Проблема политического лидерства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 23:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблемы. Все темы, составляющие курс политологии, связаны с проблемами политической власти. Но для одних из них эта связь очень тесная и непосредственная, а для других она имеет опосредованный характер. Политическое лидерство относится к первой группе. Его изучение конкретизирует и углубляет наши знания о политической власти. По своей сущности и по форме проявления политическое лидерство это проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Концептуальные аспекты проблемы политического лидерства на современном этапе в России 7
1.1. Понятие и сущность политического лидерства. Типы современных лидеров и их функции 7
1.2. Характеристика политических элит в обществе. Политическая элита в России 12
Глава 2. Актуальные проблемы политического лидерства в России 17
2.1. Особенности формирования новой постсоветской политической элиты 17
2.2. Особенности эволюции политической элиты «путинского» периода 21
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Приложение 33

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы политического лидерства в России.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Достижение целостности  и гармонии социальных интересов  осуществляется лидером на практике через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества. В этом находит выражение ориентационная функция лидера.

Проведение политического  курса опирается на специфический  механизм, включающих в себя систему способов, методов решения поставленных задач. Следовательно, политический лидер не только провозглашает программу, идею, но и предлагает механизм ее осуществления посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. В этом проявляется инструменталистская функция лидера [9, с. 63].

Выявив интересы, объединяющие большинство общества или большие  группы людей, политический лидер может  проводить преобразования в обществе, лишь создав развитые стимулы деятельности, заинтересовав эти группы. Мобилизационная функция наиболее актуализируется тогда, когда лидер стремится осуществлять глубокие преобразования в обществе.

В тоталитарных и авторитарных государствах политический лидер может  выполнять функцию легитимации  политического порядка. Она присуща таким государствам по той причине, что обоснование правомерности политического режима не может осуществляться в них иначе, как средствами прямого обожествления личности лидера.

1.2. Характеристика политических элит в обществе

 

Идеи политического элитизма, возникнув в глубокой древности, получили широкое распространение в 19-20 в. В этот период радикальных общественных преобразований благодаря родоначальникам современной теории элит (В.Парето, Г.Моска, Р.Михельс) и их последователям политологические воззрения стали органично включать в себя концептуальное обоснование роли элит в обществе. Философские размышления о возможностях и личностных качествах высших классов дополнились прагматическим политическим и социологическим анализом взаимодействующих и сменяющих друг друга элитарных групп.

Основная, развивающая  на протяжении столетий идея политического  элитизма заключается в следующем: существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано  с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами. Если бы эта власть была предоставлена всем, лишь немногие смогли бы овладеть искусством ее удержания и руководства обществом из-за сложности этого вида человеческой деятельности.

Категорией «политическая  элита» обозначают тех, кто принимает  непосредственное участие в принятии политических решений; это – граждане, получившие высокие общественные оценки их деятельности, включенные во властные структуры, а также наиболее влиятельные в политическом аспекте, обладающие популярностью, авторитетом, престижем, как правило, властолюбивые личности, интеллектуально превосходящие массы. Следовательно, политическая элита – это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важных решений, связанных с использованием власти.

Политическая элита  в России более всего заслуживает названия «политический класс». Традиционные представления об элите в западной политологии связаны с тем, что власть и ее привилегии возникли в странах Запада как результат обладания собственностью на средства производства. В России ситуация была иной: наличие монопольной власти здесь всегда обеспечивало и обладание национальной собственностью.

Подобная модель отношений  элиты и зависимого населения  начала формировать еще в период раннего средневековья. Князь и  его дружина стремились к завоеванию земель и распространению своей власти над остальным населением. Интересы князя и дружины полностью совпадали, поскольку ими двигало стремление к богатству и монопольной власти. Так дружина постепенно приобретала черты правящего класса, который признавал абсолютную власть монарха в обмен на обладание землей и людьми[12].

К началу 17 века сложилась  внутренняя структура правящего  класса, которая состояла из трех основных групп: офицерского корпуса, чиновников, поместных землевладельцев. Социальной базой правящей элиты было служивое сословие. После социалистической революции власть в стране сосредоточилась в руках «нового класса», который опирался на Коммунистическую партию.

Партийная система служила  лишь внешним оформлением и одновременно прикрытием классовой сущности его господства. Получив монопольную власть и подчинив себе государство, «новый класс» стал монопольно распоряжаться национальной собственностью.

Социалистическая собственность  явилась основой абсолютной власти «нового класса», источником его  привилегий. Назначение на ключевые руководящие посты осуществлялось исключительно через партию. Этот способ замещения руководителей получил название номенклатурного, а сам «новый класс» стал называться номенклатурой.

Приход к власти в 1991г. демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической элиты России. В руководстве остались в основном те кадры, которые выдвинулись в годы перестройки. Это означало, что основной ядро номенклатурной элиты, по существу сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть – в государственные институты.

Однако помимо номенклатурной элиты в 1990-х годах начала формироваться  «новая элита», которую представляли молодые, энергичные лидеры, активно  занимавшиеся бизнесов. Сегодня они  выражают интересы не только быстро обогащающихся групп финансового, банковского, торгового капитала, но и криминальных структур. Некоторые из них пошли в политику, а часть осталась в бизнесе.

Нынешнее  состояние российской элиты позволяет  утверждать, что процесс ее формирования еще не завершился. Она не обладает такими необходимыми правящей элите свойствами, как относительная сплоченность, целостность и единство. У большинства составляющих ее групп отсутствует сколько-нибудь широкая социальная база, усиливается тенденция к закрытости, окукливанию элиты.

Российская  элита сохраняет свое господствующее положение благодаря действию разнонаправленных  и преимущественно отрицательно ориентированных факторов - инерции  народного послушания власти, социальной апатии населения, его боязни ухудшения ситуации.

Становление рыночной экономики и правового  государства реально лишь при  создании новой системы рекрутирования элиты. Эта система должна основываться на конкурентных началах и институционализации  требований к деловым и нравственным качествам руководителей.

Формирование  российской политической элиты регионального  уровня: особенности и тенеденции

В современных условиях политическая элита субъектов Российской Федерации все в большей мере вытесняется с арены действия политических факторов федерального масштаба, а ее интересы замыкаются на подконтрольной ей территории.

Взамен утраченных возможностей оказывать общефедеральное влияние  главы регионов получили гарантии экономической  и иной помощи из центра при условии  политической поддержки региональными элитами позиций центра в ходе федеральных выборов.

В качестве предпосылок  процесса институционализации политической элиты регионов России на современном  этапе можно выделить следующие:

1) проведение административно-правовой  реформы 2000 года, в результате которой произошло перераспределение политического влияния в отношениях “центр - регионы” в сторону усиления федеральной элиты;

2) рост политической  активности регионального и федерального  бизнеса, который способствует  снижению идеологической подоплеки политических действий региональной элиты и возрастанию прагматических настроений в отношениях региональной политической элиты и центра;

3) заметное снижение  публичности конфликтов в отношениях  “центр - регион”;

4) принятие латентной формы не только внутриэлитных конфликтов в регионах, но и конфликтов между элитой и массой.

Усиление административной составляющей в составе региональной политической элиты является характерной  чертой нынешней российской ситуации в политической сфере: максимальная вероятность победы на выборах в законодательные органы власти субъектов РФ (64%) имеется у представителей глав исполнительной власти регионов.

Используя интегральный административный ресурс, чиновники  высшего ранга надолго закрепляются в элитных группах, что приводит не просто к частичному искажению представительства социально-политических интересов общества, но к полной имитации этого представительства.

В таких условиях элита  более эффективно выполняет работу по обеспечению собственного устойчивого положения, которая традиционно ведется не по формальным принципам работы в высших органах власти, а по неформальным “правилам игры”, структурирующим элиту по принципам личной преданности.

Определяющей тенденцией формирования института местной  власти является постепенное “сращивание” элиты с крупным бизнесом. Интересы чиновничества и крупных бизнесменов часто пересекаются, а в результате в регионе процесс принятия стратегических решений проводится по принципам реализации закулисных договоренностей между госаппаратом и руководством ведущих экономических структур.

В настоящее время  обновление политической элиты в  России по-прежнему осуществляется на основе личных связей, а не с помощью  нормативно закрепленных институтов, в частности, партийной системы.

 

Глава 2. Актуальные проблемы политического лидерства в России

2.1. Особенности формирования новой постсоветской политической элиты

 

Современная политическая элита России начала формироваться  в начале 1990-х годов. Переход от командно-административной системы к рыночной экономике в нашей стране повлек за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Произошли коренные изменения и в модели элитообразования: постепенная замена доминировавшего на протяжении значительного периода предшествовавшей российской истории «служебно-номенклатурного» принципа элитообразования принципом элитного плюрализма. Отличительной чертой новой модели элитной организации стал ее дисперсный характер, предопределяющий множественность центров власти.

Немецкий ученый Э. Шнайдер, изучающий политическую систему современной России, считает, что новая российская политическая элита образовалась в недрах старой советской системы как вид контрэлиты в различных группах на федеральном уровне.

Исследователи отмечают, что современная  правящая элита России отличается от советской многими важными качествами: генезисом, моделями рекрутирования, социально-профессиональным составом, внутренней организацией, политической ментальностью, характером отношений с обществом, уровнем реформаторского потенциала[1, с. 10].

Различают два этапа формирования постсоветской элиты: «ельцинский» и «путинский».

Рассмотрим «ельцинский» этап.

Начало было положено 29 мая 1990г., когда  Председателем Верховного Совета РСФСР  был избран Б. Ельцин, который взял на себя и функции главы государства. Второй шаг последовал после избрания Б.Ельцина Президентом России 12 июня 1991г. Б.Ельцин создал собственную администрацию, насчитывающую 1,5 тыс. человек, и приближающуюся по численности к аппарату бывшего ЦК КПСС. Третий шаг к образованию центральной российской политической элиты – выборы депутатов Государственной Думы и Совета Федерации 12 декабря 1993г. К четвертому этапу подвели парламентские выборы 1995г. и президентские выборы 1996 г.

Осуществление реформ сопровождалось острой борьбой «номенклатуры» и «олигархии».

В 1991–1996 гг. перевес сил был преимущественно  на стороне номенклатуры, о чем  свидетельствуют высокий удельный вес представителей бывшей совпартноменклатуры  в структурах федеральной и особенно региональной власти, а также их значимое влияние на принятие важнейших решений той поры. К представителям номенклатуры того времени относилась группа А. Коржакова – начальника безопасности президента РФ. Апогеем их борьбы с олигархами стала знаменитая операция «Лицом в снег» 2 декабря 1994г., когда сотрудники службы охраны Президента РФ положили в снег охрану группы «Мост». Таким способом банкирам было указано их место.

Но неуверенность Ельцина  в способности группы Коржакова  обеспечить его победу на выборах в 1996г., а также опубликованное в СМИ 27 апреля 1996г. письмо – а фактически ультиматум – руководителей крупнейших корпоративных структур – «Письмо тринадцати» – участникам президентской гонки, побудили Президента РФ опереться в предвыборной программе на ведущие политико-финансовые кланы в качестве базы поддержки и обеспечило его победу на выборах.

Среди подписантов «Письма  тринадцати» значились президент  группы ЛогоВАЗ Б.Березовский, председатель совета директоров группы «Мост» В.Гусинский, президент АКБ «ОНЭКСИМбанк» В.Потанин, председатель Совета директоров консорциума «Альфа-групп» М.Фридман, председатель совета директоров банка «Менатеп» М.Ходорковский, президент компании «Роспром» Л.Невзлин, президент МАК «Вымпел» Н.Михайлов и др.

Информация о работе Проблема политического лидерства в России