Разделение властей: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:13, контрольная работа

Краткое описание

Согласно Конституции РФ деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единство системы государственной власти;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Принцип разделения властей, понятие и особенности …………........4
Глава 2. Система государственных органов Российской Федерации ………...5
Глава 3. Принцип разделения властей в РФ…………………………………..11
Заключение……………………………………………………………………….14
Литература……………………………………………………………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 31.12 Кб (Скачать файл)

Помимо органов государственной  власти в систему государственных  органов Российской Федерации входят также и другие государственные  органы, осуществляющие, как правило, различные вспомогательные, совещательные  и другие такого рода функции, которые  определяются органами государственной  власти, при которых, обычно состоят  эти государственные органы. В число этих органов входят, например, Администрация Президента Российской Федерации, обеспечивающая деятельность Президента России; Совет Безопасности Российской Федерации, обеспечивающий условия для реализации Президентом Российской Федерации конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, а также ряд других государственных органов.

 

 

3. Принцип разделения властей в РФ

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 1) Российская Федерация есть демократическое  государство. Его демократизм находит  выражение, прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

Одним из основополагающих принципов  демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека является принцип  разделения властей. Однако для обеспечения свобод недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Нужно, кроме того, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа. В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться. Но поскольку остановиться она не может, то "силою вещей, - считал Ш. Монтескье, - власти будут принуждены действовать и необходимость заставляет их действовать в согласии друг с другом". Результатом этого и явится их взаимное сдерживание, обеспечивающее свободу.

Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны. Наиболее полно и последовательно  в своей изначальной трактовке  теория разделения властей реализована  в Конституции США 1787 г., в которой  прослеживается влияние как создателей этой теории, так и британских конституционных  идей начала XVIII века.

В годы советской власти в нашей  стране принцип разделения властей  был отвергнут как чуждый и  неприемлемый. В лучшем случае, он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса, "как  обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения  и контроля". Создание государства  нового типа, государства социалистического, неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и  строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов  организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной  и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через  которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную  власть. Все другие государственные  органы признавались подконтрольными  и подотчетными Советам.

В Российской Федерации принцип  разделения властей впервые был  провозглашен в Декларации о государственном  суверенитете РСФСР в июне 1990 г., в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства". В апреле 1992 года этот принцип был  внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1).

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции  РФ, принятой в 1993 году. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной  власти, но и во всей иерархии государственных  органов, Конституция (ст. 5) предусматривает  соединение принципа разделения властей  с принципом разграничения предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными  округами.

В современных условиях становления  конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей  имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить  возвышение одной из властей над  другими, утверждение авторитаризма  и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Разделение властей - это не застывшее  состояние обособленных государственных  структур. Это работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных  правовых процедур, предусмотренных  и на случай конфликтных состояний.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследование реализации принципа разделения властей наиболее эффективно при рассмотрении государственного механизма как единой системы  органов. Реализация принципа разделения властей оставляет в настоящий  момент желать много лучшего.

Единство государственного механизма  достигается на основе распределения  функций между государственными органами, закрепления самостоятельности  каждого органа возможностью противопоставить собственное мнение решениям других органов, а также алгоритма согласования позиций. Последнего крайне не хватает  Конституции РФ с ее несбалансированной системой сдержек и противовесов и конъюнктурной моделью разделения властей. Настал момент для того, чтобы  внести в законодательство коррективы и сделать шаг к провозглашенному правовому государству.

Следует сказать, что содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие  ее как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются.

Фактически не реализуется в  полной мере и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими  властями. Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции  РФ о местном самоуправлении, которое  там, где оно создано, в значительной мере формально.

Все это говорит о том, что  потребуется еще немало времени  и усилий народа России для создания условий, в которых конституционные  нормы, предусматривающие построение демократического государства, могут  быть в полной мере реализованы.

 

 

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации.  Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. // «Российская газета», №  237, 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской  Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС Гарант.

3. Федеральный конституционный  закон от 31 декабря 1996 г «О судебной  системе Российской Федерации» (с  изменениями и дополнениями) // СПС  Гарант.

4. Федеральный конституционный  закон от 17 декабря 1997 г. «О  Правительстве Российской Федерации» (с изм. и доп.) // СПС Гарант.

5. Федеральный закон от 5 августа  2000 г «О порядке формирования  Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации» // СПС Гарант.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. М., 1987.

7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. - 4-е изд. - М.: Юриспруденция, 2007.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

9. Лазарев В.А. Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2006. № 5. С. 21-29.

10. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

11. Местное самоуправление и государственная власть: Монография / МарГУ. - Йошкар-Ола, 2000.

12. Органы государственной власти РФ: учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

13. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. - М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.

14. Тусупов Е. Концепция разделения властей Ш. Монтескье / Е. Тусупов // Право и жизнь. - 2001. - № 34. - С. 147 – 15.

 


Информация о работе Разделение властей: история и современность