Проблемы формирования политической культуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 02:09, контрольная работа

Краткое описание

Политическая культура — это характеристика творческой деятельности человека в сфере политических отношений, как прошлая (зафиксированная, «опредмеченная» в политических институтах и ценностях), так и настоящая, основанная на реализации этих ценностей и создании новых. Характер власти, ее формы, прерогативы, методы действий и отношения с рядовыми гражданами во многом зависят от общего культурного уровня развития общества, типа утвердившейся в нем политической культуры.

Содержание

Введение 3
Проблема формирования политической культуры в России 7
Заключение 25
Использованная литература 27

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 88.95 Кб (Скачать файл)

Ценностные  характеристики любой цивилизации  и политической культуры невозможно понять и проанализировать без учета  места и роли в них религии. Конфессиональный фактор, непосредственным образом воздействует на формирование политических представлений, установок, ориентации и тем самым определяет или предопределяет специфику политического  поведения людей.

Любое сообщество характеризуется неоднородностью  имеющихся в нем политических структур4. Это обусловливает наличие разнообразных и противоположных интересов и потребностей социальных групп, отдельных личностей, по-разному формирующих компоненты своих политических культур, которые в той или иной степени инкорпорированы в политическую культуру сообщества. Значимость конфессионального фактора как системообразующего компонента политической культуры заключается в том, что религия выполняет интегрирующую и стабилизирующую функции, поскольку содержит в себе комплекс общезначимых морально-культурных императивов и традиционалистских ценностей и установок. Она воздействует как непосредственно, так и опосредованно на процессы интеграции индивидов в политическую систему. Это осуществляется через усвоение людьми религиозных норм и предписаний в качестве нормативных стандартов и установок, влияющих на формирование политических идей, взглядов и образцов политического поведения.

Необходимо  учитывать степень влияния религиозной  традиции на такие базисные ценности социально-политической культуры, как  права и свободы человека, представления  о характере власти, правила соблюдения закона.

Для анализа  политической культуры можно использовать понятие «национальный характер», который можно трактовать как  комплекс типичных образцов поведения, складывающийся на основе импульсов  и характеристик, регулирующих поведение  нации на протяжении длительного  срока. Одним из первых сравнительную  характеристику русской и польской души, германского и французского национального характера дал  российский философ Н.А. Бердяев. «В каждой народной душе, — писал он, — есть свои сильные и слабые стороны, свои качества и свои недостатки»5

Важную  роль в политической культуре общества играют традиции. Именно им присуще  уникальное качество, обеспечивающее сохранение непрерывности исторического (а значит, политического) процесса. Существенно и место стереотипов. Они формируют чувство политической идентичности, выполняют идентификационно-интегрирующие, ориентацион-ные, а и иногда дезинтегрирующие функции. В понятие «политическая  культура» входит и политический миф.

Политическая культура как фундаментальное явление  может быть осмыслена лишь в связи  со всеми сторонами общественной жизни. Она обогащается и обновляется  в процессе изменения различных  сфер общества. В то же время политическая культура той или иной страны оказывает  самостоятельное воздействие на процессы ускорения или замедления общественного развития.

Политическая  культура оказывает влияние на ход  и оценку политических действий. С  другой стороны, политические действия также создают и изменяют образцы  и оценки, составляющие политическую культуру. Типичная ситуация, трансформирующая элементы политической культуры, — это неэффективность политических действия.

Политическая  культура свидетельствует о том, что традиции общества, дух его  публичных институтов, страсти и  коллективный разум его членов, а  также стиль и действующие  кодексы поведения его лидеров  и большинства граждан — не просто случайные продукты исторического опыта, а взаимосвязанные части единого целого, образующие невидимую, но реально существующую паутину взаимоотношений. Политическая культура образует своеобразную матрицу политического развития. Она дает отдельному человеку руководящие принципы политического поведения, а коллективу — увязанную и сопряженную структуру ценностей, обеспечивающих определенную взаимосвязанность функционирования институтов и организаций; представляет политические идеалы, оперативные политические нормы, придает содержание и целостность всей политической сфере, представляет некие рамки, в которых члены общества принимают или отвергают законность существующей политической системы общества. В процессе «накопления» и развития политической культуры складывается определенный политический опыт, формируются стереотипные (традиционные) способы действия и восприятия политических явлений, политические установки.

Показателем политической культуры является материализация в политических институтах, выработанных историческим развитием человечества эффективных принципов их деятельности: эффективного и рационального политического  руководства обществом, социальной ориентированности политики, свободы  и ответственности всех граждан, демократии, гласности, плюрализма и  др. Через конкретно-историческую организацию  политических институтов выражаются господствующие в политической культуре организационные  стандарты и представления о  том, как и кто должен осуществлять политическую власть, как и кем  принимаются политические решения, какими способами они реализуются, как разрешаются политические Конфликты, каков реальный механизм подбора  и продвижения кадров в институтах власти, какова роль оппозиции в  политическом процессе.

Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют доминирующие способы политического властвования и политического участия. Среди  средств политического властвования и формирования политических институтов могут преобладать в различных  сочетаниях выборность и сменяемость  должностных лиц, доминировать наследственная передача власти, заговоры или нормативно отлаженные механизмы смены власти. В качестве способов осуществления  власти могут выступать демократические  и авторитарные методы, преобладать  механизмы принуждения, либо убеждения. Зависимость политической культуры от политических норм, моральных ценностей, принятых в обществе, выражается, в  частности, в создании нормативной  модели политической культуры, которая  вырабатывается и предлагается обществу господствующими политическими  институтами и организациями. Политическая культура находится в динамике, в  тесном взаимодействии с существующей политической системой. Степень развития политической культуры выражается также  в способах участия в политической жизни. Она может осуществляться как через демократический политический процесс, так и посредством конфликтов.

Разновидностью  и одновременно показателем политической культуры является политическое искусство. Политика как искусство представляет собой специфический способ политической деятельности, отличающийся творчеством  и мастерством, умением и тонким знанием дела, способностью нестандартно применять уже известные методы и приемы, а также вырабатывать политические инновации.

Политическая  культура — это не изолированное явление, она представляет собой подсистему в области глобальной культуры и находится в различных зависимостях с другими составными ее частями: экономической, правовой, моральной, управленческой, религиозной и т.д.

Важное  значение для развития общества имеет  его правовая культура. Под правовой культурой общества понимается его совокупный правовой опыт, характер правового сознания людей, их умения и способов использования правового потенциала, качество функционирования всей системы правовых институтов и их воздействия на общественную жизнь. «Если иметь в виду правовую культуру в ее официальном качестве, т.е. как явление идеологического порядка, — отмечали российские юристы В.Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук, — то она ориентирована государством и обществом на формирование и развитие политического и правового сознания людей, их ценностно-нормативного комплекса, а тем самым и поведения и деятельности в правовой сфере. Это воздействие осуществляется путем закрепления определенных правовых взглядов, духовных ценностей и т.д.; развития и трансформации содержания правовой идеологии и правового сознания; введения в правовое сознание личности, социальных групп общества в целом новых взглядов, правовых ценностей и т.п.; ломки устаревших правовых стереотипов, взглядов и ценностей»6.

Правовая культура включает: определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой деятельности; надлежащую степень знания населением законов; высокий уровень уважения норм права, их авторитета; качественное состояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми (законы, системы законодательства, судебная практика и т.д.)

Правовая  фиксация процедур политической деятельности препятствует проявлениям произвола  и своевластия в реализации политических решений со стороны политиков  и населения.

Политическая  культура как составная часть  общей культуры выполняет в обществе жизненно-важные функции.

Основные  функции политической культуры:

• познавательная — усвоение гражданами необходимых политических знаний и формирование у них политических взглядов и убеждений;

• коммуникативная — передача политических знаний, ценностей, опыта;

• воспитательная — формирование у граждан политического сознания и навыков политической деятельности;

• интегративная — формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя;

• регулятивная — обеспечение рационального воздействия граждан на политический процесс;

• нормативно-ценностная — закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, норм.

К основным направлениям и путям формирования политической культуры следует отнести целеустремленную духовно-идеологическую, политико-просветительскую деятельность государства, политических партий, Церкви, средств массовой информации, общественно-политических организаций  и движений; восприятие на уровне обыденного сознания политических ценностей через  семью, школу, трудовой коллектив, друзей и коллег; вовлечение граждан в  практику общественно-политической жизни  общества.

Политическая культура вплетена в контекст существующих общественно-политических отношений, систем социальной деятельности. Она возникает, эволюционирует и  в конечном счете распадается  вместе с этим контекстом, уступая  место новой политической культуре.

Политическая культура России имеет  свои характерные черты и особенности. Главное, пожалуй, состоит в том, что Россия представляет своеобразную цивилизацию, с присущими ей политическими  ценностями, традициями, менталитетом людей. Не случайно, еще Н. Бердяев  обращал внимание на то, что «противоречивость  и сложность русской души может  быть связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад». «Евразийцы» (Н. Трубецкой, В. Ильин, Л. Карсавин) и другие исследователи рассматривают и анализируют Россию как Евразию, особое географическое и культурное пространство. «Весь смысл и пафос наших утверждений, — отмечали они, — сводится к тому, что мы осознаем и провозглашаем существование особой евразийско-русской культуры и особого ее субъекта как симфонической личности»7.

Может быть, «евразийцы» и переоценивали  особенности России по сравнению  с другими странами, но они были, безусловно, правы в том что  ее культурная традиция имеет специфику, которую необходимо изучать и  знать.

Истоки  российской политической культуры коренятся  в патриархальном укладе крестьянской жизни, в коллективистско-общинном опыте, тоталитарном (монархическом) сознании, архаических обычаях вернопод-данничества, конформизма и непротивление  насилию, бунта против непосредственных угнетателей за справедливого царя. «Восточный («азиатский») способ производства» (деспотизм + община), разработанный К. Марксом на примере обществ Востока, имел место и России, оказал влияние на формирование ее культуры и политики. Россия — это всегда нерешенный крестьянский вопрос и высокая степень концентрации власти: великий князь — царь — император — монарх — генеральный секретарь — президент.

Власть  монарха на всех этапах истории России ничем не была ограничена. Страна рассматривалась  как большая царская вотчина, функционирующая под строгим  надзором и по предписаниям помазанника  божьего. Существовавший произвол власти связывался в народном сознании с  деятельностью господ и чиновников, которые злоупотребляли доверием царя-батюшки, находившегося в неведении относительно чаяний своих подданных. Отсюда нелюбовь ко всему государственному, устойчивый правовой нигилизм, стремление следовать  велению голоса совести, внутренней правды, а не внешней юридической  справедливости. Не уважение к законам, а страх перед наказанием побуждал многих людей подчиняться велениям правовых норм. Исторически в России был прав тот, у кого была власть и сила.

Характерная черта русского характера, его неотъемлемое политико-культурное качество — максимализм, склонность к крайностям в мышлении и поведении, поскольку практика и опыт свободного политического участия были недостаточны. Отсюда прочные традиции авторитарно-патриархальной политической культуры.

В русской  истории существует и другая — демократическая традиция. Она связана с общинным управлением, соборностью, эпизодическими республиканскими формами правления, опытом либеральных реформ, а также парламентаризма и многопартийности в XX в.

В целом политической культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской или общинной морали; идеологизированность в политических и иных вопросах; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; политическая лояльность и подданническое отношение к власти; правовой нигилизм и невысокий уровень правового сознания; предрасположенность к политическому конформизму (приспособление к конкретному политическому режиму); определенная политическая доверчивость; недостаток политических знаний и опыта.

Информация о работе Проблемы формирования политической культуры в России