Промышленная политика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:14, доклад

Краткое описание

Политика в области промышленности не имеет в США, как таковая, строгого юридического оформления в виде специальных законодательных актов. Какие-либо официальные организационно-управленческие структуры, призванные проводить в жизнь весь комплекс государственных мер в области собственно промышленного производства, - также отсутствуют. Поэтому ее практическая реализация осуществляется в рамках общей системы государственного регулирования экономических процессов.

Вложенные файлы: 1 файл

67_ПП США.docx

— 20.95 Кб (Скачать файл)

Особенности.

Политика в области  промышленности не имеет в США, как таковая, строгого юридического оформления в виде специальных законодательных актов. Какие-либо официальные организационно-управленческие структуры, призванные проводить в жизнь весь комплекс государственных мер в области собственно промышленного производства, - также отсутствуют. Поэтому ее практическая реализация осуществляется в рамках общей системы государственного регулирования экономических процессов. 
Подобная практика проведения государственной промышленной политики имеет в США богатый исторический опыт. Ее достоинство, прежде всего, заключается в отказе от создания дополнительных и весьма громоздких бюрократических структур с неизбежным дублированием функций. Это представляется тем более оправданным, если учесть, что пути практической реализации многих мероприятий правительства нередко сочетаются, дополняют друг друга, позволяя в известной мере усиливать общий эффект от проведения того или иного экономического курса. 

 

Цели

Цели, задачи и стратегическая направленность промышленной политики определяются стремлением сохранить и упрочить лидирующие позиций США в мировой экономике. Эта стратегия предполагает сосредоточение усилий не на удержании достигнутых ранее преимуществ в какой-либо отрасли, группе отраслей или производстве той или иной продукции, а на приоритетном стимулировании опережающего развития группы наиболее современных, новых и новейших отраслей, производств, технологий и продуктов (электроники, биотехнологии, новейших материалов, возобновляемых энергоресурсов и энергосбережения, технических средств связи, освоения космоса и океана и т.п.). Материальная основа этого стратегического курса - дальнейшее укрепление научно-технической базы и совершенствование системы подготовки и использования научных и технических кадров, ориентированных на непрерывное и ускоренное создание и внедрение нововведений во всех сферах хозяйства.

 

 

Задачи

1.Стимулирование структурной перестройки производства с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности.

2. Всемерное облегчение  адаптации общества к структурным  изменениям в хозяйстве и, в частности, в промышленности (программы подготовки и переподготовки кадров, создание новых рабочих мест, обеспечение условий, облегчающих миграцию населения и т.п.)

 

 

Приоритеты

Государственная независимость  в стратегически важных отраслях.

-сельское хозяйство (семьи-фермеры)

-оборонные закупки (многие  закупки осуществляться у частных  компаний- поэтому достаточно специфическое регулирование)

 

 

 

Функционирование этой системы  обеспечивается за счет финансирования из средства федерального, штатного и  местного бюджетов по контрактам государства  с частными компаниями и регулируется соответствующим законодательством. В рамках этой системы государство (в лице представляющих его ведомств) выступает в качестве заказчика, а исполнителями (поставщиками) выступают  подрядные и субподрядные частные  и государственные компании, научно-исследовательские  центры и лаборатории, университеты.

Официально поставщик  должен быть определен на конкурсной основе, что обеспечило бы государству  наиболее выгодные условия сделки. Однако, на практике лишь часть заказов размещается на конкурентной основе, а это значит, что государственные закупки выполняют также функции завуалированного инструмента оказания помощи тем или иным структурным элементам промышленности, то есть их субсидирования. Предпринимаемые попытки активизировать конкурентную борьбу за государственные заказы недостаточно последовательны. Действующий в США закон, согласно которому при заключении договоров о государственных закупках следует отдавать предпочтение национальным производителям, также ограничивает возможности конкуренции.

Государственные контракты, заказы и закупки оказывают существенное влияние на развитие экономики, на изменение  ее структуры. От них зависит судьба целых отраслей, таких например, как производство вооружения, авиационная и ракетно-космическая промышленность, производство средств связи и информатики (в среднем половину продукции последней закупает именно государство). Размещение государственных заказов способно влиять на процессы концентрации в промышленности. Наконец, велика роль государственных закупок в стимулировании технического прогресса, особенно в отраслях высокой технологии, а также в реализации целей региональной политики.

Практика федеральных  закупок, а также рассмотренные в предыдущей главе программы американского правительства в сфере НИОКР и закупок в совокупности образуют промышленную политику в области новейшей техники и технологии. Государственная промышленная политика в отношении новейших отраслей основана на применении целевого подхода, а именно выборочном использовании государством отдельных инструментов для укрепления конкурентоспособности той или иной отрасли. Часто она представляет собой сочетание мер фискальной политики и торгового протекционизма, применяемых с разной степенью интенсивности.

 

Примеры

Отправной точкой перестройки  энергетического хозяйства США  явился так называемый "энергетический кризис" в первой половине 70-х  годов. Причина высокие цены на энергоносители.  Итого= Проект "Независимость". Согласно этому проекту экономические и научно-технические задачи предполагалось решать широким фронтом, начиная от разработки целого комплекса фундаментальных и прикладных проблем науки и техники и кончая радикальным усовершенствованием всей сферы энергетического хозяйства включая энергопотребление.

 

 

В 1994г. Центр стратегических и международных исследований в  Вашингто¬не по инициативе Министерства обороны США подготовил специальный доклад, в котором были обстоятельно проанализированы важнейшие проблемы конверсии военного производства и намечены возможные пути ее решения. По мнению авто¬ров доклада программа конверсии должна быть составной частью планов развития экономики страны в целом и ее выполнение должно преследовать следующие це¬ли:

1. Обеспечить сохранение  уникального потенциала военного  производства, имеющего жизненно  важное значение для обеспечения потребностей вооруженных сил. При этом в условиях сокращения военных расходов необходимо конкретно определить в какой именно военно-промышленной базе нуждается Министерство обороны в настоящее время, какой она должна быть в будущем.

2. Способствовать расширению  промышленной базы для удовлетворения  нужд обороны, т.е. обеспечить  переход от концепции военно-промышленной  базы к концепции промышленной  базы. Более сильная опора на  гражданский сектор должна сопровождаться  реформированием системы закупок  и согласованием про¬грамм проведения НИОКР.

3. Оказывать содействие  военным предприятиям в проведении  конверсии и расширении номенклатуры  выпускаемой продукции. Выполнение  этой части конве¬рсионной программы, по мнению авторов доклада, будет сопровождаться особыми трудностями, как объективного, так и субъективного порядка. В частности, на уро¬вень конкурентоспособности продукции конверсируемых предприятий может ока¬зать влияние и тот факт, что заработная плата ученых, инженеров и рабочих в во¬енном производстве в США выше, чем в гражданской промышленности.

В докладе было указано  на необходимость обеспечить ключевые потребно¬сти в проведении научных исследований в интересах Министерства обороны. Нако¬нец, оказание помощи персоналу закрывающихся военных объектов и местному населению, задействованному в их жизнеобеспечении так же является функцией прежде всего федерального правительства. Для этих же целей предлагается пре¬дусмотреть выделение целевых субсидий.

В США имеется две точки  зрения относительно роли государства  в осущес¬твлении конверсии оборонного производства. Согласно одной из них, государст¬венные органы не должны вмешиваться в данный процесс, предоставив рынку са¬мому определить, какие из предприятий способны выстоять в условиях сокраще¬ния военного производства. Однако, более правильным и плодотворным считается необходимость государственного участия. Целенаправленная финансовая поддер¬жка перспективных отраслей, где применение достижений ряда военных НИОКР привело к значительным технологическим прорывам, может явиться одним из гла¬вных направлений государственной деятельности, способствующей как проведению конверсии, так и обеспечению конкурентоспособности американской продукции. ***********


Информация о работе Промышленная политика США