Процесс принятия политического решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 20:38, реферат

Краткое описание

Политические решения занимают особое место как в текущей политической практике, так и в политической науке. Не случайно их значимость выделяется многими известными политическими мыслителями. Например, американский политолог Р. Макридис считал, что принятие решений – «наиболее важная социальная функция политики», а его коллега Д. Истон даже определял политическую науку как «исследование способов, которыми принимаются решения для общества». Предметом политологии, конечно, не может быть исключительно эта область, но ее важность, тем не менее, очевидна.

Содержание

Введение

Основы исследования процесса принятия политических решений.
Политическое решение в политической деятельности: понятие, сущность.
Классификация политических решений.

Процесс принятия и реализации политический решений.

2.1 Этапы принятия политических решений.

2.2 Стили принятия решений политическими руководителями.

Оптимизация процесса принятия политических решений.

3.1 Правовое регулирование принятия политических решений.

Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ.docx

— 49.19 Кб (Скачать файл)

К недостатку этой модели можно отнести часто  встречающееся несовпадение уровней  интеграции интересов и сферы  адресатов. Кроме того, целый ряд  политических решений не имеет обширной сферы адресатов.

Ко всему  прочему добавляется то, что решения, касающиеся борьбы за распределение  ресурсов и не носящие нормативно-регламентационного характера для всего общества или одного из уровней административно-территориального устройства государства, из схемы Т. Клементевича выпадают.

В этой связи  более правильным было бы классифицировать политические решения, с одной стороны, посубъектно, а с другой – функционально, т.е. согласно функциям, выполняемым, каждым из политических факторов. В результате типология политических решений будет иметь уже форму сложной матрицы, поскольку функции каждого политического субъекта отличаются друг от друга и их совпадение у различных субъектов является неполным.

По мере усложнения субъектов политического процесса набор функций, а значит, и типов  политических решений, ими принимаемых, будет возрастать.

После принятия любого политического решения наступает  этап его реализации. Выделяют некоторые  типы реализации решений в зависимости  от характера взаимоотношений органов власти и населения:

• элитизм;

• популизм;

• консерватизм;

• радикализм;

• демократизм.

Элитизм отличается закрытым характером принятия и осуществления политических решений на всех этапах. Население и общественные силы не получают возможности оказывать сколько-то значительное влияние на выработку и корректировку решений.

Популизм  в качестве основного средства достижения тех или иных целей предполагает непосредственную опору на общественное мнение. Правящие элиты пытаются использовать определенный набор лозунгов, призывов к населению, реализация которых, по их мнению, обеспечит успешное достижение цели. Подобные лозунги обычно носят  упрощенный характер, и часто апеллируют к эмоциям, а не к разуму людей. Нередко в таких случаях используются необоснованные обещания различных благ в случае реализации предлагаемого решения.

При консервативной политике органы власти стремятся к  использованию традиционных форм и  методов политического регулирования. Применяются методы управления соответствующие  почитаемым в обществе ценностям  и идеалам. Использование традиционных методов усиливает лояльность населения  властям и способствует сохранению целостности общества.

Радикальная политика характеризуется стремлением  использовать необычные, крайние методы реализации решений. Социальные и политические последствия, вызываемые радикальными методами, обычно вносят раскол в общество, нарушают гражданский мир и согласие.

В отличие  от радикализма, демократизм ориентируется  на реальные потребности и запросы  граждан, воплощение их неотъемлемых прав и свобод. Культивируя атмосферу  взаимоответственных отношений между рядовыми гражданами и элитой, демократическая политика добивается доверия людей, желания лояльно сотрудничать с властями. Соблюдение процедур избирательных циклов, принципа разделения властей, цивилизованных отношений с оппозицией, как правило, исключает из арсенала политического управления средства жесткого социального принуждения, поощряет механизмы «самодисциплины и самопринуждения» граждан.

Итак, существует множество подходов к классификации  политических решений. Их можно объединять по различным основаниям, критериям. Найти одну универсальную типологию  для этого явления достаточно сложно, поэтому стоит отметить процесс  постоянной модернизации уже существующих попыток группировки.

Процесс принятия политических решений заканчивается  процессом его реализации, в котором  также можно найти основание  для создания типологии. При этом различных подходов обнаружено не было.

Любой социальный или политический процесс в своем развитии обязательно проходит ряд этапов до завершения. Процесс принятия политических решений исключением не является.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Процесс принятия и реализации политический решений.

 

              2.1.  Этапы принятия политических решений.

 

Как уже было отмечено, принятие политического решения  – это выработка нескольких вариантов  действия для ликвидации возникшей  политической проблемы и дальнейший выбор оптимального (наилучшего) из них, реализация которого должна устранить  проблему с максимальной эффективностью.

Разработка  нескольких вариантов решения проблемы и выбор наилучшей из альтернатив  представляется упрощенной схемой принятия решений, нуждающейся в некоторой  детализации. Более подробные схемы  принятия политических решений предлагались сразу несколькими западными  политологами. Например, Г. Лассуэлл считал целесообразным выделение в процессе принятия политического решения шести этапов :

1. постановки проблемы и поиска информации о ней;

2. выработки рекомендаций – поиска альтернативных решений проблемы;

3. отбора наилучшей альтернативы;

4. предварительного убеждения в правильности решения тех, на кого оно направлено;

5. оценки эффективности решения;

6. обновления, пересмотра или отмены решения.

Похожую схему  разработали К. Паттон и Д. Савики, у которых, однако, некоторые этапы отличаются от модели Лассуэлла. Их схема включает :

1. обнаружение, определение и детализацию проблемы;

2. установку критериев оценки альтернатив;

3. разработку альтернативных вариантов решения проблемы;

4. оценку альтернатив;

5. выбор наилучшей из альтернатив;

6. оценку последствий принятого решения.

Стоит отметить, что в обеих схемах присутствует один существенный недостаток. Дело в  том, что принятие решений основывается на двух блоках политического анализа  – анализе политической ситуации и политическом прогнозе. Поэтому  полная схема принятия решений является фактически и полной схемой всего  политического анализа, а следовательно, в нее необходимо ввести и анализ ситуации, и политический прогноз. Между тем, если анализ ситуации в весьма размытом виде и присутствует в схемах Г. Лассуэлла (постановка проблемы и поиск информации о ней) и К. Паттона и Д. Савики (обнаружение, определение и детализация проблемы), то политический прогноз исключается из них полностью.

Этот недочет  попытались устранить Д. Веймер и А. Вайнинг, предлагающие следующую схему принятия политических решений :

1. понимание проблемы;

2. выбор и объяснение целей;

3. выбор метода решения проблемы;

4. выбор критериев оценки альтернатив;

5. определение альтернативных вариантов решения проблемы;

6. оценка решения, включающая в себя предсказание последствий, к которым приведет реализация той или иной альтернативы, и оценка их с точки зрения отобранных критериев;

7. рекомендация относительно действий.

В ней появляется политический прогноз (предсказание последствий, к которым приведет реализация той  или иной альтернативы). Кроме того, Д. Веймер и А. Вайнинг предлагают новые этапы в схеме принятия политических решений – выбор метода решения проблемы, а также выбор и объяснение целей.

В то же время  анализ ситуации вновь присутствует в данной схеме в закамуфлированной  форме в виде «понимания проблемы». Нельзя не отметить и того, что Д. Веймер и А. Вайнинг не выделяют анализ ситуации, составление прогноза и принятие решения в отельные процедуры, о чем свидетельствует общий пункт – выбор метода решения проблемы – а ведь определение метода необходимо для каждого этапа политического анализа, поскольку анализ ситуации, прогноз и собственно принятие решения могут осуществляться разными способами и даже разными исполнителями, что отрицается как Д. Веймером и А. Вайнингом, так и большинством других западных политологов.

Наконец, в  схеме Д. Веймера и А. Вайнинга отсутствует принцип обратной связи, весьма важный для принятия политических решений и наличествующий в модели Г. Лассуэлла. Этот принцип достаточно подробно описан известным политологом Д. Истоном, а также его последователями по применению системного подхода в политике Г. Алмондом и Б. Пауэллом в построенной ими модели политической системы. Согласно Д. Истону, Г. Алмонду и Б. Пауэллу, политическая система получает из социальной среды сигналы двух типов: требования и поддержки. На их основе система принимает решения, которые по цепочке обратной связи влияют на сигналы – если решения удачны, то сигнал требования ослабевает и нарастает сигнал одобрения. Если же решения не воспринимаются социальной средой как оптимальные, то, наоборот, ослабевает сигнал одобрения и усиливается сигнал требования.

Необходимо  отметить, что данная схема вполне применима не только ко всей политической системе, но и к отдельным субъектам  политического процесса: политическим партиям, президенту, правительству  в целом, отдельным министерствам  и ведомствам и т. д. Они также  получают из социальной среды сигналы  двух типов. При этом с помощью  системы сигналов определяется эффективность  принятых и реализованных решений (см. Приложение Рис. 1).

Западные  политологи, обобщая предложенные схемы, предлагают 11 этапов принятия и реализации политических решений :

1. обнаружение и определение проблемы;

2. сбор информации, относящейся к проблеме;

3. составление плана принятия решения, включающего в себя выбор метода анализа ситуации, относящейся к проблеме, политического прогноза, определение исполнителей каждого из этапов, определение информационных, временных, финансовых, организационных и прочих ресурсных ограничений;

4. анализ политической ситуации, относящейся к проблеме;

5. определение того, как будут развиваться события при сохранении существующих тенденций и без активно вмешательства;

6. формирование альтернативных вариантов решения проблемы;

7. прогноз относительно последствий, к которым приведет реализация той или иной альтернативы;

8. выбор наилучшего варианта решения;

9. исполнение решения;

10. анализ реакции на решения - реализация принципа обратной связи;

11. коррекция решения.

В эту схему  входит ситуационный анализ (пункты 1, 2, 4), поисковое (5) и нормативное (7) прогнозирование  и непосредственно принятие решения  вместе с механизмом обратной связи.

Несмотря  на множество вариаций, последний  способ разбиения на этапы является наиболее полным и приемлемым для  всего процесса принятия политических решений.

Многое в  процессе принятия и реализации решения  зависит от личности политического  руководителя, ответственного за это  решение. Личностные характеристики, а  также различные психологические  факторы оказывают большое влияние  на конечный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Стили принятия решений политическими  руководителями 

 

Принятие  политических решений является сложным  многоступенчатым процессом, в котором  оказываются задействованными социально-экономическая  и политическая элита, средства массовой информации, политически ориентированная  общественность.

Процесс принятия решений определяется индивидуальными  качествами лидера (политика) и стилем лидерства. Чтобы квалифицированно принимать решения, руководитель должен критически оценивать эффективность  путей реализации выработанного  решения, соотносить решения с реальными  условиями реализации, умело использовать профессиональный опыт; активно подключать специалистов к разработке конкретных предложений по выработке решения, обладать высоким чувством ответственности.

Под стилем принятия политических решений понимаются, таким образом, индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений  составляют несколько компонентов :

• подход к получению новой информации,

• характеристики мышления,

• предпочтение определенной величины риска,

• когнитивная сложность, то есть способность к анализу и синтезу,

• информационные процессы,

• способность противостоять двойственности.

Подход к  получению информации о политических объектах является очень важной характеристикой  лидера, определяющей остальные познавательные процессы. Здесь возможны различные  варианты подходов к информации, но, главным образом, выделяются три :

1. склонность воспринимать лишь ту информацию, которая совпадает с собственной точкой зрения;

2. склонность получать максимальную информацию о всех сторонах вопроса, отсутствие боязни противоречащей его точке зрения информации;

3. склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию о проблеме, но в сжатой до предела, схематической форме.

Первый подход опасен и непродуктивен, способен привести политика к провалу. Однако, к сожалению, он очень распространен и, что  самое удивительное, наблюдается  нередко у политических лидеров, державшихся у власти не один десяток  лет. Типичен этот подход для лидеров  тоталитарных режимов. Подобная склонность возникает и под воздействием стресса, например, в период острых политических кризисов, как защитная реакция.

Информация о работе Процесс принятия политического решения