Проблема оптимальной численности партий и её влияние на развитие многопартийности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:18, статья

Краткое описание

В своей научной работе я хотела рассмотреть вопрос о поправках в Федеральный закон "О политических партиях", который затрагивает такую проблему резкое снижение требования к численности политических партий, а также другие изменения который пытаются рационально решить уже не один год, относится к числу наиболее актуальных проблем современности. Разногласия порождены, прежде всего, подходом к тому, какой должна быть минимальная численность членов партии, позволяющая общественной организации претендовать на статус политической партии. От выверенного решения этого вопроса зависит развитие партийной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

научная работа КП.docx

— 28.36 Кб (Скачать файл)

            Следующая новелла - уменьшение частоты представления информации партиями, ее отделениями и иными структурными подразделениями в соответствующие органы о продолжении своей деятельности, численности членов, места нахождения постоянно действующего руководящего органа и т.п. Если ранее такая информация требовалась ежегодно, то сейчас - один раз в три года.

          Теперь не ежегодно, а один раз в три года политическая партия и ее региональные отделения должны будут представлять в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты.

            Еще одной нормой, смягчающей требования к партиям, стала норма, согласно которой политическая партия, не принимавшая в течение семи лет подряд участия в выборах, подлежит ликвидации. В ранее действовавшей редакции этот срок составлял пять лет.

             Согласно одной из поправок политическая партия обязана один раз в три года не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, подавать в Центральную избирательную комиссию РФ сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в указанный отчетный период. Ранее, как известно, такой отчет следовало представлять ежегодно. Кроме того, отменено требование о ежегодном представлении политическими партиями в федеральный уполномоченный орган копии отчета.

           Послабления коснулись и сферы контроля за деятельностью политических партий, осуществляемого уполномоченными органами. Так, теперь они вправе не чаще одного раза в три года (ранее - не чаще одного раза в год) знакомиться с документами политических партий и их региональных отделений, подтверждающими наличие региональных отделений, число членов политической партии и число членов каждого регионального отделения политической партии.

          Наибольшую критику (после норм, установивших требования к численности партий) в политической среде вызвали положения ФЗ о политических партиях, зафиксировавшие довольно жесткий порядок регистрации партий. Как известно, применение этого порядка привело к сокращению числа политических партий с 48 в 2004 г. до семи в настоящее время.

            Статья 15 Закона ("Государственная регистрация политической партии и ее региональных отделений") в 2012 г. была дополнена п. 5.1 следующего содержания: "В случаях, предусмотренных пунктами 1.1 и 2.1 статьи 20 настоящего Федерального закона, федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган принимает решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения до устранения оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. В случае принятия решения о приостановлении государственной регистрации федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган выдает уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение. В заключении указываются: конкретные положения настоящего Федерального закона, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения; исчерпывающий перечень несоответствий документов, представленных на государственную регистрацию, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. При этом в каждом случае указывается, какому конкретному положению нормативного правового акта не соответствует представленный документ и в чем выражается это несоответствие". Наиболее важно в данной норме установление обязанности федерального или регионального органа выдать уполномоченному лицу политической партии или ее регионального отделения письменное мотивированное заключение, где указаны конкретные нарушения и несоответствия.

            Кроме того, значима норма, закрепляющая правило о том, что в случае, если принято решение о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, течение установленного месячного срока прерывается. При этом часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня повторного представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения.

          Изменились также сроки и момент начала их исчисления в случае принятия уполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения. Теперь заявителю сообщается об этом в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения (ранее - не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов) с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данной политической партии или ее регионального отделения.

               Полагаем, что внесением рассмотренных поправок в ФЗ о политических партиях реформа как партийной системы, так и политической системы России в целом не завершится. Предстоящие изменения избирательного законодательства (включая выборы высших должностных лиц субъектов РФ, Совета Федерации, возвращение мажоритарной системы при выборах депутатов Госдумы, введение единого дня голосования и др.), а также практика их реализации покажут правильность взятого властью (не без известного давления) курса на либерализацию политических институтов.

 

 

 

 


Информация о работе Проблема оптимальной численности партий и её влияние на развитие многопартийности