Ранний утопический социализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:46, контрольная работа

Краткое описание

Некоторые литературные явления исчерпываются потребностями времен и стран, в атмосфере которых они возникли. Художественный процесс без них невозможен так же. Сыграв свою роль, они попадают в историю. Одно из таких явлений – утопия. Само определение слова утопия - есть неосуществимая мечта, в которой выражаются различные идеалы общества и устремления. Во всех утопиях проходит мысль, что в будущем человечество не будет знать деления на расы. Люди будут говорить на одном языке и будут иметь общие интересы. Утопия - это "царство будущего", которое человек создает себе в грезах. Это то лучшее будущее, ради которого человек борется, живет.

Содержание

Введение 3
Утопические идеи Т. Мора 5
Утопические идеи Томмазо Кампанеллы 9
Заключение 13
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

Город Солнца — теократическая республика, организованная по образцу монашеского  Ордена и отдаленно напоминающая государство древних инков. Во главе  его стоит мудрейший и всезнающий первосвященник Солнце (он же Метафизик), которому подчинены три соправителя: Мощь, ведающий военным делом, Мудрость — познанием, науками, и Любовь — продовольствием, одеждой, деторождением и воспитанием. Они выбирают низших должностных лиц, носителей истинного знания, презирающих схоластику — «мертвые знаки вещей».

В Городе Солнца дважды в лунный месяц  созывается общее собрание всех соляриев, достигших 20-летнего возраста. На Большом  Совете каждому предлагается высказаться  о том, какие есть в государстве  недочеты. На 
Большом Совете обсуждаются все важные вопросы жизни государства.

Весьма оригинальны мысли Кампанеллы о способах сочетания демократии и правления ученых-специалистов. Кандидатуры на тот или иной пост предлагаются воспитателями, старшими мастерами, начальниками отрядов и  другими должностными лицами, знающими, кто из соляриев к какой должности более пригоден. В Большом Совете каждый может высказаться за или против избрания. Решение о назначении на должность выносится коллегией должностных лиц. Должностным лицам в свою очередь помогают советом так называемые жрецы, которые определяют дни посева и жатвы, ведут летопись, занимаются научными изысканиями.

В этом государстве существуют право, правосудие, наказания. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Текст законов вырезан  на колоннах у дверей храма, где осуществляется правосудие. Солярии спорят друг с другом почти исключительно по вопросам чести. Этот процесс гласный, устный, быстрый. Для уличения в преступлении необходимо пять свидетелей. Пытка и судебные поединки, свойственные феодальному процессу, не допускаются. Наказания воздаются по справедливости и соответственно проступку.

Источник человеческих зол —  эгоизм. Автор видит возможность  его искоренения, когда все члены  общества равны во всех отношениях. Общие столовые, одинаковая одежда, общие украшения, общие дома, спальни  и кровати... И если уж все общее, то должны быть и общие мужья и  жены, общие дети. С невероятной  дотошностью Кампанелла описывает  деторождение и половые отношения  и обнаруживает почти нескрываемое презрение к парной любви. Она  для него скорее допустимая забава, чем серьезное чувство.

Женщины Города Солнца имеют те же права, что и мужчины, они могут  заниматься и науками, и чем угодно. Они только освобождены от тяжелых  форм труда. “Общности жен” соответствует  ”общность мужей” на основе взаимного  равенства.

В «Городе Солнца» есть отличие экономического и социального бытия по сравнению с «Утопией». Рабочий день сокращен до четырех часов, и все же изобилие налицо, ибо труд, как об этом впервые в истории человеческой мысли догадывается Кампанелла, есть первая потребность человека. Кампанеллу интересует проблема выявления способностей человека, хотя решает он ее в фантастико-астрологическом духе: природные склонности должны быть разгаданы через тот же гороскоп.

Моральное регулирование общественной жизни Кампанелла возлагает на религию, но надеется на религию далеко не во всем. Он разработал ряд правовых и  моральных санкций нерелигиозного характера, иногда весьма жестоких, направленных против безделья и разврата. И он, в отличие от Мора, показывает обитателей своего государства способными взять в руки оружие не только для защиты от внешних нападений. Убить тирана — почетно. Изгнать вздорного и ничтожного монарха — человечно.

Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет ”праздных негодяев и тунеядцев”. За 27 лет заключения он долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве.

Осмыслив окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный  строй. Где все люди равны между  собой.

 

 

 

 

 

Заключение

По мнению многих исследователей творчества социалистов-утопистов, в те времена  люди еще не могли представить  реалии социализма, поэтому их утопии получались слегка фантастичными. Естественно, что в XVI и XVII веках капитализм лишь набирал обороты, общество еще не было готово для перехода к социализму. Не созрели и предпосылки для этого перехода: ни производительные силы, ни производственные отношения.

В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают  о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство, описанное у них, нередко переходит  всякие границы.

Так, у Мора люди представляют собой  массу, потерявшую свою индивидуальность. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться  ровно по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает.

Конечно, капиталистическое общество с его неравенством и эксплуатацией  в какой-то степени несправедливо. Но оно даёт людям свободу, право  выбора.

Если человек хочет чего-то добиться в этой жизни, если он трудолюбив и  способен, он добивается в этой жизни  чего-то. Те же, кто не может добиться высот, оседают внизу. И таких  людей большинство. Само собой, это  “серое” большинство согласно на жизнь при утопии. Люди же достигшие  чего-то в жизни, а их меньшинство, не хотят быть как все. И им утопия не нужна.

В отличие от Кампанеллы, у Мора сохраняется рабство. Это не позволяет  сказать, что все люди равны между  собой. Кроме того, даже законопослушные  граждане вовсе не равны между  собой, как это пропагандируется. Женщины должны слушать мужей, дети – родителей, младшие – старших.

Кроме того, и на Утопии, и в городе Солнца есть власть. Власть – это  люди, наделенные полномочиями решать судьбы других. И пусть эта власть меняется каждый год, как у Мора. И люди, стоящие у власти, по своему статусу не ниже, чем остальные. Хотя бы потому, что они работают над  законами, а не на сельском поле.

И у Мора, и у Кампанеллы идеалом  представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.

Таким было эстетическое влияние утопий,—  оно нигде и везде. Трудно обнаружить его отдельные проявления, но в  любом высокохудожественном произведении искусства и литературы есть частичка утопии — мечта о совершенной  человечности.

Наблюдая жестокие нравы позднего средневековья, социальные мыслители XVI и XVII веков направляли свои усилия не только на обоснование незыблемости власти суверена, но и на поиск более совершенного типа общественного устройства, "какое по праву может называться государством".

В жизни Англии начала XVI и Италии начала XVII веков были существенные черты сходства. После бурного  развития мануфактур, когда Италия являлась самой передовой страной  Европы, и передовой не только в  экономике, наступило время упадка. Ориентация на внешний рынок оказалась  роковой: великие географические открытия и господство турок на востоке  Средиземного моря привели к перемещению  основных торговых путей и жестокому  экономическому кризису. Как в Англии во времена ”огораживании”, хотя и  по другой причине, тысячи людей - ремесленников, мелких торговцев, работников мануфактур - не знали, куда приложить свои руки. Крестьянство страдало от варварских форм феодальной эксплуатации, от иноземного владычества. Техническое развитие зашло в тупик, а между тем творческая деятельность людей пауки продолжалась, и это приводило к оппозиционности интеллигенции. И в этих условиях утопизм, как мечтание о разрубленном гордиевом узле гибельных обстоятельств, был неизбежен.

Ранние социалисты-утописты Мор  и Кампанелла сделали большой  вклад в развитие литературы не столько  своими суждениями, сколько глубоким эстетическим смыслом своих утопий. ”Я считаю,— писал Томас Мор  в ”Утопии”,— что человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира”. На место  религиозного идеала пассивности и  смирения вместе с утопическим социализмом  приходит новый идеал человека, который  совершенствует себя и исправляет окружающий мир.

Казалось бы, что для всех людей  и всех времен это царство будущего должно рисоваться одинаковым, но в  действительности этого никогда  не было и не будет. Не только каждая эпоха имела свою утопию, свою утопию имеет каждый народ, даже больше - каждый мыслящий человек. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. История теоретической социологии. В 5 т. Т.1. – М.: Наука, 1997.
  2. Реизов Б.Г. Итальянская литература XVIII в. М., 1966.
  3. Статья Л. Воробьева «Утопия и действительность»
  4. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980
  5. Мор Т. Утопия. М., 1978

 

 


Информация о работе Ранний утопический социализм