Происхождение власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:01, реферат

Краткое описание

Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах власти, в частности, политической, были предприняты ещё в ранний период политической истории Индии, Китая и Греции. Например, то, что древнегреческое слово «архе», обозначавшее «власть» или «главенство», имело и другое значение - «первоначало» или «первопричина» - по-видимому, было не случайным совпадением, но смутной догадкой о природе власти.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.Феномен власти.docx

— 66.27 Кб (Скачать файл)

Для механизма осуществления власти в условиях парламентской монархии определяющее значение имеет не уголовная  ответственность отдельных министров  перед парламентом, а политическая ответственность перед нижней палатой  парламента всего правительства.

Особая разновидность монархии - выборная, сочетающая в себе элементы монархии и республики. Такая монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малайзию.

Следует отметить, что в трёх странах  Запада, когда-то находившихся на положении  британских колоний, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии - институт монарха  принял своеобразный вид. Формальное признание  этими странами британского монарха  в качестве главы государства - сегодня  скорее дань символике государственного права, особая форма межгосударственных отношений в рамках британского  сотрудничества, чем институт государства  в современной трактовке.

Республика (лат. «общественный, всенародный») - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Исторически республика возникла в античную эпоху в Европе в качестве антипода монархии, но наибольшее распространение получила при капитализме. Различают два основных вида республики - парламентскую и президентскую.

Парламентарная республика представляет собой такую форму правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, но правительство формируется и действует лишь при условии, что оно располагает доверием (поддержкой) нижней палаты парламента (или даже обеих палат).

Впервые такая форма правления  возникла во Франции в 70-х годах  прошлого столетия при своеобразных обстоятельствах. В Национальном собрании Франции, которому предстояло принять  конституцию страны, большинство  составляли сторонники монархической  формы правления, которые из-за своих  внутренних раздоров не могли провозгласить  Францию монархией и решили «временно» установить республику, построив взаимоотношения  высших органов государства в  ней так, как до этого они складывались при конституционной монархии. Однако установленная «временная» парламентская  республика оказалась долговечной  формой правления во Франции. Впоследствии парламентская республика по образцу  Франции была установлена в ряде других государств, где в результате выступления народных масс монархия потерпела крушение. В настоящее  время такая форма правления  существует в Финляндии, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии, Ирландии, Исландии, Ливане, Израиле и других странах.

В основу системы высших органов  государственной власти парламентарной республики положен принцип верховенства парламента, перед которой правительство  имеет политическую ответственность  за свою деятельность; формальной отличительной  особенностью парламентарной республики является наличие должности премьер-министра. Главным средством воздействия парламента на кабинет признаётся вотум недоверия, обязывающий министров уйти в отставку, а главным средством воздействия кабинета на парламент признаётся досрочный роспуск нижней палаты парламента.

Глава государства в парламентарной республике в большинстве случаев  избирается парламентом, например, в  Греции и Италии. А вот в Германии президент избирается федеральным  собранием, которое состоит из всех членов бундестага и такого же числа  делегатов ландтагов (парламентов  земель). В Австралии президент  республики избирается непосредственно  избирателями, причём избранным признаётся тот кандидат, который собрал более  половины всех действительных голосов. В Финляндии президент избирается тоже без участия парламента - население  избирает специальных выборщиков, а  те уже выбирают президента.

Конституционные акты парламентарных республик признают ответственность  главы государства перед парламентом, хотя такая ответственность чаще всего ограничена лишь случаями совершения тяжких преступлений. Почему же, несмотря на это, конституции некоторых парламентарных республик провозглашают в общей  форме принцип неответственнности главы государства? Дело в том, что  данный принцип всегда при этом толкуется  специфически - как отрицание не всякой вообще, а именно политической ответственности главы государства  перед парламентом.

Задача президента в парламентарной республике заключается не в том, чтобы руководить государством (это  задачи правительства, в состав которого он не входит). Он не обладает ни чрезвычайными  полномочиями, ни правом издания нормативных  актов, равнозначных законам, ни сколько-нибудь серьёзными средствами влияния на процесс  принятия важных политических решений. Задача президента - представлять государственное  единение, быть носителем и пропагандистом официальных политических представлений  и идеалов правительственной  власти, играть роль «нейтральной»  силы и т.д.

Республиканская форма правления, при которой во главе государства  стоит президент, избираемый всеобщим прямым или косвенным голосованием и сочетающим полномочия главы государства  и главы правительства, именуются президентской республикой. В такой республике правительство назначается самим президентом и не несёт политической ответственности перед парламентом, а президент не имеет права роспуска парламента. Классической президентской республикой считают США, где была установлена эта форма правления. Затем она получила распространение в других странах, как-то: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Уругвай и т.д.

Важной чертой президентской республики является независимое положение  по отношению друг к другу президента и парламента. Исполнительные органы, т.е. президент и его министры, полностью располагают исполнительной властью. Законодательные органы, т.е. парламент, полностью располагают  законодательной властью. Причём и  те, и другие осуществляют власть в  течение всего срока полномочий.

Глава государства в президентской  республике сосредотачивает в своих  руках огромные полномочия в области  политического руководства страной. Он обладает распорядительной властью, важными прерогативами в области  руководства вооружёнными силами и  гражданской администрацией, решающими  средствами воздействия на законодательный  процесс. Столь широкие полномочия президента, право претендовать на правительство нации в целом  выводятся из мандата, полученного  им на выборах.

В некоторых современных государствах существуют формы правления, сочетающие черты парламентарной и президентской  республик. Ни зарубежные, ни отечественные  учёные не пришли пока к общепринятому  наименованию такой смешанной формы, хотя наиболее часто она определяется как президентско-парламентская  форма или полупрезидентская. К  примеру, такие страны как Финляндия  или Португалия безоговорочно отнести  к той или иной форме сложно.

Но наиболее ярко смешение признаков  президентской и парламентарной республик наблюдалось во Франции, республике по конституции 1958 года, которая  значительно усилила исполнительную власть и ограничила права парламента. Президент стал верховным арбитром во всех проблемах, с которыми сталкивается правительство. Парламент же не только лишился права избирать президента, но и не может также сместить его. Глава государства, избираемый общим  голосованием, может после консультации с премьер-министром и председателями палат парламента распустить Национальное Собрание. Указанное право даёт в  руки президента оружие против депутатов, если их действия неугодны президенту, и, наоборот, позволяет использовать Национальное Собрание для удержания  правительства в подчинении.

Определённые особенности, специфические  формы функционирования имеет институт президентства в странах Латинской  Америки (Боливии, Бразилии, Колумбии, Мексике, Гондурасе, Панаме и др.). Почти  бесконтрольное по отношению к другим государственным органам резкое ослабление прерогатив парламентских  и судебных учреждений, различная  степень их подчинения правительственному аппарату подчёркивают особую форму  «сверхпрезидентского» правления.

Структура власти, сложившаяся в  СССР, в отличие от других государств, имела ряд своих особенностей. Прежде всего, было трудно выделить комплексы законодательной, исполнительной и служебной власти, а сами три ветви стянуты к аппарату партии. Наибольшая концентрация власти приходилась на исполнительную, а законодательная практически никакой власти не имела. Основное место в системе законодательных актов вместо законов занимали совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, что привело к размыванию нормативности принимаемых актов, из-за неэффективности. Судебная власть находилась в зависимости от «телефонного права» и была авторитарной.

Переход от тоталитаризма к демократии потребовал преобразования всей системы  государственной власти. Итак, есть данность: независимые государства  СНГ со своей внутренней и внешней  политикой, установленными (пусть «прозрачными») границами, провозглашенными признаками равноправия граждан. Ранее все  сколько-нибудь значительные действия и даже намерения руководства  республик строго контролировались центром. Центра нет, а коренная реформа  государственной власти в республиках  СНГ должна завершиться, по всей видимости, созданием президентских республик. Сегодня в республиках СНГ  учреждён институт президентской власти. Президент обладает всей полнотой распорядительной власти (он может издавать указы) и  исполнительной власти (ему подчиняется  кабинет министров - высший исполнительный орган). Целям более эффективного осуществления президентских полномочий служит учреждение поста вице-президента.

Таковы важнейшие вопросы, связанные  с проблемой власти как общественным явлением, её структурой, её основными  элементами, их ролью в отношениях властвования. Способы властвования в различных странах разные и  зависят они от многих причин. Процесс  же властвования регулируется с помощью  механизма, т.е. государственных органов, права и политической системы  в целом. Власть делится на виды в  зависимости от основных сфер общественной жизни, от субъектов властвования и  функций. Стабильность и прочность  власти зависят от легитимности.

 

Список литературы

 

  1. Агабеков Г.Б. Концепция разделения властей: история и современность:- научн-аналитический. обзор. М.-ИНИОН.- 1992.
  2. Амелин В. Власть. как общественное явление //Соц.-полит. науки. 1991 №2
  3. Бакштановский В.И., Самогонов Ю.В.. Введение в политическую этику Москва, Тюмень.1990.
  4. Бердяев Н.И. Н.И. Истки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  5. Власть многоликая. М.,1992.
  6. Власть: Очерки современной политической философии Запада. М. 1989.
  7. Гайда А.В., Китаев В.в. Власть и человек //Филос. науки. 1990.№4.
  8. Гозман Л., Эткинд А. Культ власти: Структура тоталитарного сознания //Осмыслить культ Сталина. М.,1989.
  9. Гозман Л., Эткинд А. От культа к власти людей // Нева 1989.№7.
  10. Крамник В.В. Социально-психологический механизм политической власти. М.,1992.
  11. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношении //Соиал.-полит. журнал,-1994.-№3,4,5,6,7,8.
  12. Кейзеров Н.М. Доктрина персонализации власти //Социол.исслед. 1990.№3.
  13. Санхуан И.А.. Как противостоять обаянию харизматических лидеров
  14. //Междунар.жизнь.-1994.-№1.-С.54-63.
  15. Славный П.И. Проблема власти: Новое измерение//Полис. 1991. №5.
  16. Технология власти //Диалог. 1990. №1.
  17. Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: Единство и разделение //Сов. государство и право. 1990. №2.
  18. Феномен политической власти:  Сб. Научных трудов. /Твер. гос.ун-т; Тверь.-ТГУ.-1993.

1 Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №7, с.218.

 




Информация о работе Происхождение власти