Проблемы войны и мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 15:53, реферат

Краткое описание

Со времен появления письменной истории человечества (около 2500 лет тому назад) последнее пережило примерно 1600 вооруженных конфликтов. По некоторым подсчетам, за последние 5600 лет велось более 14500 войн, т. е. по 2,6 войны в год. Но никто не подсчитывал, сколько было мирных лет.
В истории впервые "человеческими" глазами на войну взглянул Фукидид. Геродот писал о ней с точки зрения божественного промысла, а Фукидид различал причины и повод войны, пожалуй, он впервые поставил вопрос о связи войны с политикой. Платон и Аристотель рассматривали войну как "часть искусства политического". Л. Морган, Ф. Энгельс указывали, что первобытные войны не имели политического содержания.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 25.20 Кб (Скачать файл)

Со времен появления  письменной истории человечества (около 2500 лет тому назад) последнее пережило примерно 1600 вооруженных конфликтов. По некоторым подсчетам, за последние 5600 лет велось более 14500 войн, т. е. по 2,6 войны в год. Но никто не подсчитывал, сколько было мирных лет.

В истории впервые "человеческими" глазами на войну  взглянул Фукидид. Геродот писал о ней с точки зрения божественного промысла, а Фукидид различал причины и повод войны, пожалуй, он впервые поставил вопрос о связи войны с политикой. Платон и Аристотель рассматривали войну как "часть искусства политического". Л. Морган, Ф. Энгельс указывали, что первобытные войны не имели политического содержания. Они были определенной стороной производственной, трудовой деятельности, самой жизни, образа жизни. Война как социально-политическое явление возникла, когда появилась политика, а вместе с ней и государство.

Чем больше войны  охватывали мир, тем сильнее проявлялась  потребность в глобальном мирном устройстве. Црудон отмечал, что война и мир составляют непременные условия жизни народов: мир предполагает войну, война предполагает мир.

Основатель позитивизма  О. Конт обосновал мысль о том, что в его время войны стали  анахронизмом, наступила эпоха, когда  серьезные и продолжительные  войны должны полностью исчезнуть у лучшей части человечества.

Люди должны иметь  возможность жить, чтобы делать историю, писал К. Маркс, а вот эту возможность у них как раз отнимает война. Поэтому уже в конце XIX в. Ф. Энгельс пришел к выводу, что современная ему война исчерпала свои созидательные возможности и не может служить интересам прогресса.

Любая война начинается задолго до ее объявления. Ей предшествует идеологическая и психологическая обработка населения официальными пропагандистскими структурами, внушающими народу мысль о необходимости и неизбежности грядущей войны. Объявляя свои цели благородными и справедливыми, а цели потенциальных противников — низменными и корыстными, пропаганда каждой из сторон — участниц будущей войны закладывает в сознание своего народа образ врага, воскрешая старые обиды и выискивая новые, на которые можно опереться в современной ситуации. Психология "свой -- чужой" в кризисный период обостряется до предела, проходя путь от высокомерно-пренебрежи- тельного отношения до полного неприятия иной культуры, носителем которой является враг.

В понимании немецкого  военного теоретика Карла фон  Клаузевица (1780 — 1831) война не есть самостоятельное, не зависящее от общественного развития явление, она представляет собой политический акт, серьезное средство для достижения политической цели. Она вытекает из политического положения и вызывается лишь политическими мотивами. Данное Клаузевицем знаменитое определение войны гласит так: "Война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами".

В политологии война  определяется как организованная вооруженная борьба между социальными классами, нациями, народами или государствами. Переход социального конфликта в стадию вооруженной борьбы выражается в том, что каждая из сторон стремится силой оружия навязать свою волю противнику, для чего наносит разрушительные удары по его людскому и материальному потенциалу. Как правило, для достижения поставленных в войне целей вооруженное насилие дополняется также экономическими, дипломатическими, идеологическими и другими средствами давления .

Война влияет на изменение  целей и задач политики; испытывает жизнестойкость и жизнеспособность конкретной социально- политической системы; вызывает изменения во всех сферах жизни общества, обостряет протекающие в них процессы, переводит общество в новое качественное состояние.

Война — социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественных противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия. Сущность войны заключается в том, что она является подлинным орудием политики, ее продолжением насильственными средствами. Политика определяет направленность и характер подготовки государства или коалиции государств к войне, формулирует цели и задачи войны, определяет ее средства, направляет материальную подготовку к войне и т. д.

Как форма социального  конфликта война сопровождает всю  историю развития мирового сообщества. Наша эпоха также не составляет исключения, ее облик определялся в значительной мере вооруженными столкновениями, в  том числе двумя мировыми войнами. Вообще же за последние пять с половиной тысяч лет в мире состоялось примерно 14,5 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 млрд. человек.

Империализм принес народам планеты две страшные мировые войны. В первой мировой войне участвовали 33 страны с населением в 1,1 млрд. человек (около 62 % тогдашней численности человечества). Так называемые безвозвратные людские потери составили 25 млн. человек, в т.ч. 9,5 млн. погибших на поле боя, 0,5 млн. — от бомбардировок, 10 млн. — от голода и эпидемий.

Во второй мировой  войне участвовали 62 страны с населением 1,7 млрд. человек (свыше 78 % всего населения Земли на тот период), безвозвратные потери достигли 55 млн. человек. На ноле боя погибло 27 млн. военнослужащих, в тылу от бомбардировок — 1,5 млн., в концлагерях — 11 млн., в партизанской борьбе более 2 млн., от голода и эпидемий 1 млн. человек.

Безвозвратные потери нашей страны во второй мировой войне оцениваются теперь в 27 млн. Раньше они оценивались в 20 млн., и поскольку цифра по СССР пересмотрена в сторону увеличения, то должна быть пересмотрена и общемировая.

Безвозвратные потери в 87 млн. только за две мировые войны.

Как показывает исторический опыт, особой ожесточенностью и жестокостью  характеризуются гражданские войны.

В своем исследовании войн К. Райт пришел к выводу, что  из 278 войн, имевших место в период с 1480 по 1941 г., 78 (или 28 %) являлись гражданскими. А в период 1800>—1941 гг. одна гражданская война приходилась на три межгосударственные войны.

По данным германских исследователей, за период с 1945 по 1985 г. в мире произошло 160 вооруженных  конфликтов, из которых 151 приходится на страны третьего мира. По их подсчетам, за этот период только 26 дней мир был свободен от какого-либо конфликта. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 млн. до 35 млн. человек. В целом можно сказать, что количество классических межгосударственных войн фактически уменьшается, в то время как число внутригосударственных конфликтов и войн возрастает. С 1945 по 1982 г. в Азии, Африке и Латинской Америке произошло 148 "малых войн". По мере того, как угроза глобальной войны отходит на второй план, становится все более явственнее то, что мир вступает в пору "малых войн" и региональных конфликтов. Военные операции США "Буря в пустыне", "Лис в пустыне" против Ирака (1990-1991, 1997-1998 гг.), операции НАТО в Боснии и Герцеговине, применение военной силы против боснийских сербов (1993 — 1995, 1999 гг.) война в Югославии подтвердили реальность силового решения в международных спорах.

Новый тип войны  — это война эпохи информационного  империализма — колониализма, где дестабилизация и "хаос в управлении" того или иного государства осуществляется сознательно и целенаправленно. Технологии, этапы новой войны с упором на информационный колониализм закладывались с момента победы большевиков в 1917 г., обрели четкие директивы СНБ (США) 1942 — 1945 гг., начиная со знаменитой инструкции 2001 от 17 декабря 1945 г. А. Даллеса по уничтожению новыми средствами самого непокорного на земле народа. Затем были директивы СНБ 1948—1951, 1957, 1968, 1980-х гг., где сочетание всех средств новой войны было доведено до открытого вмешательства на всех уровнях во внутренние дела стран Восточной Европы, СССР, Кубы, КНДР и др. В 1995 г. Клинтон скажет: "Расшатав идеологические основы СССР, мы сумели бескровно вывести из войны за мировое господство государство, составляющее основную конкуренцию Америке".

Отказ от глобальной военной и идеологической конфронтации, заявления о прекращении "холодной войны" и начале эры партнерства не привели к радикальным" изменениям в арсенале средств разрушения межгосударственных, национально-этнических, религиозных и иных противоречий, не исключили войну из этих арсеналов. Признавая на словах приоритет политических аргументов, ведущие государства Запада на деле продолжают совершенствовать военно-силовые средства, делают на них ставку в достижении своих политических целей в определяемых по собственному усмотрению "зонах жизненно важных интересов". Наиболее показательным свидетельством неизменности подхода ряда ведущих западных государств к войне как продолжению политики иными, насильственными средствами, является решение о расширении военного блока НАТО на восток.

НАТО продолжает наступать и расширяться. Более  того, очередь на вступление уже расписана на много лет вперед — вступления в НАТО уже ожидают Эстония, Латвия, Литва, Болгария и Румыния.

По данным социологических  опросов 76 % жителей стран — членов Североатлантического альянса потенциально готовы к войне с нами, так как  считают, что НАТО должна расширяться несмотря на мнение России.

Ракетно-ядерное  оружие в определенной степени разорвало  связь между политикой и войной, сделало устаревшей парадигму военно-политической конфронтации между великими державами, поскольку разумная политика, призванная реализовать на международной арене национальные интересы, не может допускать применения ядерного оружия, обладающего чудовищной силой разрушения.

Появление ядерного и термоядерного оружия и средств ,его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, чтобы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права.

  1. Мир характеризуется отсутствием войны. Война и мир одновременно существовать не могут: либо война, либо мир. В годы "холодной войны" между СССР и США не было войны, однако данное состояние можно назвать перемирием, мирным сосуществованием, но отнюдь не миром. Хотя вечный мир есть, может быть, недосягаемый идеал, но это идеал, к которому стремится человечество в своем развитии и к которому оно может и должно приближаться. Приходится с сожалением констатировать, что к этому идеалу на пороге XXI в. мы если и приблизились, то ненамного.
  2. Мир — это отсутствие вооруженного насилия, которое на международной арене наиболее часто выступает в форме войны; такое состояние, между государствами и их союзами, которое полностью исключает вооруженное насилие из практики межгосударственных отношений.
  3. Мир — это такое состояние в отношениях между государствами, которое, не содержит в себе противоречий, являющихся возможной причиной следующей войны.

Периоды отсутствия вооруженного противоборства в истории цивилизации нельзя с полным основанием назвать периодами мира, ибо в это время шла усиленная подготовка к новой войне, оставались противоречия, являющиеся неизбежным источником новой войны.

  1. Мир как состояние мирового сообщества может быть достигнут путем достижения приемлемого баланса интересов субъектов международных отношений, который исключает наличие противоречий, могущих привести к войне.

Ленинские принципы мирного сосуществования произвели  переворот во всей существовавшей многие десятилетия буржуазной системе международных отношений. Постоянно возраставшая мощь мирового социализма, внедрение им в отношения с государствами с различными общественными системами принципов мирного сосуществования позволили прервать сложившееся веками представление, что мир — это лишь передышка между войнами ради раздела, а затем и передела мира в интересах капиталистических хищников.

Еще на II конгрессе I Интернационала (сент. 1867 г.) была вынесена резолюция, в которой говорилось: "Мир, являясь первым условием всеобщего благосостояния, должен быть в первую очередь закреплен порядком вещей, не допускающим более деления общества на два класса, из которых один эксплуатирует другой".

Политика является тем общим, что соединяет войну  и мир в целостную систему, раскрывающую формы взаимоотношений  между государствами.

  1. Мир является продолжением и результатом политики государства на международной арене. От социальной направленности этой политики, ее субъектов в конечном счете зависит и наступление мира, и характер этого мира. То есть мир есть продолжение именно той политики, которая велась противниками до и в ходе войны.
  2. Важнейшей характеристикой и чертой мира во взаимоотношениях государств является его правовое закрепление в договорах, соглашениях и т. д. Вне договорной основы, регламентирующей характер и способы взаимоотношений между странами, не существует правовой основы для мира.

Поскольку Устав  ООН безоговорочно запрещает  обращение государств к войне  как средству разрешения международных  споров, постольку вооруженное нападение, совершенное им с соблюдением требований Третьей Гаагской конвенции 1907 г. об объявлении войны, не становится от этого правомерным. Само объявление войны, даже не сопровождаемое открытием военных действий, должно рассматриваться как неправомерный акт, как угроза вооруженного нападения.

Принцип мирного  разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, является одним из основных принципов современных международных отношений. Устав ООН обязывает государства разрешать свои споры мирными средствами. Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности (п. 1 ст. 37, ст. 38), Генеральную Ассамблею (п. 2, ст. 11) и Международный Суд (п. 3 ст. 36 Устава ООН и п. 1 ст. 36 Статута Суда). В отдельных случаях Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут поручать Генеральному секретарю ООН выполнение некоторых посреднических функций под строгим контролем указанных политических органов ООН.

Информация о работе Проблемы войны и мира