Реформаторская деятельность М.С. Горбачёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 22:19, реферат

Краткое описание

Разумеется, можно бы расширить сопоставление исторических фигур и попробовать провести параллели между Горбачевым и Александром II, проводившим радикальные реформы и закончившим свою жизнь трагически. Какие-то ассоциации можно уловить и в стиле правления Николая II, так не решившегося на крутые меры, и половинчатости реформ Горбачева. Цель моей работы: рассмотреть реформы, проведённые М.С. Горбачёвым, изучить их результаты, прийти к выводам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. От рабочего до президента……………………………………………..4
Глава II. Горбачёвская эпоха…………………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….13
Литература……………………………………………………………………….14
Приложения……………………………………………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

Родился (Автосохраненный).docx

— 67.09 Кб (Скачать файл)

     Всего за шесть лет пребывания в должности Генерального секретаря ЦК КПСС Горбачев одиннадцать раз встречался с президентами США: пять раз с Р. Рейганом, шесть — с Дж. Бушем.

     Вывод войск из Афганистана, падение Берлинской стены и победа демократических сил в Восточной Европе, распад Варшавского Договора и вывод войск из Европы — всё это стало символом «проигрыша СССР в холодной войне».

     Итоги внешней политики:

  • ослабление международной напряжённости;
  • реальная ликвидация целых классов ядерного оружия и освобождение Европы от обычных вооружений, прекращение гонки вооружений, конец «холодной войны»;
  • развал биполярной системы международных отношений, обеспечивавшей стабильность в мире;
  • превращение США после распада СССР в единственную супердержаву;
  • снижение обороноспособности России, потеря Россией союзников в Восточной Европе и «третьем мире».
  1. Реформы политической системы СССР

     Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени актвизировались противники перестройки. В марте 1988 г. в газете ЦК КПСС «Советская Россия» вышла статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад к Ленину и Сталину. На съезде также были предприняты попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял два закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССP» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти становится Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР. Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы.           26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. Май-июнь 1989 года – 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу. В него вошли:

  • Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова)
  • Депутатская группа «Союз» (Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис)
  • Депутатская группа «Жизнь» и другие.

     Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию: отмена однопартийной системы и снятие с КПСС конституционного статуса «руководящей и направляющей силы».

  1. Экономическая реформа

     К середине 1990 г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике. Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости. «500 дней» нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности. Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов. Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки. В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги. Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире (см. Приложения). Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи. В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно. Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т.е. превышение государственных расходов над доходами, составлял по разным оценкам от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т.е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Продолжал расти внешний долг Советского Союза. Примерные данные такие: 1985 г. — 31,3 млрд долларов; 1991 год  — 70,3 млрд долларов. Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым (см. Приложения).

  1. Итоги “Горбачевской эпохи”

     Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное – нерешительность. Но если сопоставить эпохальные масштабы осуществленного им прорыва и более чем скромный отрезок времени нахождения у власти (5 лет и 5 месяцев), то можно считать, что политика Горбачёва пошла на пользу государства. Вот некоторые вехи Горбачёвской эпохи:

  • Разрушение “железного занавеса”, прекращение холодной войны
  • Окончание ядерного противостояния
  • Вывод войск из Афганистана
  • Ликвидация монополии на власть КПСС
  • Проведение первых в истории России свободных состязательных выборов
  • Гласность

     Гласность - ключевое слово перестройки, позволившее веками бессловесным массам говорить все, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно сладострастно самого Горбачева - человека, давшего им волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Прежде чем попытаться оценить результаты горбачёвских реформ, попробуем разобраться в сущности его замысла: что же он реально хотел осуществить?

 
     Очевидный факт: каждый следующий шаг в проводимых реформах существенно уменьшал объём власти, принадлежащий самому Горбачёву. Иными словами, благодаря политике, проводимой Горбачёвым, власть, принадлежащая узкой группе партийных лиц и ему лично, перераспределялась в пользу других структур, в том числе в пользу структур, создаваемых по инициативе самого Горбачёва. Горбачёву блестяще удалось выполнить важную  задачу – убрать старую партэлиту.  Деноменклатуризация – важнейший этап реформы, начатый Горбачёвым.

 
     Главная проблема, с которой Горбачев столкнулся при реализации своих замыслов, – это проблема кадровая. Размах проблемы был даже не в отсутствии кадровой поддержки, а в отсутствии самой системы кадрового обеспечения реформ. Сформированная ещё при Сталине номенклатурная система подготовки, подбора и расстановки кадров была неспособна произвести необходимый кадровый потенциал. Модернизированная советская система обнаружила мощнейший ресурс самоструктурирования, кадрового самообеспечения и ответственного функционирования.

     В результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей, невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по-разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

     Ссылки использованных сайтов:

  • http://sergeyshasherin.ucoz.ru
  • http://ru.wikipedia.org
  • http://www.coolreferat.com
  • http://xreferat.ru
  • http://vimarket2025.narod.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Резкое падение смертности в РСФСР во время Антиалкогольной кампании 1985 года

 

Динамика нетто-коэффициента воспроизводства населения в  РСФСР с 1979 года

 

Показатели (СССР)

1985 год

1991 год

Золотой запас, тонн

2500

240

Внешний долг, млрд. долларов

31,3

70,3

Официальный курс рубля к доллару

0,64 рубля

90 рублей

Официальные темпы роста  советской экономики

+2,3 %

-11 %


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформаторская деятельность М.С. Горбачёва