Россия – Латинская Америка: новый этап

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 15:45, доклад

Краткое описание

В последние годы в отношениях Российской Федерации с государствами Латинской Америки произошли знаковые сдвиги. Эти изменения затронули политическую составляющую российско-латиноамериканских связей и ощутимо проявились в экономической области: торговый оборот в 2006–2008 гг. вырос с 7 млрд до 16 млрд долларов [1]. Количественные накопления постепенно меняют качественные характеристики взаимодействия России с Латинской Америкой, поднимают его на более высокий уровень (в том числе – на уровень стратегического партнерства), и это позволяет говорить о наступлении нового этапа в наших отношениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Россия и латинская америка.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Состоявшиеся в последние годы официальные визиты, политические консультации, личные контакты лидеров России и государств Латинской Америки послужили продвижению не только нового имиджа Российской Федерации как все более влиятельной и ответственной мировой державы, имеющей глобальные интересы и обладающей соответствующими материальными возможностями, но и конкретных интересов отечественного бизнес-сообщества. 

«Катюша» в ритме танго

22 октября 2010 г. исполняется 125 лет российско-аргентинским дипломатическим  отношениям. Поэтому визит Д.А. Медведева  в Аргентину 14–15 апреля 2010 г. - первая  в истории поездка высшего российского руководителя в эту страну - имел символическое значение, что и было отмечено в Совместном заявлении по итогам переговоров [16]. Но главным, разумеется, было «материальное наполнение» визита. Переговоры с президентом Кристиной Фернандес де Киршнер и подписанные в Буэнос-Айресе документы зафиксировали широкий диапазон сложившихся двусторонних связей и определили наиболее перспективные направления сотрудничества на ближайшее будущее. Пакет соглашений, в частности, предусматривает [17]:

· взаимодействие в области мирного использования атомной энергии, в том числе возможное подключение производственных структур «Росатома» к строительству четвертой аргентинской АЭС «Атуча III»;

· достижение взаимопонимания между Федеральным космическим агентством («Роскосмос») и Национальной комиссией по космической деятельности (КОНАЕ) Аргентины по вопросу сотрудничества в области использования и развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;

· совместные действия ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн» и правительства провинции Буэнос-Айрес по модернизации энергетического объекта «ГРЭС им. 9 июля»;

· сотрудничество в области железнодорожного транспорта: планируется участие ОАО «Российские железные дороги» в модернизации сети аргентинских железных дорог;

· участие ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт геологии зарубежных стран» в геологических исследованиях месторождений углеводов и твердых полезных ископаемых на территории Аргентины;

· намерение осуществлять сотрудничество в области лесного хозяйства;

· развитие взаимодействия в сфере культуры, образования и спорта.

Кроме того, был подписан меморандум о сотрудничестве между предпринимательскими организациями двух стран, а Д.А. Медведев принял участие в деловой встрече представителей ряда ведущих российских и аргентинских компаний и банков, где выступил с программной речью. «Мы, – подчеркнул президент, – вплотную подошли к практической реализации перспективных проектов в высокотехнологичных областях – таких как мирный атом, космос, энергетическая и транспортная инфраструктура. Здесь с нашей стороны присутствуют руководители крупных российских компаний – и государственных, и частных. Мы уже имеем успешные примеры сотрудничества в области энергетики. Сегодня четверть электроэнергии Аргентины вырабатывается на российских турбинах» [18].

В международных дипломатических кругах обратили внимание на слова Д.А. Медведева о том, что «Россия вернулась в Южную Америку», сделала это «достаточно энергично» и теперь активно развивает отношения с латиноамериканскими партнерами. «Это свидетельство того, – заявил президент, – что российская позиция по отношению к Латинской Америке изменилась. Мы считаем, что здесь живут наши друзья, близкие нам люди, мы хотели бы развивать с ними самое тесное сотрудничество» [19].

Изменение геостратегического контекста

Новая российская политика на латиноамериканском направлении вызвала волну комментариев и самых разных мнений как в регионе, так и за его пределами. Многие западные наблюдатели полагают, что активизация действий Москвы в странах ЛАКБ – геополитический курс, основанный на поиске статуса великой державы и направленный против Соединенных Штатов, а продажа оружия правительству У. Чавеса в Венесуэле грозит эскалацией гонки вооружений в этом районе мира [28]. Высказывается также соображение, что действия РФ в Латинской Америке – симметричный ответ на экспансию Запада на пространстве СНГ.

Спору нет, геополитические соображения и расчеты никто не отменял. Россия не оригинальна, когда ищет способы расширения своего присутствия в мире, опираясь на возросшие торгово-экономические возможности и учитывая хозяйственные потребности. Это касается и сотрудничества в военно-технической сфере. Являясь крупным производителем и экспортером оружия, РФ, вполне естественно, ищет новые рынки для своей продукции, в том числе в Венесуэле. Раскручивает ли это гонку вооружений? Приведем только один красноречивый факт. Лидером по военным расходам в регионе является Колумбия (4% ВВП), тогда как Венесуэла направляет на эти цели 1,3% ВВП [29]. Но Колумбию вооружениями снабжает отнюдь не Москва.

Однако главное объяснение новой российской политики состоит в другом. Страны ЛАКБ последовательно наращивают экономический потенциал, их роль в мировых делах растет. Не случайно Мексика и Чили вошли в ОЭСР, объединяющую самые развитые государства, а Аргентина, Бразилия и Мексика – члены «большой двадцатки». Регион на глазах превращается в один из полюсов формирующегося многополярного мира, и игнорировать этот факт никто не может. В частности, большое внимание уделяют ЛАКБ восходящие страны-гиганты – Китай и Индия, уже вступившие в бескомпромиссную конкурентную борьбу за региональные рынки и ресурсы с США и государствами Евросоюза.

 

 

* * *

Политика на латиноамериканском пространстве стала, пожалуй, самым эффектным направлением международной деятельности Москвы в последние годы. Теперь задача состоит в том, чтобы сделать его максимально эффективным,приносящимРоссии весомые торгово-экономические и политические дивиденды. И в этом смысле официальных усилий по поддержке экспансии в ЛАКБ крупного российского бизнесадалеко не достаточно (хотя они совершенно необходимы). К развитию сотрудничества с государствами Латинской Америки следует шире привлекать средний и малый бизнес, научные и культурные круги, институты гражданского общества. Иначе выгоду от латиноамериканского разворота во внешней политике РФ получат только частные олигархические структуры и крупнейшие госмонополии. 

 


Информация о работе Россия – Латинская Америка: новый этап