Природа политического лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:48, реферат

Краткое описание

Лидер – это ведущий, авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль.
О природе политического лидерства задумывались мыслители во все времена существования человечества. Геродот, Плутарх ставили в центр исторического действия выдающихся лидеров - монархов, полководцев. Макиавелли рисовал образ государя, для которого цель оправдывает любые средства.

Вложенные файлы: 1 файл

лидерство.docx

— 39.85 Кб (Скачать файл)
  1. Природа политического лидерства.

 

Лидер –  это ведущий, авторитетный член организации, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль.

О природе  политического лидерства задумывались мыслители во все времена существования  человечества. Геродот, Плутарх ставили в центр исторического действия выдающихся лидеров - монархов, полководцев. Макиавелли рисовал образ государя, для которого цель оправдывает любые средства. Ницше обосновывал необходимость создания высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека, который обладает высокими жизненными силами и волей к власти, не ограничен нормами морали и стоит по ту сторону добра и зла.

По Фрейду, в основе стремления к лидерству  может лежать подавленное сексуальное влечение, масса нуждается в лидере, аналогичном авторитарному отцу семейства. Адлер объясняет стремление к лидерству как компенсацию чувства неполноценности личности.

В марксизме  проблема политического лидерства наиболее полно освещается в работах Энгельса, Плеханова, Ленина: массы делятся на классы, классами руководят партии, партии управляются вождями.

Лидерство как социальное явление вездесуще. Можно смело утверждать: там, где сложилась та или иная человеческая общность, там должны появиться лидеры, а с усложнением социальной жизни - и общественно-политическое лидерство.

В современной  политологии существует несколько  трактовок понятия «политическое  лидерство». Можно выделить следующие из них.

1. Лидерство  - постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу.

2. Лидерство  - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.

3. Политическое  лидерство - это особого вида  предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в отождествлении «политического товара» с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как «общего блага».

4. Политический  лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Принципиально важным является вопрос о роли и месте лидера в системе политических отношений общества. Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса. Субъект потому, что благодаря своим незаурядным качествам и в результате выбора людьми он становится во главе социально-политического движения для реализации интересов людей, его выбравших. Ради этого лидер наделяется властными полномочиями, т. е. правом концентрировать, направлять усилия, волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми ценностями. Политика никогда не вершилась в отсутствие лидеров.

Вместе с тем политический лидер - это не вознесшаяся над обществом фигура, если, конечно, не иметь в виду диктаторские режимы. Как объект политики, политический лидер имеет свои социальные и временные масштабы, в основе которых один постоянно действующий критерий - эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той части общества, которая прибегла к его услугам. Без широкой поддержки и контакта с людьми политический лидер ничего не значит. Более того, в решении тех или иных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных заинтересованных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к компромиссам.

Рассмотрение  политического лидера как личности предполагает анализ следующих показателей: 1) его представления о себе самом, или Я-концепция; 2) мотивы и потребности, влияющие на политическое поведение; 3) важнейшие политические убеждения; 4) стиль принятия политических решений; 5) стиль межличностных отношений; 6) устойчивость к стрессу; 7) биография; 8) эволюция политической деятельности.

Что лежит  в основе лидерства? Какова природа этого феномена? На этот счет в современной политологии существует несколько теорий.

Теория черт лидера. Сторонники этой теории основное внимание уделяют личным качествам лидера. Как считает один из исследователей феномена лидерства, Г. Олпорт, из 17 тысяч определений, приведенных в английском языке для описания индивида, почти каждое может быть использовано в характеристике лидера. Выделяются такие качества, как умение предвидеть, энергичность, способность привлекать внимание, такт и др.

В ряде случаев  вопрос о становлении лидера объясняется сугубо психологическими аспектами взаимодействия лидера и групп, например, участие женщин в политике с их повышенной сентиментальностью и склонностью к оценкам чувственного порядка. Политические взгляды, политический курс обусловливаются темпераментом человека, складом характера и другими субъективными факторами.

Так, считается, что холерики склонны к авторитарному способу управления, сангвиники - к оппортунизму, флегматики - преисполнены уважением к демократическим свободам, индифферентны к политической борьбе и т. д.

Теория ситуативности. Можно предположить, что рождение политического лидера начинается с того момента, когда его первый общественный опыт, помноженный на неординарные способности, позволит ему сделать смелые умозаключения: «Я знаю суть проблем, вставших перед нами, вижу пути их решения, то, что я предлагаю, воспринимается и поддерживается окружающими людьми, и я могу возглавить их стремления к достижению ожидаемых результатов». Но во всем этом «подстегивающим» обстоятельством (условием, средой) для проявления лидера выступает ситуация.

«Нет  сомнений в том, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события всегда свадьба между человеком и временем. Великий лидер «чувствует ситуацию» и знает, когда он может ее использовать. Величайшие лидеры обладают способностью обратить ситуацию в свой актив...», - утверждает американский социолог Дженнингс.

Теория определяющей роли последователей. Здесь анализируются отношения лидера с ведомыми. Настроения, интересы, потребности разных социальных групп есть императив для властных решений лидера. Если последователи лидера авторитарно или, напротив, демократично ориентированные люди, лидер все равно будет подстраиваться под них, чтобы обеспечить поддержку своей деятельности. Сторонники этой теории считают влияние ведомых на лидера негативным. Последователи превращают лидера в марионетку, действующую по их указаниям.

Теория  предлагает рассматривать следующие  характеристики последователей: 1) потребностно-мотивационная сфера; 2) эмоциональная сфера; 3) процессы познания и восприятия; 4) типологические особенности, т. е. национальный характер, архетипы, ориентации, установки; 5) социально-психологические особенности; 6) представления, ценности, идеология, самооценка общества, прототипы политического лидера, системы убеждений; 7) структурные особенности среды последователей, включая их организацию; 8) поведение последователей, включая обратную связь и самостоятельную активность.

Психологическая интерпретация лидерства. Сторонники психологического подхода к пониманию личности считают, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика, которой и объясняются все поступки людей. Наиболее широкое распространение получила фрейдистская трактовка лидерства. По 3. Фрейду, потребность в авторитете живет в «массовом» человеке как выражение тоски по отцу; великие лидеры стараются использовать эту потребность, чтобы вести за собой массы. Механизм принятия ведомыми сильного лидера таков: ребенок, живущий под гнетом отца-тирана, защищает себя, развив механизм повиновения. Жизнь взрослого человека продолжает определяться защитным механизмом - человек получает удовлетворение, подчиняясь начальнику, политическому лидеру, становясь конформистом, винтиком бюрократической машины. 3. Фрейд заложил основы метода психобиографий, написав в 1932 году совместно с дипломатом У. Буллитом психобиографию американского президента В. Вильсона.

В работах  американского психолога Г. Лассуэлла доказывается, что психологической основой политической деятельности являются бессознательное вытеснение «частных конфликтов», пережитых личностью, в сферу общественных объектов и последующая их рационализация в понятиях общественных интересов. По мнению этого автора, проявляющаяся во все более сильной форме потребность во власти имеет компенсаторное происхождение: обладание властью психологически компенсирует ущербность, фрустрацию, испытываемую личностью. Так, в одной из биографий Р. Никсона этот президент описывается как невротик, одолеваемый страстью к самоутверждению, страхом смерти и потребностью в эмоциональном враге, что порождало у него склонность к провоцированию политических кризисов, подозрительность, социальную изоляцию и трудности в принятии решений.

Таким образом, лидерство – это сплав ситуаций, участников и их взаимоотношений, а  также тех качеств, которыми обладает человек, берущий  на себя властную ответственность лидера. Политический лидер – это центр власти, он политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

  1. Основания и ресурсы власти.

Важнейшими  факторами, определяющими содержание и механизмы власти, являются ее основания и ресурсы. Под основаниями власти понимаются ее база, источники, на которые опирается властная воля субъекта. Ресурсы власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований. Образно говоря, основания власти - это ее фундамент, ресурсы власти - это ее потенциал и технология.

По сферам жизнедеятельности можно выделить следующие основания и ресурсы власти: экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные.

Экономические основания власти характеризуются господствующей формой собственности, объемом валового национального продукта на душу населения, стратегически важными природными ресурсами, золотым запасом, степенью устойчивости национальной валюты, масштабами внедрения в экономику страны достижений НТР. Соответственно экономическими ресурсами власти являются активная инвестиционная и научно-техническая политика, налоговая таможенная политика, а также внешнеэкономическая деятельность по укреплению независимости страны.

Социальные основания власти - это социальные группы и слои, которые власть опирается. Конкретный состав этих групп и слоев определяется общественным строем страны, ее политическими и культурно-историческими традициями, уровнем развития науки и техники. Одновременно с опорой власти в любом государстве существуют социальные группы, которые обречены на подчиненное положение, а также группы, которые занимают промежуточное, колеблющееся положение между устойчивыми субъектами и объектами власти. Социальные ресурсы - это мероприятия по изменению статуса социальных групп и слоев, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности. Власть, пытающаяся расширить свою социальную базу, должна наиболее полно обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющиеся промежуточные слои, добиваться социального партнерства с «управляемыми» слоями и группами.

Социальные  ресурсы частично совпадают с  экономическими. Так, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т. п. Юридические основания власти - это материальная база юриспруденции, а также совокупность законов, на которых власть сформирована и опирается в практической деятельности. К юридическим ресурсам можно отнести всякого рода инструкции, мероприятия по уточнению и разъяснению законодательства, постановления и указы, не охваченные действующим законодательством, а также указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов власти существенно возрастает в переходных политических режимах, когда реалии жизни часто выходят за рамки инерционного законодательства.

Административно-силовые основания власти - это совокупность властных учреждений, обеспечивающих наиболее важные функции жизнедеятельности, внутренней и внешней безопасности государства. Сюда входят наиболее важные структуры исполнительной и законодательной власти, а также органы безопасности, разведки и внутренних дел. Соответственно административно-силовыми ресурсами власти являются: система подбора кадров, обладающих особыми профессиональными качествами, оснащение властных учреждений техникой по мировым стандартам, мероприятия по исключению Дублирования и амбициозного соперничества силовых структур, профилактика коррупции.

Культурно-административные основания власти включают в себя систему организаций, аккумулирующих и сохраняющих культурный потенциал страны, средства массовой информации, системы получения и переработки разведывательной информации, международные и национальные компьютерные сети. Культурно-информационные ресурсы - это духовные ценности, знания, информация, которые благодаря новейшим системам их обработки, анализа и распространения становятся приоритетной ценностью. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания в силу своих преимуществ бесконечности, общедоступности, демократичности - подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти» К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм, а также систему гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению террористам и всякого рода экстремистским элементам.

Информация о работе Природа политического лидерства