Развитие политической мысли в XVII–XIX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 18:15, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в приобретении теоретических навыков по теме «Развитие политической мысли в XVII–XIX вв.». Для достижения данной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
1. Изучить индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII–XVIII веков;
2. Рассмотреть либеральные теории XIX века;
3. Ознакомится с социалистической мыслью XIX века.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Индивидуализм и демократизм в западных учениях ХVII–XVIII веков….. 4
2. Либеральные теории ХIX века……………………………………………...... 9
3. Социалистическая мысль XIX века……………………………………….... 13
Заключение……………………………………………………………………… 17
Список используемой литературы…………………………………………….. 18

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Материальное благосостояние людей зависит от их умственного благосостояния, считал Милль.

Милль высоко ценил доктрину немецкого либерала Вильгельма Гумбольдта (1767–1835) об индивидуальности как высшей ценности. Согласно этой доктрине, конечная цель человека, та цель, что предписана ему вечными, неизменными велениями разума, состоит в «наивозможном гармоническом развитии всех его способностей в одно полное и состоятельное целое». Все свои усилия человек должен направлять на развитие своей индивидуальности. Для этого необходимы два условия – «свобода и разнообразие личных положений». Что касается второго условия, то Милль отмечал еще в начале XIX столетия движение в сторону массового общества, угрожающее свободной индивидуальности.

Милль заметил еще одну закономерность политической жизни, имеющую большое значение вплоть до сегодняшнего дня: наступление государства на гражданское общество, расширение масштабов и влияния бюрократии при деградации институтов гражданского общества и индивидуальной инициативы, лежащей в его основе. Милль поддерживал либеральный принцип невмешательства государства в дела гражданского общества. Во-первых, индивидуумы всегда сделают лучше, чем правительство, всякое дело, которое касается их самих. Во-вторых, предоставление частным лицам возможности быть присяжными, управления большими промышленными и филантропическими предприятиями посредством свободных ассоциаций и т.д. служит могущественным средством к умственному воспитанию индивидуумов и развитию их способностей, а потому способствует разнообразию. Правительственная же деятельность всегда и во всем имеет наклонность к однообразию. В-третьих, самый важный довод: всегда в высшей степени вредно увеличивать правительственную власть без крайней к тому необходимости. В результате – самая способная и дисциплинированная часть общества превратится в одну бюрократическую корпорацию, управляющую остальной частью, и наступит всеобщее порабощение, включая самих членов бюрократии.

В результате – самая способная и дисциплинированная часть общества превратится в одну бюрократическую корпорацию, управляющую остальной частью, и наступит всеобщее порабощение, включая самих членов бюрократии.

В. Эбенстайн, профессор Принстонского университета, перу которого принадлежит большой труд по истории политической мысли, таким образом подытожил главные выводы Милля: ценность государства определяется ценностью его граждан. Он предвидел, что социализм зайдет в тупик, если откажется от либерального наследства, восприняв философию «всемогущего государства». Национализация – кратчайший путь к политическому самоубийству.

Среди французских либералов XIX в. имя А. де Токвиля (1805–1859) пользуется широкой известностью, главным образом благодаря его книге «Демократия в Америке», не устаревшей до сих пор.

Одним из первых он сказал «о близящемся неизбежном наступлении демократии во всем мире». Общество, предупреждал Токвиль, «меняет свой облик, человечество преобразует условия своего существования и в недалеком будущем его ожидают перемены в судьбах. Под «демократией» Токвиль понимал движение общества к равенству, которое сметало все привилегии, особенно в области политики. Вместе с тем он понимал под демократией и стремление к уравниванию всех сторон жизни общества, и республиканскую форму правления, и «народ», и всеобщее избирательное право.

Как человек либеральных убеждений, он больше всего ценил свободу, закон, уважение к правилам, но не демократию. По его словам, по натуре он был и остался аристократом, боящимся и презирающим чернь.

Токвиль отмечал гениальность американской политической системы, передавшей власть в руки большинства, во главе которого стояли самые просвещенные классы. Законы, принятые американской демократией, вызывали глубокое уважение.

 

 

3. Социалистическая мысль XIX в.

 

Шарль Фурье (1772–1837) происходил из семьи торговца колониальными товарами. Социалистические учения Шарля Фурье и Роберта Оуэна, основывались на признании относительной прогрессивности капиталистического строя, содержали идеи о решающей роли науки и производства в переходе к обществу социального равенства, о возвышающихся потребностях свободно живущих в нем людей.

Фурье считал, что французская революция не привела к победе разума и свободы, что современная цивилизация – это «антипод провиденциальной судьбы, мир дыбом, социальный ад». Главную роль в экономике играет торговый капитал, пожирающий все общество, в то время как «честный собственник», который «силой опыта и утомительных трудов создает ценности и едва добивается легкого прироста своего небольшого дохода, находится в угнетенном положении».

Политический строй цивилизации служит интересам богатых классов. «На деле право является иллюзорным, когда не можешь осуществлять его. Свидетельство тому - конституционное право на суверенитет, которое имеет народ.

Особое внимание Фурье обращал на внутренний мир человека, который уродуется при этом строе. Люди труда, лишенные материального достатка, осуждены на удушение чувств.

Переход к новому, справедливому обществу виделся Фурье в пропаганде передовых идей силой примера. Он выступал решительным противником насилия и террора. «Цель моя... вызвать желание изобрести лучший социальный механизм».

В будущем обществе, представляющем собой свободные и добровольные объединения в сфере производства и потребления (фаланги), индивидуализм и коллективизм будут гармонично сочетаться. Вся производственная, культурная и бытовая жизнь будет регулироваться механизмом человеческих страстей.

Роберт Оуэн (1771–1858) был в первую очередь практиком, руководителем. Главной идеей Оуэна было такое понимание человека, в соответствии с которым его характер определяется в первую очередь обстоятельствами, в которых он живет. Поэтому для изменения человека к лучшему нужно сначала изменить обстоятельства его жизни. Оуэн предлагал создавать трудовые общины, состоящие из людей, занятых по 8 часов в сутки попеременно промышленным и сельскохозяйственным трудом, организовать в общинах систему общественного питания и службы быта, построить вокруг промышленных предприятий поселки, сочетая «все преимущества большого города... с преимуществами деревни».

Еще в 20-е гг. в Англии были узаконены тред-юнионы, возникало много кооперативных обществ. Идеологией сотен тысяч рабочих становились взгляды Оуэна. В 30-е гг. Оуэн пришел к выводу, что «рабочие классы одни в состоянии осуществить преобразования, ибо помощи от господствующих классов ждать не приходится».

Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) являются создателями марксизма – революционного учения, рождение которого относится ко второй половине 40-х гг., а дальнейшее развитие занимает почти всю вторую половину XIX в.

Главной целью развития человека, по мысли Маркса, является гармония между человеком и человеком, человеком и природой, что отвечает его наиболее важным потребностям. Для Маркса главной характеристикой будущего Общества, его главной ценностью было «полное и свободное развитие каждого индивидуума», в свою очередь являющееся условием свободного развития всех.

Как видим, можно по-разному оценивать политическую теорию Маркса, но нельзя не согласиться с мнением Андерсона, что многие проблемы как теоретического, так и практического плана, возникшие у его последователей в XX столетии, связаны с неразработанностью самой марксистской политической теории. Андерсон в этой связи отмечал как наиболее уязвимые следующие проблемы. Во-первых, отношение Маркса к капиталистическому государству. Маркс предполагал, что развитие капитализма ослабит национальные различия, фактически же оно вызвало и усилило национализм. Таким образом, следующим поколениям социалистов были оставлены пустоты в исследовании сущности наций и национализма. (Андерсен назвал эти и некоторые другие неудачи Маркса в области экономической теории потому, что считал Маркса слишком большим ученым, заплатившим ошибками и упущениями за свое гениальное предвидение будущего.)

Не случайно в это время Энгельс сказал о возможности «поворотного пункта» в истории капитализма, после которого буржуазия «теряет способность к исключительному политическому господству; ищет себе союзников, с которыми, смотря по обстоятельствам, она или делит свое господство, или уступает его целиком». Как видно, Энгельс говорил о возможности совершенно немыслимого ранее политического процесса – о частичной уступке буржуазией своего политического господства своим союзникам. И хотя Энгельс не назвал “по имени” этих союзников буржуазии, которым она может уступить политическую власть частично или даже целиком, – идея такой возможности объективно открывала перед рабочим классом новые перспективы в борьбе за власть. Эту идею в дальнейшем развили теоретики социал-демократии.

В 1895 г., незадолго до своей смерти, Энгельс говорил об «иронии всемирной истории», которая «ставит все вверх ногами»: «История совершенно изменила те условия, при которых приходится вести борьбу пролетариату. Способ борьбы, применявшийся в 1848 г., теперь во всех отношениях устарел... Мы, «революционеры», «ниспровергатели», гораздо больше преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота», т.е. насильственной революции.

Совершенно естественно, что эти идеи потребовали пересмотра положения о необходимости “слома старого государства», высказанного Марксом в работе «18 брюмера Луи Бонапарта» и в письмах к Л. Кугелвману: «Если ты заглянешь в последнюю главу «18 брюмера», ты увидишь, что следующей попыткой французской революции я объявляю: не передать из одних рук в другие бюрократически-военную машину, как бывало сих пор, а сломать ее, и именно таково предварительное условие действительно народной революции на континенте».

Спустя 12 лет, в 1883 г. Энгельс заявил иначе. Он исключил марксистов из числа «сломщиков» буржуазного государства, ограничивая их анархистами и подвергая последних критике: «Анархисты ставят все на голову. Они заявляют, что пролетарская революция должна начаться упразднения политической организации государства. Но единственная организация, которую рабочий класс застает в готовом виде после своей победы, – это именно государство. Правда, это государство требует значительных изменений, прежде чем оно станет выполнять свои функции. Но разрушить его в такой момент – значило бы разрушить то единственное орудие, посредством которого победоносный рабочий класс может осуществлять только что завоеванную им власть.». Таким образом, марксизм оставлял возможность как революционной, так и социал-демократической стратегии в отношении к буржуазному государству.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Период с конца XVII до первой четверти XIX века обозначается реформаторской деятельностью Петра I и конец - восстанием декабристов.

Политические и правовые учения зародились в ходе долгого развития раннеклассовых обществ и государств, постепенной рационализации мифических представлений о происхождении государства, политики и права.

История политико-правовой мысли показывает, что вклад в общую систему знаний о политике, государстве и праве внесли многие народы мира. Причем вклад каждого народа своеобразен и неповторим.

Но в различных странах, находящихся в схожих социально-политических условиях, возникают примерно одинаковые взгляды на государство и право. Чем точнее и ярче эти взгляды смогли выразить потребности общества, тем чаще они выходят за пределы отдельной страны и начинают оказывать влияние на духовную жизнь других стран, а иногда и всего мира.

Успехи познания редко утрачиваются, обычно они обобщаются и передаются следующим поколениям. Обращение к ним всегда полезно при разрешении сложных теоретических и практических проблем современной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. История политических и правовых учений [Текст] : учебник / под ред. О. Э. Лейста. М., 2001.

2.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова  Л.В. Политология: Учебник. - М.: Юристъ, 2002. – 511 с.

3.История политико-правовых учений. / Под ред. А.Н. Хорошилова. М., 2001.

4. История политических учений. / Под ред. О.В. Мартышина.  
Вып. 3. М., 2000.

5.  Политическая мысль Европы конца XIX – начала ХХ в.: Хрестоматия. Екатеринбург, 1991.

1 Либерали́зм (фр. libéralisme) — философская, политическая и экономическая теория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

 

 

 


Информация о работе Развитие политической мысли в XVII–XIX вв