить статус юридического лица. При проведении выборов различного уровня нередко возникает необходимость вместо создания новой избирательной комиссии возложить соответствующие полномочия по осуществлению избирательных действий на иную комиссию, действующую на данной территории. Чаще всего такой «взаимообмен» происходит между ТИК и ИКМО. Так, если ИКМО не создавалась, то при проведении муниципальных выборов ее полномочия могут быть возложены на постоянно действующую ТИК. Такое решение принимает ИКС РФ по инициативе и на основании обращения представительного органа местного самоуправления.

Срок полномочий ИКМО – четыре года. Установление числа членов ИКМО относится к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации или самого муниципального образования, поскольку количественный состав комиссии зависит от местных условий.

Порядок формирования ИКМО соответствует общим требованиям, предъявляемым к процедуре формирования и составу избирательных комиссий. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав ИКМО, кроме указанных в общих правилах, относятся собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, что типично для формирования всех «низовых» комиссий, а также ИКМО предыдущего состава, ИКС РФ.

Полномочия ИКМО могут возлагаться на соответствующую территориальную комиссию, определяются ее целевым назначением – подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 ОКРУЖНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ.

При проведении выборов ОИК создаются на разных уровнях и могут занимать в системе избирательных комиссий и взаимоотношениях с другими избирательными комиссиями различное положение. Так, при выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации ОИК являются вышестоящими по отношению к ТИК и одновременно нижестоящими по отношению к ИКС РФ (за исключением случая, когда полномочия ОИК возложены на ИКС РФ).

При выборах депутатов представительных органов власти местного самоуправления ОИК являются нижестоящими по отношению к ИКМО и одновременно вышестоящими по отношению к УИК. Вместе с тем полномочия ОИК могут быть возложены на УИК. ОИК обычно формируются при проведении выборов в законодательные органы государственной власти или представительные органы местного самоуправления.

Полномочия ОИК могут возлагаться на другие избирательные комиссии, если территория округа совпадает с подведомственной этой комиссии территорией или составляет часть последней. В этом случае решение о возложении полномочий принимает организующая выборы комиссия.

Срок полномочий ОИК равен сроку полномочий избираемого органа и истекает в день официального опубликования решения о назначении новых выборов. Число членов ОИК устанавливается законом, регулирующим проведение выборов в тот или иной орган.

ОИК по выборам в федеральные органы формируются ИКС РФ, что свидетельствует о повышении роли и ответственности этих комиссий при проведении федеральных избирательных кампаний. ОИК по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации или в органы местного самоуправления формируются вышестоящими комиссиями: ИКС РФ, ИКМО или ТИК.

Компетенция ОИК весьма специфична. Кроме общих для всех комиссий полномочий, они регистрируют кандидатов, выполняя большой объем работы по приему и проверке представленных кандидатами документов, собранных в поддержку их выдвижения подписей избирателей, контролю за проведением агитации на территории избирательного округа, законным расходованием средств избирательного фонда кандидата и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ.

 Место ТИК в системе государственных органов субъекта Российской Федерации определяется федеральным избирательным законодательством, соответствующим законом субъекта Российской Федерации. Формирование ТИК осуществляется ИКС РФ, она же назначает председателей ТИК. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав ТИК, кроме указанных в общих правилах, относятся представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, ТИК предыдущего состава. Постоянная основа деятельности ТИК означает непрерывный период ее работы с момента первого заседания комиссии до истечения установленного законом срока полномочий (первого заседания комиссии нового состава). ТИК создаются не для проведения конкретных выборов, а для организации любых выборов, проводимых на соответствующей территории в течение срока их полномочий.

Конкретное число членов каждой ТИК определяется ИКС РФ. Количественный состав комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данной территории, а также местных особенностей, например наличия отдаленных или труднодоступных местностей.

Следует отметить, что нормы Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г. существенно изменили статус и процесс формирования территориальных избирательных комиссий по сравнению с ранее действующим законодательством.

Основные изменения произошли:

1) в сроках осуществления полномочий – теперь ТИК стали действующими в течение 4 лет органами;

2) в объеме осуществляемых полномочий – он значительно увеличился в рамках подготовки и проведения выборов;

3) в порядке их формирования – формировать ТИК стали избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

ТИК осуществляют на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; обеспечивают на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей; формируют участковые избирательные комиссии, назначают их председателей; осуществляют иные полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4 УЧАСТКОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ.

Это особый вид комиссий и обладают рядом признаков, присущих только им. Так, УИК занимают «низовое» место, составляя организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Они образуются только для проведения конкретных выборов. Целевое назначение этих комиссий – обеспечение решающего момента избирательной кампании, т. е. процесса голосования и подсчета голосов. УИК действуют только на непостоянной (временной) основе и имеют самый короткий по сравнению с другими комиссиями срок полномочий.

Срок полномочий УИК начинается с установленного законом момента их формирования и заканчивается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, которое должно осуществиться не позднее чем через одни месяц со дня голосования. Однако в случае обжалования или опротестования итогов голосования, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации голосования или подсчета голосов, ее полномочия сохраняются до вынесения окончательного решения по жалобе. Число членов участковой комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надлежащую организацию голосования и выдачу бюллетеней в помещении для голосования, обеспечение учета заявлений и голосования вне помещения. Число членов комиссии с правом решающего голоса устанавливается федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации о конкретных выборах и, как правило, составляет от 3 до 15 человек. Формируют УИК вышестоящие избирательные комиссии. К субъектам, наделенным правом предлагать кандидатуры в состав УИК, кроме указанных в общих правилах, относятся представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. УИК ближе всего стоят к избирателям, и главными направлениями их деятельности являются информирование избирателей, работа со списками избирателей, подготовка и проведение голосования и подсчета голосов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Действующая система избирательных комиссий в Российской Федерации представляет собой важнейший организационный механизм, обеспечивающий периодическое демократическое обновление избираемых государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии, проводящие выборы – это стройная, гибкая система, приспособленная к выборам органов власти различных уровней. Как всякая сложная социальная система, система избирательных комиссий не просто сумма составляющих ее подразделений, а слаженный организм, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко указанных в законах. Законодательством также определены совокупность их прав и обязанностей по обеспечению надлежащих условий для организации свободного волеизъявления избирателей в ходе проведения выборов, порядок образования, способ формирования состава и срок полномочий избирательных комиссий, их подконтрольность и ответственность, гарантии деятельности по осуществлению возложенных на них полномочий.  

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ

2. Конституция РФ 

3. «Конституционно-правовая институционализация системы избирательных комиссий в свете международных стандартов», Миронов Н.М., «Конституционное и муниципальное право», №10, 2006г.

4. Иванченко А.В. «Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика». – М.: Изд-во «Весь мир», 1996. 
5. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов/ Отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков. – М.: Изд-во НОРМА; 2003 

7. Научно-практический комментарий к федеральному закону об «Основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко), - М.:  изд-во «НОРМА», 2003.

8. «Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации» Веденеев Ю.А. "Журнал российского права", №6, 2006 

 

 

 

 

1 «Конституционно-правовая институционализация системы избирательных комиссий в свете международных стандартов», Миронов Н.М., «Конституционное и муниципальное право», №10, 2006г.

2 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ

 

3 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ

Информация о работе Система избирательных комиссий