Роль и место политических партий в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 11:14, реферат

Краткое описание

Цель работы состоит в раскрытии сущности деятельности политических партий в России.
Рассматриваемая тема, очень важна именно в такой сложный момент истории России, когда необходимо много знать и во многих политических вопросах разбираться обычному человеку, и чтобы правильно сделать выбор и тем самым способствовать формированию и более совершенного общества, являющегося как бы средой обитания, как своеобразной атмосферы необходимой для полноценной жизни человека и более разносторонней самореализации личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие политической партии………………………………………………………………………….5
2. Роль партий в политической системе…………………………………………………………………..9
3. Место политических партий в современной России…………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………………………………………….15
Библиографический список………………………………………………………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по политологии.docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

Политическая партия - политическая организация, выражающая интересы общественного  класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов. В  классовом обществе борьба между  враждебными классами неизбежно  становится борьбой политической.

«Самым цельным, полным и  оформленным выражением политической борьбы классов является борьба партий» - В.И.Ленин.

Наиболее реакционной  и агрессивной из всех буржуазных партий являлась Гитлеровская фашистская партия (национал - социалистическая партия Германии). Эта партия является примером партий культа личности. В СССР аналогичной  ей была КПСС. Хотя КПСС задумывалась, как партия для изменения страны в лучшую сторону.

Если бы к власти не пришел И.В.Сталин то изменения задуманы В.И.Лениным возможно бы свершились. И сейчас Россия если бы не обгоняла, то шла бы на уровне развития стран Западной Европы и США. Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий составляются на основе представительства от различных фракций. В программах партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.

Организация избирательного процесса - важная но далеко не единственная функция партии. Еще одна важная функция партии - отбор и выдвижение политических лидеров. Политику необходима способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последствия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперников и определить наиболее эффективные пути достижения поставленных целей.

И, наконец, важнейшая функция  партий в современном демократическом обществе - служить началом связи между гражданским обществом и государством. Политическое партнерство - это вид взаимоотношений между субъектами политической жизни, заключающийся в выработке единой позиции по тем или иным вопросам, практике совместных политических действий, долгосрочных, основанных на совпадении по ряду важнейших моментов стратегии, тактики, политических программ, выражающих интересы этих субъектов. Политические партии, которые имеют реальные возможности участвовать в формировании государственных органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества.

В настоящее время, основными  типами партийных систем являются: двухпартийная и многопартийная системы. Политическая система - часть  политической сферы, интегрированная  совокупность государственных и  негосударственных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование  отношений между социальными  группами, обеспечивающих стабильность и определенный социальный порядок.

Существование множества  партий ведет к появлению политической борьбы. Политическая борьба - это одна из важнейших сторон политической жизни, заключающаяся во взаимодействии различных  политических сил между собой  во имя достижения определенных политических целей. Объектом этой борьбы, в конечном счете, являются отношения власти, поскольку  ее цель - достижение прочных позиций  в политической системе общества и реализация им его воли. Формы  политической борьбы разнообразны и  зависят как от обстановки, так  и степени остроты взаимоотношений  между субъектами. Высшим проявлением  борьбы является гражданская война. Мирный характер борьбы - парламентская  деятельность. По мере роста политической культуры и цивилизованности общества насильственные, а тем более вооруженные  методы борьбы во все большей степени  уступают в политике место ее мирным формам. Среди мирных форм политической борьбы растущую роль играет идейная  борьба, борьба за умы и сердца людей, за их добровольный, сознательный выбор, борьба предвыборная и внутрипарламентская. Эту борьбу возглавляют политические лидеры, стоящие во главе партии.

В основном политическую борьбу выигрывают более развитые партии, отражающие интересы широких масс населения  и различных социальных слоев  общества.

 

 

3. Место политических  партий в современной России

Россия выходит на новый  рубеж своего развития. Благодаря  труду и мужеству всех россиян, воле ответственных политических сил  неуклонно преодолевается кризис последних  лет. Опорой развития страны стала консолидация нации вокруг курса на укрепление законности и порядка в стране, экономическую и политическую стабильность, повышение благосостояния граждан.

В новых условиях жизненно важным становится объединение всех сил, способных взять на себя ответственность  за судьбу России, сплоченных вокруг благородных  идей и целей, которые близки и  понятны подавляющему большинству  граждан страны.

Главной задачей любой  политической партии является достижение государственной исполнительной или  законодательной власти. В современной  России партии имеют влияние только в законодательной ветви власти. Наиболее значительные партии, пройдя через выборы, имеют фракции в  Государственной Думе, в законодательных  органах субъектов Федерации.

При этом сам Президент  России не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется  не по партийному, а по профессиональному  признаку. Большинство глав администраций  субъектов Федерации, мэров крупных  городов также не принадлежат  ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной власти на местах проходят без определяющей роли политических партий; электорат выбирает, ориентируясь, скорее, не на программы, а на личность кандидата.

Этому есть свои причины. Во-первых, в России еще не сложилась устойчивая партийная система. Обилие партий, носящих  во многом искусственный характер, обусловлено не отличием программ, а амбициями их лидеров. Такие  партии заботит больше не реализация интересов электорального слоя, а  «голый интерес власти». Во-вторых, водораздел в партийной борьбе происходит по линии «партия власти - «протестирующие группировки» при неизжитости кардинальных идеологических противоречий, способных вылиться в силовое противостояние, устойчивой партийной системы достичь трудно. В-третьих, становлению сильных партий не способствует и позиция верхних эшелонов власти (Президент и Правительство), которым выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. Исполнительная власть сознательно проводит в России политику «деполитизации», чтобы не допустить большего влияния политических партий на население. В условиях, когда по Конституции России большинство властных полномочий сосредоточено в руках Президента и исполнительных органов власти, воздействие и влияние политических партий на общенациональную политику сведено к минимуму и осуществляется в основном в рамках парламентских дебатов.

Власть политических партий в России имеет латентный (скрытый) характер, сводясь к деятельности их парламентских фракций. В этом случае воздействие на исполнительную власть осуществляется через процесс  законотворчества, посредством лоббирования принятия политических и социально-экономических  решений, торга на «рынке власти»  с Правительством и Президентом (имеющего зачастую вид «схватки под  ковром»). Пытаясь преодолеть партийное  влияние, исполнительная власть предпринимает  шаги, направленные на изменение Закона о выборах в Государственную  Думу. В частности, Б.Ельциным был  предложен законопроект, предусматривающий  выборы только по мажоритарному, а не смешанному (в том числе и партийному) принципу.

Однако объяснить слабость политических партий в современной  России лишь противодействием со стороны  исполнительной вертикали власти нельзя. Сами партии в своей деятельности допускают много просчетов и  прямых нарушений действующего законодательства. Многие лидеры, с чьими именами  связаны партии в умах электората, просто скомпрометировали себя. Партии зачастую представляют не интересы населения, а свои собственные властные амбиции  и поэтому не имеют устойчивых связей с различными социальными  слоями общества. Пока партии проявляют  завидную активность лишь в преддверии выборных кампаний. Особенно это относится  к парламентским партиям, использующим предоставленные им возможности  и аппарат (средства связи и коммуникации, финансирование и т.п.) часто не по прямому назначению.

Сильным рычагом воздействия  этих партий на исполнительные органы власти в России является процесс  принятия бюджета. Однако здесь узкопартийные  пристрастия и интересы, лоббистская  деятельность, непрофессионализм и  идеологическая зашоренность берут зачастую верх над общенациональными приоритетами. Становится очевидной необходимость повышения ответственности партийных фракций в Государственной Думе за те решения, которые ею принимаются.

Для участия в политическом процессе и достижения своих целей  политические партии и общественно-политические движения в современной России должны обладать ресурсами. Главными из них  являются:

1) наличие сильной организации,  имеющей отделения в регионах  России, обладающие реальным влиянием  в них на общественную жизнь  и органы государственной власти  и самоуправления;

2) устойчивая связь с  обществом, (аккумуляция и артикуляция  интересов избирателей, постоянное  давление на потестарные органы и государство с целью их осуществления);

3) наличие политической  идеологии, основные положения  которой интегрировали бы в  себе предельно широкие общественные  интересы, общенациональные приоритеты  и с помощью которой можно  было бы мобилизовать избирателей  на поддержку политической партии  или движения;

4) сильный политический  лидер, способный вести за собой  не только членов собственной  организации, но и людей из  различных слоев общества. При  этом лидер должен обладать  реальным влиянием на политическую  элиту общества (региональную и  центральную), уметь решать сложные  политические проблемы;

5) наличие финансовой  базы. Партии и движения должны  обладать устойчивыми источниками  финансовых средств, поддержкой  со стороны крупных финансовых  центров (банков, крупных фирм  и предприятий) для ведения  повседневной политической деятельности, для агитации, содержания центрального  руководства. Потребность в серьезных  финансовых ресурсах особенно  ощущается в период предвыборных  кампаний, когда зачастую победу  обеспечивает размер партийной  кассы (к примеру, колоссальная  поддержка НДР со стороны структур  «Газпрома»). Это особенно актуально  в современных условиях, когда  материальная поддержка со стороны  простых избирателей сведена  к минимуму из-за тяжелого экономического  положения большинства населения  страны;

6) информационная поддержка.  Политические партии и движения  должны иметь не только собственные  журналы или газеты, но и пользоваться  поддержкой масс-медиа (в первую очередь, телевидения). Создаваемый партиями и движениями со стороны масс-медиа имидж и паблисити в немалой степени способствуют их успеху или неудаче.

7) информационно-аналитическая  база. Политические партии и движения  должны иметь связь с ведущими  аналитическими центрами страны  и свою собственную команду  аналитиков. Аккумулируя полученную  информацию, они могут прогнозировать  дальнейшую ситуацию в стране и в зависимости от этого корректировать свою деятельность.

В современной России ни одна из существующих политических организаций  не обладает всей совокупностью данных ресурсов. Например, КПРФ обладает мощной и разветвленной периферийной структурой в регионах и общественной поддержкой. У ЛДПР сильный партийный лидер  и солидная финансовая поддержка (в  том числе и из-за рубежа). «Яблоко» при наличии сильного и профессионального  лидера проигрывает в поддержке  общественных масс даже при имеющихся  финансовых возможностях.

Будущая Россия - страна свободных  людей, где защищены права и свободы  личности, где человек сможет обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье, выполняя свои обязательства  перед обществом и государством. Каждому гражданину должна быть доступна вся полнота гарантированных Конституцией прав и свобод.

Сегодня человечество сталкивается с новыми и все более грозными вызовами. Необходимо найти на них  достойные ответы, обеспечивающие утверждение  в современном миропорядке принципов  взаимоуважения и равенства, надежной коллективной безопасности. Место России в современном мире должно определяться ее растущим влиянием, достойным звания великой державы. Ее внешнеполитический курс, защищающий национальные интересы страны, основанный на реализме, открытости и эффективности, может решительно повлиять на становление нового миропорядка.

Необходимо отдавать предпочтение:

1)формированию и поддержке международной политики, направленной на повышение роли России в мире;

2)участию России в международных системах коллективной безопасности, защищающих мир от международного терроризма и экстремизма;

3) развитию выгодных для России экономических международных отношений;

4) активному участию России в процессах европейской интеграции;

5)защите прав и интересов российских граждан, соотечественников за рубежом;

6)укреплению международных общественных и гуманитарных связей.

 Для этого необходимо  осуществление принципа равных  прав, свобод и возможностей для  различных социальных групп, национальностей  и конфессий, а так же формирование действенных механизмов защиты прав и свобод.

Информация о работе Роль и место политических партий в современной России