Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 06:37, реферат
Речь идет не о том, чтобы разделить единую власть между различными общественными силами или социальными группами. Назначение разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного повелителя, издающего законы, обеспечивающего их исполнение и наказывающего за непослушание.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.
1.1.Разделение властей. Понятие и виды………………………………………4
1.2. Единая государственная власть и её ветви………………………………10
Глава2
1.1.Основное содержание принципа разделения властей………………….13
1.2.Реальное осуществление принципа разделения властей………………15
Глава 3.
1.1 Разделение властей в Российской Федерации на современном этапе…19
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль над нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Прежде
всего, разделение властей призвано
стать гарантом демократизма государственного
строя, не допустить авторитаризма
и тоталитаризма. Далее, данный принцип
нацелен на то, чтобы добиваться
рациональности и эффективности
в управлении государством, предотвращать
односторонние и ошибочные
Таким
образом, разграничение единой государственной
власти на три относительно самостоятельные
и независимые отрасли
1.2.
Реальное осуществление
принципа разделения
властей
Разделение властей - не некий шаблон, одинаково применяемый во всех странах. Его конкретное воплощение каждый раз предопределяется конкретными условиями времени и места. Изначальная трактовка принципа сегодня более характерна для США, где очень высока степень организационного обособления властей, а институт президента - один из самых сильных в мире институтов исполнительной власти.
Законодательную власть конституция 1787 г. (США) вверяла конгрессу, состоящему из двух палат: палаты представителей избирающейся населением штатов и сенатом, членов которого избирали (вплоть до 1913 г.) парламенты штатов.
Палата представителей и сенат получали равные права в том, что касалось законодательной инициативы и принятия законов. Главой государства и правительства конституция называла президента США. Он избирался выборщиками по штатам. Они подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за которого было подано большинство голосов выборщиков. Должность президента решили сделать временной. Его полномочия были ограничены четырьмя годами, но было намеренно отпущено право переизбрания президента на новый срок. Президент США наделён значительной властью. Он объединяет в своём лице главу государства и премьер – министра правительства. Ему принадлежит верховное командование армией. Следуя принципу разделения властей, конституция лишила президента законодательной инициативы в строгом смысле слова (права представлять палатам готовый законопроект); его вето на законопроект, принятый обеими палатами, может быть “опрокинуто” квалифицированным большинством обеих палат. В тоже время президент не зависел от того, как будет принята проводимая им политика в палате представителей или сенате. Так же и министры. Они не являются членами конгресса и не зависят от его решения. Но так обстояло больше в теории, чем на практике. На самом деле конгресс обладает значительными возможностями давления на президента, равно как и президент не лишён возможности давления на конгресс. Назначения на все высшие посты президент производит с согласия сената. Но увольнять своих чиновников президент может по собственному усмотрению: считается, что нельзя иметь послушных исполнителей, если нет права их уволить.
Третьей
властью США конституция
Современная трактовка разделения властей в Великобритании строится на иных началах: здесь, прежде всего, отмечаются более тесные связи законодательной и исполнительных властей, чем во многих других странах, и явно усиливающаяся роль правительства, возглавляемого премьер-министром, представляющим собой доминантную политическую фигуру6.
Президент в Германии встроен в парламентарную республику и является далеко не столь влиятельной фигурой.
Развитие конституционного строя во Франции привело к появлению института сильного президента, но в целом избранная форма правления - типичная полупрезидентская республика, где глава государства разделяет исполнительную власть с премьер-министром.
В
современной Франции президент
обладает широкими полномочиями, благодаря
которым он является в определённой
мере носителем исполнительной власти,
при осуществлении которой он,
однако, не несёт ответственности
перед парламентом. В то же время
президент делит исполнительную
власть с правительством, которое
в свою очередь, должно опираться
на поддержку парламентского большинства.
Принятию резолюции порицания
Глава 3
1.1.Разделение
властей в Российской
Федерации на современном
этапе.
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говориться: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
По Конституции РФ 1993 г. “Президент РФ является главой государства” (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). “Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов — Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.)”. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа.
Конституция
проводит чёткое различие их полномочий,
исходя из принципа разделения властей.
В то же время полномочия Президента
в сфере взаимоотношений с
парламентом позволяют
После
выборов Государственная Дума собирается
на тридцатый день самостоятельно,
но Президент может созвать
Президент
назначает референдум в порядке,
установленном федеральным
В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ.
При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента:
Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ.
Конституция
Российской Федерации выделяет и
третью самостоятельную ветвь власти
— Судебную. Судебная власть и органы
её осуществляющие, обладают значительной
спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции
РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
Конституция Российской Федерации чётко
определяет, что правосудие в России осуществляется
только судами РФ. При этом подчеркивается
независимость судов.
Заключение
В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.
Информация о работе Разделение политической власти в современном мире