Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цели и задачи. Цель исследования состоит в многоаспектном анализе миротворческой роли ООН в урегулировании международных конфликтов на современном этапе, а также в определении ее вклада в процесс урегулирования международных кризисов и конфликтов.
В соответствии с этой целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
Проследить процесс зарождения потребности в универсальной организации, являющейся гарантом международного мира и стабильности, проанализировать эволюцию ее становления.
Изучить и обобщить позиции ученых по рассматриваемой проблеме.
Исследовать методы и инструменты, применяемые ООН для решения конфликтных ситуаций.
Проанализировать деятельность ООН в урегулировании международных конфликтов на примере арабо-израильского, руандийского, иракского конфликтов.

Содержание

Введение
1. Эволюция миротворческой деятельности ООН
1.1 История возникновения миротворческого института ООН
1.2 Правовая база, задачи и принципы деятельности миротворческой практики ООН
2. Механизмы миротворческой деятельности ООН
2.1 Механизм использования миротворческих операций ООН
2.2 Мировые и региональные соглашения о разоружении и нераспространении
2.3 Борьба с терроризмом
2.4 Масштабы операций ООН по поддержанию мира
2.5 Политические аспекты применение механизма санкций третьей стороной при урегулировании конфликта
3. Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма
3.1 Миротворческие операции ООН на современном этапе деятельности
3.2 Основные перспективы развития ООН в урегулировании международных кризисов
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

UN_1.docx

— 168.82 Кб (Скачать файл)

Генеральный секретарь может  использовать «добрые услуги», выполнять посреднические функции или заниматься «тихой дипломатией», действуя за кулисами самостоятельно или через специальных посланников. Генеральный секретарь также может использовать механизм «превентивной дипломатии» в целях урегулирования споров до обострения ситуации.

Операции по поддержанию  мира могут продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Например, операция Организации  Объединенных Наций, развернутая вдоль  линии прекращения огня между  Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир, существует с 1949 года, а  на Кипре миротворцы Организации  Объединенных Наций находятся с 1964 года.

С другой стороны, для проведения в 1994 году операции в полосе Аозу между  Ливией и Чадом Организации Объединенных Наций понадобилось чуть больше месяца.

С момента развертывания  в 1948 году самой первой миротворческой миссии Организации Объединенных Наций 118 стран добровольно предоставили в распоряжение Организации более 750 000 военнослужащих и гражданского полицейского персонала.

Вместе с тысячами гражданских  специалистов они принимали участие  в 49 операциях по поддержанию мира.

В настоящее время в 16 таких операциях задействовано  около 14 500 военнослужащих и гражданских [33 , 43]

Принцип «Суверенного равенства государств» состоит в том, что страны- участницы ООН должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применение против других государств.

Принцип «мирного урегулирование международных споров», подразумевает использование силы, лишь в исключительных случаях.

Страны-члены ООН, в соответствии со следующим принципом, должны оказывать  ООН всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздержаться от оказание помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного  или принудительного характера. Следующие два принципа состоят  в том, что:

  • во-первых, ООН обеспечивает процесс соблюдения государствами, не являющимися ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это необходимо для поддержания международного мира и безопасности.
  • во-вторых, Устав ни в коей мере не дает ООН права вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. [7]

При осуществлении своей  деятельности, она преследует следующие  цели:

  • Поддерживать международный мир и безопасность.
  • Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.
  • Осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам.
  • Быть центром для согласований действий наций в достижении этих общих целей.

Следует отметить процедуру  голосования в СБ ООН. Она изначально вызвала разногласия. Этот вопрос был  решен на Ялтинской конференции. Каждый член СБ ООН имеет один голос, а решение СБ считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета (п.2 ст.27). Так же было принято соглашение о «принципе вето». [14 , 55]

«Принцип вето» - представляет собой единогласие великих держав при решении в Совете Безопасности ООН вопросов, касающихся принятия принудительных мер. В соответствии с Уставом ООН при отсутствии такого единогласия, решение не может быть принято. Этот принцип является основой работы СБ ООН.6 Из вышеизложенного следует, что решение не может быть принято, если за него не проголосовали девять государств из 15, при условии что все постоянные члены Совета Безопасности, а именно: Китай, Франция, Российская Федерация, США, Великобритания проголосуют «за». Решения СБ ООН являются обязательными для государств-членов ООН. В первые годы существования ООН между постоянными членами ООН возникали крупные разногласия, которые в последствии могли привести к прекращению деятельности этой организации. Из-за того что, СССР часто использовал право вето. В 1950 г. была принята резолюция «Единство в пользу мира».

Таким образом, ООН осуществляет комплексные операции, связанные  с установлением и поддержанием мира и оказанием гуманитарной помощи.

Ей также приходилось  предотвращать назревающие конфликты. В постконфликтных ситуациях  она все чаще предпринимает скоординированные  усилия, направленные на устранение коренных причин насилия и создание основ  для прочного мира.

 

2. Механизмы миротворческой деятельности ООН

 

2.1 Механизм использования миротворческих операций ООН

 

В настоящее время существует несколько отличающихся друг от друга  подходов к классификации миротворческих операций. Это связано с целями, преследуемыми при учреждении миротворческих операций, использования или не использования военной силы при решении задач, которые могут возлагаться на воинские контингенты, привлекаемые к их осуществлению.

Все это зачастую вызывает непонимание сути проводимых операций на уровне национальных государств, а  порой и превышение полномочий в  использовании силовых методов  – нарушению права применения силы и права прав человека.

Рассмотрим несколько  примеров.

Превентивная дипломатия - это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты.

Она имеет своей целью ослабление напряженности до того, как эта напряженность перерастет в конфликт, или, если конфликт начался, принятие незамедлительных мер по его сдерживанию и устранению причин, лежащих в его основе.

В рамках превентивной дипломатии в соответствии с концепции изложенной в докладе Генерального секретаря  ООН, могут участвовать и вооруженные  силы, а Концепция предусматривает  возможность превентивного развертывания  сил ООН в случае создания демилитаризованных зон.

При возникновении межгосударственных споров такое развертывание может  иметь место, когда обе страны считают, что присутствие Организации  Объединенных Наций (или сил региональных организаций и соглашений) по обе стороны их границы может содействовать предотвращению боевых действий.

Кроме того, превентивное развертывание  может быть использовано, когда какая-то страна ощущает угрозу и просит обеспечить соответствующее присутствие лишь с ее стороны границы.

Вместе с тем превентивное развертывание по характеру осуществляемых действий и задачам, которые ставятся вооруженным контингентам, перекликается  с аналогичными действиями и задачами, осуществляемыми в рамках миротворческих операций ВС по поддержанию мира.

Это приводит к появлению  разночтений, когда ряд экспертов (это особенно характерно для политологов  и военных экспертов США) выводят  превентивное развертывание ВС за рамки  превентивной дипломатии, целиком относя ее к классу миротворческих операций ВС по поддержанию мира.

Что противоречит имеющимся  документам.

Способствование миру - это  процесс урегулирования разногласий  и разрешения проблем, которые ведут  к конфликту, главным образом  путем дипломатии, посреднической деятельности, переговоров или других форм мирного  урегулирования. С изменением характера  проводимых миротворческих операций, которые, в силу требований к повышению  их общей эффективности, все чаще носят комплексный характер, подразумевающий  органичное сочетание военных, дипломатических  и других мер для урегулирования конфликта,

Способствование миру все  реже представляется как самостоятельный  вид миротворческой деятельности. Те действия и усилия, которые принято  характеризовать термином «Способствование миру», все чаще рассматриваются как составная часть миротворческих операций, относящихся к категориям либо поддержания мира, либо принуждения к миру, т.е. с преимущественным использованием вооруженных сил. Опять просматривается явное разночтение.

Поддержание мира - предполагает ведение не боевых военных операций (кроме случаев, когда необходима самооборона), которые предпринимаются  с согласия воюющих сторон и предназначены  для контроля и содействия заключению перемирия, что способствует дипломатическим  усилиям по достижению возможности  урегулирования разногласий политическими  средствами.

Эти действия можно рассматривать  как действия по поддержанию перемирия  или соглашений по прекращению огня. Поддержание мира - это обеспечение  присутствия ООН или других организаций, осуществляющих миротворческую операцию, в данном конкретном районе, что  до сих пор делалось с согласия всех заинтересованных сторон, которое, как правило, связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала, а также и гражданского персонала. Поддержание мира - это средство, которое расширяет возможности  как в плане предотвращения конфликтов, так и в плане миротворчества.

Принуждение к миру является формой боевого вооруженного вмешательства  или его физической угрозы. Оно  может проводиться в соответствии с решением мирового сообщества на использование военной силы с  целью заставить участников конфликта  согласиться с международными санкциями  или резолюциями.

Главная цель операций по принуждению  к миру - сохранение или восстановление мира на условиях, определенных мировым  сообществом.

Первоначально принуждение  к миру не рассматривалось в контексте  миротворчества, однако в более поздних  официальных документах ООН принуждение  к миру уже присутствует в этом качестве. Такое изменение вызвано  не в последнюю очередь позицией развитых стран Запада и, прежде всего, США, что отражает традиционную склонность Запада к использованию или угрозе применения силы для достижения военно-политических целей.

Ее основополагающим принципом  является допущение и даже оправдание вмешательства, в том числе вооруженного, во внутренние дела стран, где «грубо нарушаются права человека и право наций на самоопределение», поскольку, как считают западные политологи, в современной обстановке главную угрозу миру и стабильности представляют внутренние конфликты, а не внешние факторы.

При этом, по мнению экспертов  Лондонского института стратегических исследований, на Африканском континенте особенно отчетливо прослеживается тенденция перерастания столкновений внутреннего характера в региональные конфликты, охватывающие целые зоны, превращающиеся в международные  и приобретающие хроническую  форму.

Теория «нового интервенционизма» окончательно дезавуирует известный со времен Вестфальского мира принцип международного права, согласно которому суверенитет имеет главенство над правами человека. Между тем «новый интервенционизм» фактически игнорирует Устав ООН, которым предусматривается непременное единогласие всех постоянных членов СБ (США, России, Великобритании, Китая и Франции) при решении вопросов войны и мира. [4 ,12 ]

Независимые эксперты отмечают, что в этом нет ничего необычного - Запад, исповедующий прагматические ценности, всегда стремился создать такой мировой порядок, который в максимальной степени отвечал бы его интересам, и, прежде всего, собственной безопасности. Иначе говоря, ему свойственно не подстраиваться под существующие нормы, а использовать их для реализации собственной политики - отсюда практика так называемого «двойного стандарта».

Таким образом, контингенты  вооруженных сил и других структур могут привлекаться для решения  задач поддержания и восстановления порядка и стабильности в государстве (регионе), гражданские власти которого прекратили свою деятельность, или в районах, где возникла угроза распада государственности и где нарушение порядка и стабильности создает угрозу международной безопасности или правам человека.

В большинстве случаев  поддержание и восстановление порядка  и стабильности осуществляется одновременно с доставкой и обеспечением охраны гуманитарной помощи. Подобные задачи также могут быть поставлены вследствие боевых действий между отдельными государствами  в регионе или на территории конкретного  государства, а также в случае гражданской войны между оппозиционными силами одного государства.

Совершенно очевидно, что  организация решения этих задач  не может являться прерогативой только того или иного министерства и  ведомства. Здесь они могут лишь выступать на исполнительском уровне.

В целом, механизм реализации задач, стоящих перед военными контингентами, полицейскими силами и гражданским  персоналом, участвующими в миротворческих операциях, требует дальнейшего  совершенствования и усиления правовой базы использования вооруженных  сил не только в плане мер воздействия  по отношению к противоборствующим сторонам, но и ответственности за существующие нарушения со стороны  воинских подразделений, привлекаемых для осуществления миротворческих миссий.

Вне зависимости от того, кто санкционировал проведение миротворческих операций, ее участники обязаны в  полном объеме соблюдать положения  международного права. В традиционной миротворческой операции статус войск  в стране пребывания определяется соответствующим  соглашением.

Если операция проводится под эгидой ООН, то страны, участвующие  в операции, договариваются с ООН  и принимающей страной относительно масштабов их участия (содействия) в  операции. Они также могут выработать меморандум о взаимопонимании с  принимающей страной, в котором  оговариваются те формы обслуживания и обеспечения, которые не предусматриваются со стороны ООН. [5 , 22]

Информация о работе Проблемы и пути реформирования ООН в условиях нарастания угроз международного терроризма