Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:01, реферат
Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.
Для механизма осуществления власти 
в условиях парламентской монархии 
определяющее значение имеет не уголовная 
ответственность отдельных 
Особая разновидность монархии - выборная, сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малайзию.
Следует отметить, что в трёх странах Запада, когда-то находившихся на положении британских колоний, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии - институт монарха принял своеобразный вид. Формальное признание этими странами британского монарха в качестве главы государства - сегодня скорее дань символике государственного права, особая форма межгосударственных отношений в рамках британского сотрудничества, чем институт государства в современной трактовке.
Республика (лат. «общественный, всенародный») - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Исторически республика возникла в античную эпоху в Европе в качестве антипода монархии, но наибольшее распространение получила при капитализме. Различают два основных вида республики - парламентскую и президентскую.
Парламентарная республика представляет собой такую форму правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, но правительство формируется и действует лишь при условии, что оно располагает доверием (поддержкой) нижней палаты парламента (или даже обеих палат).
Впервые такая форма правления 
возникла во Франции в 70-х годах 
прошлого столетия при своеобразных 
обстоятельствах. В Национальном собрании 
Франции, которому предстояло принять 
конституцию страны, большинство 
составляли сторонники монархической 
формы правления, которые из-за своих 
внутренних раздоров не могли провозгласить 
Францию монархией и решили «временно» 
установить республику, построив взаимоотношения 
высших органов государства в 
ней так, как до этого они складывались 
при конституционной монархии. Однако 
установленная «временная» 
В основу системы высших органов 
государственной власти парламентарной 
республики положен принцип верховенства 
парламента, перед которой правительство 
имеет политическую ответственность 
за свою деятельность; формальной отличительной 
особенностью парламентарной республики 
является наличие должности премьер-
Глава государства в парламентарной 
республике в большинстве случаев 
избирается парламентом, например, в 
Греции и Италии. А вот в Германии 
президент избирается федеральным 
собранием, которое состоит из всех 
членов бундестага и такого же числа 
делегатов ландтагов (парламентов 
земель). В Австралии президент 
республики избирается непосредственно 
избирателями, причём избранным признаётся 
тот кандидат, который собрал более 
половины всех действительных голосов. 
В Финляндии президент 
Конституционные акты парламентарных 
республик признают ответственность 
главы государства перед 
Задача президента в парламентарной республике заключается не в том, чтобы руководить государством (это задачи правительства, в состав которого он не входит). Он не обладает ни чрезвычайными полномочиями, ни правом издания нормативных актов, равнозначных законам, ни сколько-нибудь серьёзными средствами влияния на процесс принятия важных политических решений. Задача президента - представлять государственное единение, быть носителем и пропагандистом официальных политических представлений и идеалов правительственной власти, играть роль «нейтральной» силы и т.д.
Республиканская форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающим полномочия главы государства и главы правительства, именуются президентской республикой. В такой республике правительство назначается самим президентом и не несёт политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. Классической президентской республикой считают США, где была установлена эта форма правления. Затем она получила распространение в других странах, как-то: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Уругвай и т.д.
Важной чертой президентской республики 
является независимое положение 
по отношению друг к другу президента 
и парламента. Исполнительные органы, 
т.е. президент и его министры, 
полностью располагают 
Глава государства в президентской 
республике сосредотачивает в своих 
руках огромные полномочия в области 
политического руководства 
В некоторых современных 
Но наиболее ярко смешение признаков 
президентской и парламентарной 
республик наблюдалось во Франции, 
республике по конституции 1958 года, которая 
значительно усилила 
Определённые особенности, специфические 
формы функционирования имеет институт 
президентства в странах 
Структура власти, сложившаяся в СССР, в отличие от других государств, имела ряд своих особенностей. Прежде всего, было трудно выделить комплексы законодательной, исполнительной и служебной власти, а сами три ветви стянуты к аппарату партии. Наибольшая концентрация власти приходилась на исполнительную, а законодательная практически никакой власти не имела. Основное место в системе законодательных актов вместо законов занимали совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, что привело к размыванию нормативности принимаемых актов, из-за неэффективности. Судебная власть находилась в зависимости от «телефонного права» и была авторитарной.
Переход от тоталитаризма к демократии 
потребовал преобразования всей системы 
государственной власти. Итак, есть 
данность: независимые государства 
СНГ со своей внутренней и внешней 
политикой, установленными (пусть «прозрачными») 
границами, провозглашенными признаками 
равноправия граждан. Ранее все 
сколько-нибудь значительные действия 
и даже намерения руководства 
республик строго контролировались 
центром. Центра нет, а коренная реформа 
государственной власти в республиках 
СНГ должна завершиться, по всей видимости, 
созданием президентских 
Таковы важнейшие вопросы, связанные с проблемой власти как общественным явлением, её структурой, её основными элементами, их ролью в отношениях властвования. Способы властвования в различных странах разные и зависят они от многих причин. Процесс же властвования регулируется с помощью механизма, т.е. государственных органов, права и политической системы в целом. Власть делится на виды в зависимости от основных сфер общественной жизни, от субъектов властвования и функций. Стабильность и прочность власти зависят от легитимности.
 
Список литературы
1 Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7, с.218.