Развитие мировой политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 00:44, реферат

Краткое описание

Мировая политика – новая научная область, возникшая только во второй половине ХХ столетия, но быстро получившая распространение во многих странах. В фокусе её внимания – политические процессы, происходящие в мире сегодня, но с перспективой их дальнейшего развития. В этом смысле мировая политика (в отличие, скажем, от истории) ориентирована на сегодняшние и завтрашние дни и самым тесным образом связана с политической практикой. Ещё одна особенность мировой политики заключается в том, что она не может быть понята без знаний из смежных областей – истории, экономики, права, социологии, психологии и др.[1]

Содержание

1. Введение. 3
2. Развитие мировой политической системы. 5
3. Заключение. 12
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по предмету внешняя политика России.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1. Введение.                                                                                                3

2. Развитие мировой  политической системы.                                          5

3. Заключение.                                                                                          12

4. Список литературы.                                                                              14                

       1. Введение.

      Сегодня  в мире существует более 200 государств, между которыми складываются отношения. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, социальных, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных, идеологических, культурных и других связей между субъектами, действующими на мировой арене.

       Субъектами международных отношений принято считать народы, государства, межгосударственные объединения и союзы, всемирные и региональные политические правительственные и неправительственные организации.[2]

       Каждый  день средства массовой информации сообщают о произошедших событиях. И, наверное, нет человека, который с той или иной долей внимания не следил бы за выпусками новостей. На информационной ленте в одном ряду представлены встречи и переговоры, террористические акты, конфликты и сотрудничество, войны, крупнейшие финансовые и торговые сделки. Как понять, осмыслить и соотнести всё это? Какие закономерности действуют на мировой политической арене? На все эти вопросы можно ответить изучив систему мировой политики.

      На первый взгляд, все новости можно разделить на те, что относятся к внутренней политике, и те, что касаются внешней. Кстати сказать, именно по такому принципу программа новостей строилась на телевидении и радио в советский период. Адекватно ли такое деление сегодняшним реалиям? Ответ, наверно, будет отрицательным. В современном мире внешние и внутренние события теснейшим образом связаны между собой, что находит отражение и в том, как подаются новости. Скорее, новости даются по степени важности и по тем областям, которые в них затрагиваются: собственно политические, политико-экономические и т.д. Всё это, вместе взятое, имеет самое непосредственное отношение к мировой политике. Мировая политика – новая научная область, возникшая только во второй половине ХХ столетия, но быстро получившая распространение во многих странах. В фокусе её внимания – политические процессы, происходящие в мире сегодня, но с перспективой их дальнейшего развития. В этом смысле мировая политика (в отличие, скажем, от истории) ориентирована на сегодняшние и завтрашние дни и самым тесным образом связана с политической практикой. Ещё одна особенность мировой политики заключается в том, что она не может быть понята без знаний из смежных областей – истории, экономики, права, социологии, психологии и др.[1]

      В мировую политику вовлечены государства, различного рода организации, движения, бизнес-структуры и т.д. Практически каждый человек сегодня так или иначе оказывается причастен к мировой политике, испытывает на себе её воздействие. В научных публикациях и дискуссиях последних лет исследователи всё чаще обращаются к проблемам мировой политики. Появилось немало интересных статей и монографий, всё это в целом и побудило подготовить реферат именно на данную тему, т.к. считаю её очень интересной и актуальной на сегодняшний день.

     В качестве  базовой литературы мной было  использовано учебное пособие  автора М.М.Лебедева «Мировая  политика» - это второе издание  учебника, подготовленного в соответствии  с общероссийской программой  учебной дисциплины «мировая политика». В нём рассматривается политическая система современного мира, те изменения, которые она претерпевает за последние годы.  Приводятся и анализируются взгляды отечественных и зарубежных учёных на проблемы мировой политике и тенденции её развития. Также мной использовались два учебника по политологии. Первый под редакцией В.И.Буренко, В.В.Журавлёва, авторы обстоятельно излагают историю зарождения и развития политической мысли, анализ теории  политики и власти, раскрывают место и роль человека в политическом процессе. Второй учебник под редакцией В.А. Бобкова, И.Н.Браима, в этом издании раскрыты теоретико-методологические основы политологии, предмет, этапы становления и развития политической мысли в Западной и Восточной Европе, вопросы политической жизни общества.

 

2. Развитие мировой политической системы.

      Современный политический мир, который изучает мировая политика, сложно и противоречиво складывается на протяжении тысячелетий. Менялось социально-политическая организация человеческого общества, развивались и совершенствовались механизмы взаимодействия между родами. Наследие прошлого так или иначе проявляется и сегодня, поэтому понять происходящее на планете можно только через обращение к историческому развитию. Исторический анализ даёт ответ на вопросы, что и почему менялось в политической структуре мира или, напротив, оставалось неизменным; каков общий вектор развития и чего ожидать в будущем.[3]

      В течение многих  веков люди селились вместе, создавая  деревни, города, образовывая страны. Поселения взаимодействовали между собой – торговали и воевали, заключали договоры и даже имели различного рода представительства. Всё это было прообразом современных международных отношений и мировой политики.

      В исторической  литературе можно найти множество рассказов о том, как осуществлялось взаимодействие между народами. Одной из первых классических работ, в которой рассматривался конфликт между народами, было описание древнегреческим историком Фукидидом Пелопоннесской войны (431-404гг. до н.э.) между союзами греческих полисов – Делосским, возглавляемым Афинами, и Пелопоннесским, во главе со Спартой. Эта работа получила название «Мелосского диалога» Фукидида и служит примером использования силы в качестве главного аргумента при решении международных проблем.

       Греческие города-полисы  имели относительно небольшое  население, и власть их ограничивалась  стенами этих городов. Одни  из них оказывались сильнее  и подчиняли своему влиянию  другие, а слабые нередко просили  о военной защите. Взаимодействие  между городами-полисами осуществлялось в том числе через обмен представителями, которые ставили определённые условия, занимались разрешением спорных вопросов, заключали торговые и мировые соглашения. Предъявлялись довольно строгие требования и к самим представителям, в частности, они должны были обладать хорошей памятью и сильным голосом.

      Римская империя  также берёт начало от города-полиса, расширившего свои владения по  Средиземноморью. В неё оказались  включёнными и греческие города-полисы. Быстрый рост Римской империи привёл к сложностям, связанным с контролем над территориями. Управление ими осуществлялось разными методами – от назначения римских проконсулов до использования местных административных структур. В I и II вв. н.э. Рим предпочитал непрямое управление, оставляя за местными властями вопросы, связанные с организацией повседневной жизни. Поэтому местные традиции не просто не искоренялись, а, напротив, нередко и поддерживались.

      Центры цивилизации,  как известно, возникли не только  в Средиземноморье. Высокого уровня развития достигли в древности культуры Китая, Индии, Японии, Ближнего Востока, Центральной Америки. Так, в Китае примерно в тот период, когда в Древней Греции были города-полисы, сформировались территориальные образования, которые активно использовали военные средства в борьбе за господство. Это нашло отражение в классической работе древнекитайского автора Сунь-цзы «Искусство войны». Китайская цивилизация добилась огромных успехов в области социальной организации, искусства, образования, экономики, опередив по многим параметрам европейцев. Древняя Индия, имея общую религиозную основу – индуизм, оформившийся в I тысячелетии, в политическом плане представляла собой ряд отдельных образований, которые также взаимодействовали между собой.

      В целом же в  Древнем мире развиваются такие  важные элементы международного  взаимодействия, как переговорная  и договорная практика (ведение  переговоров и заключение договорённостей), отправка представителей для  обсуждения тех или иных проблем  и др.

      Примерно в VII – IX вв. (период экспансии, сменившийся распадом Арабского халифата); X – XI вв. (период наивысшего взлёта арабо-мусульманской культуры) своего расцвета достигает арабская цивилизация. В XIII – XV вв. ислам оказывается на подъёме. Сложившаяся позднее Османская империя завоёвывает Балканы, Месопотамию, север Африки. Отзвуки тех времён дают знать о себе и сегодня, например, в лозунгах панарабизма, предполагающего объединение региона на основе единства религии и языка, в Косовском конфликте и т.д.

      XIV в. Франция и Англия, чьи политические системы оказались наиболее развитыми в Европе, начинают Столетнюю войну. Вообще XIV в. для большинства европейцев оказался тяжёлым. Именно в этот период по Европе распространяется чума, получившая название «чёрной смерти» и унёсшая многие жизни. Но одновременно средние века в Европе связаны и с тем, что сегодня можно было бы назвать развитием «новых технологий» для того времени – появлением пороха и компаса, пришедших из Китая. [1]

     Средневековая культура раскалывается, появляются ценности, альтернативные государству, в раннехристианской мысли отсутствует «обожествление» государственной власти, что особенно характерно было для древневосточной культуры и для императорского периода Рима.

      В средневековье наряду с государством и вне его появляется религиозный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Более того, чётко просматривается как в теоретической мысли (Августин, Фома Аквинский), так и во всей средневековой культуре тенденция возвышения религиозно-духовных образцов над политическими, выполнения первыми в лице церкви контрольно-регулирующей функции по отношению к государству. Возникает идея и развивается институт внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти.[2]

      Западная  Европа практически в течение  1000 лет (примерно с 500-го по 1500г.), несмотря на этнические и лингвистические  различия населявших её народов,  развивалась на основе единых  христианских принципов. Папа Римский во многом выступал в роли арбитра в территориальных и прочих спорах феодалов. Тем временем, к началу XVI в., в ряде стран в очередной раз начинает укрепляться королевская власть, которая становится угрозой для власти Папы. Одновременно зарождается движение, направленное и против самой католической церкви. Западная Европа вступает в эпоху Реформации. Начало ей положило выступление М. Лютера в Германии в 1517г. Сторонники Реформации выступили против католической церкви с её жёсткой иерархической структурой, правом на земельные богатства и т.п. Реформация заложила основы протестантизма.

      Европейцы  вновь обращаются к классической  культуре Древней Греции и  Древнего Рима. Итальянские города-государства  эпохи Ренессанса заново открывают для себя многие принципы международных взаимоотношений, принятые в Древней Греции, в том числе и принцип силы. Это находит отражение в работах мыслителей того времени (прежде всего Н. Макиавелли) и сказывается на построении международных отношений. В XIV в. в Италии появляются первые внешние представительства, ставшие прообразами дипломатических миссий.[1]

      Период  Возрождения (XIV – XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли, искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья. [3]

      Примерно с XV – XVI вв., с эпохи Ренессанса и Реформации, Европа становится доминирующим регионом в мире. В этот период истории географические открытия, а также общий уровень хозяйственного развития привели к захвату европейскими странами новых территорий. В конце XV в. португальский мореплаватель Васко да Гама достигает Индии, и Португалия объявляет об открытии морского пути из Европы в Южную Азию. Туда устремляются голландцы, которые впоследствии основывают на юге Африки поселения, чтобы они снабжали водой и продовольствием направляющиеся в Азию корабли. Начинается формирование европейских поселений в районе нынешнего Кейптауна.

       После  открытия Христофором Колумбом  Америки в середине XV в. началось её освоение. Первоначально лидером в этом оказываются Португалия и Испания, Франция и Англия им уступают, но затем направляются на Американский континент, выбрав северо-западный маршрут. На завоёванных территориях за пределами Европы распространяются и складывающиеся на Европейском континенте политические институты и процессы.

      Большое  значение для Европы имело  начавшееся формирование капитализма.  С его зарождением появляется  и новая, индустриальная, эпоха  в развитии человечества, которая  сделала возможным создание централизованного  государства в качестве основы политического устройства мира.

      Так,  именно в Европе зарождается  политическая модель, которая затем,  вследствие колонизации европейцами  народов на других континентах,  станет общемировой. Поэтому иногда  говорят о вестернизации политической системы мира при её развитии.

      К середине XVII в. в раздробленной Европе усиливают свой контроль над отдельными территориями князья, которые добиваются независимости от Папы Римского и власти императора. В Европе ведутся междоусобные войны. Наиболее масштабной оказывается Тридцатилетняя война, в которой участвовала по разным причинам, в том числе религиозным, династическим, территориальным и др., значительная часть европейских государств. Подписание после её окончания Вестфальского мира в 1648г. стало важнейшей в историческом развитии вехой, которая ознаменовала собой формирование новой политической системы. В основу была положена идея национального государства.

Информация о работе Развитие мировой политической системы