Принцип разделения властей в конституционном механизме России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:08, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы. Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. Согласно этому принципу, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации1, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах.

Содержание

Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Конституционные основы принципа разделения властей в России………………………………………………………………………….............5
Глава 2. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России………….................................................................................13
Заключение..................................................................................................17
Список литературы.....................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная конституционное право.docx

— 56.89 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – филиал РАНХиГС

Межсессионная контрольная  работа по дисциплине 
«Конституционное право»

Фамилия

Суворов

Имя

Александр

Отчество

Юрьевич

Номер группы:

11312

Дата сдачи

26.10.12.

Номер варианта

10. Принцип разделения властей в  конституционном механизме России.

   

Подпись слушателя

 

 

Протокол проверки:

Ф.И.О. преподавателя

 

Дата проверки

 

Оценка

 

Подпись преподавателя

 

 

 

Содержание

Введение...........................................................................................................3   

Глава 1. Конституционные основы принципа разделения властей в России………………………………………………………………………….............5   

Глава 2. Особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России………….................................................................................13   

Заключение..................................................................................................17   

Список литературы.....................................................................................19

 

Введение

Актуальность темы контрольной  работы. Проблемы организации и осуществления государственной власти вызывали теоретический и практический интерес на протяжении многих веков. Мировой опыт убедительно подтверждает, что важнейшим условием успешного функционирования государственной власти является принцип разделения властей. Согласно этому принципу, закрепленному в ст. 10 Конституции Российской Федерации1, государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из названных ветвей власти самостоятельна и выполняет свои функции посредством особой системы органов и в специфических правовых формах.

Основное назначение такого разделения властей заключается, во-первых, в  обеспечении эффективного, профессионального  и независимого функционирования каждой ветви власти, во-вторых, в создании «сдержек и противовесов» во взаимоотношениях между разными ветвями власти с тем, чтобы исключить возможность возвышения какой-либо одной из них над другими, не допустить любой узурпации власти, любой диктатуры.

По своему содержанию система «сдержек и противовесов», предусмотренная в Конституции РФ и федеральных законах, представляет собой совокупность правовых ограничений (пределов) в отношении конкретной ветви государственной власти. Так, законодательная власть ограничивается принципами права и основами конституционного строя, довольно жесткой юридической процедурой законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления. Согласно принципу разделения властей всякому органу, представляющему определенную ветвь власти, запрещается принимать на себя выполнение функций, принадлежащих по закону другому органу, относящемуся к иной ветви власти, а пределы деятельности государственных структур ограничиваются их компетенцией.

Практическая  реализация принципа разделения властей  важна для создания, наряду с законодательной  и исполнительной властью, сильной, самостоятельной и независимой судебной власти.

В целом принцип разделения властей, несомненно, оправдал себя в государственном строительстве России, однако его конституционное провозглашение оказалось недостаточным, чтобы он «заработал» в полную силу. В процессе реализации данного принципа в конкретных условиях субъектов Российской Федерации довольно скоро обнаруживается необходимость в принятии неотложных мер по налаживанию конструктивного взаимодействия между законодательной и исполнительной ветвями власти, согласованной работы региональных и местных (муниципальных) властей, созданию единой, действенной исполнительной вертикали, преодолению тенденции децентрализации государства, поддерживаемой органами власти некоторых субъектов Федерации.

Конституционно-правовая доктрина (в условиях закрепления  федеративной формы устройства российской государственности) предполагает дифференциацию государственной власти на самостоятельные  ветви не только в центре, но и  на местах.

Принцип разделения властей является базовым принципом  в государственном механизме  правовых государств. В большинстве  современных государств данный принцип  одновременно служит и функциональной основой, которая обеспечивает эффективную  деятельность государственного механизма, и способствует оптимальному развитию отношений в обществе и государстве.

В Российской Федерации система федеральных  органов государственной власти функционирует на основе базового, системообразующего принципа разделения властей. Фактическая реализация принципа разделения властей в субъектах  Российской Федерации усложняется  тем обстоятельством, что не во всех субъектах функционируют судебные органы власти (конституционные (уставные) суды созданы и функционируют менее чем в половине субъектов Российской Федерации).

Реализация  принципа разделения властей предполагает обеспечение сбалансированности полномочий, исключение сосредоточения всех полномочий или их большей части в ведении  одного органа либо должностного лица. При этом соблюдается правило, согласно которому три ветви власти не должны быть полностью разобщены или, напротив, соединены под единым началом.

Цель контрольной работы рассмотреть принцип разделения властей в конституционном механизме России.

Данная цель предопределила решение следующих задач:

  1. Определить конституционные основы принципа разделения властей в России
  2. Рассмотреть особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России
  3.  
    1. Конституционные основы принципа разделения властей в России

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках или в рамках одного политического института. Теория разделения властей была разработана такими исследователями политики, как Дж.Локком, Ш.Монтескье, А.Гамильтоном, Д.Мэдисоном, Д.Джеем и другими.

Согласно  теории разделения властей:

  • законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с Конституцией;
  • все власти равны перед законом и между собой;
  • никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другой власти;
  • судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

Суть принципа сводится к тому, что «различные по содержанию властные функции осуществляются в государстве самостоятельными, независимыми друг от друга структурами  государственного механизма, которые  уравновешивают друг друга, ограничивают друг друга от узурпации власти, сосредоточения всех властных функций  в руках одной из ветвей власти». 2При этом законодательная власть формулирует нормы права, исполнительная власть обеспечивает их применение и исполнение, а судебная власть разрешает споры о праве.

Разделение  властей является характерным признаком  правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом «сдержек и противовесов», под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве  обуславливается необходимостью: четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов; обеспечения возможности контролировать государственными органами друг друга на конституционной основе; эффективной борьбы со злоупотреблениями властью. Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации.

Впервые свое юридическое оформление принцип  разделения властей нашел в Конституции  США (1787 г.), в конституционных актах  Великой Французской революции (1789-1794 гг.). Сегодня этот принцип конституционно закреплен в большинстве стран  мира.

В Российской Федерации принцип разделения властей  также закреплен в Конституции, которая была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной, а также органов власти, не входящие ни в одну из трех основных ветвей (например, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Российская академия сельскохозяйственных наук, Уполномоченный по правам человека в РФ и т.д.)

Рассмотрим  три ветви власти.

1. Исполнительная власть - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения.  

Единая система  исполнительной власти в России образуется только в пределах ведения РФ и  полномочий Федерации по предметам  совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 77 Конституции) . В этих пределах правительства, министерства и ведомства субъектов РФ находятся в отношениях иерархической подчиненности с Правительством РФ и соответствующими федеральными министерствами и ведомствами. В субъектах Федерации федеральные органы могут создавать свои территориальные органы. 
     В свою очередь, органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними. В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

  1. руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ);
  2. органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно  реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в  решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.

Конституционные основы деятельности Президента РФ. В буквальном смысле слово «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». В государствах с республиканской формой правления президент является либо главой государства и исполнительной власти, либо только государства. Институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. Пост избираемого всенародно Президента РСФСР был установлен в соответствии с результатами всероссийского референдума в марте 1991 г. Первый Президент РСФСР был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. Конституция Российской Федерации (1993) внесла существенные изменения, касающиеся как статуса Президента, так и порядка его избрания, компетенции, процедуры отрешения от должности. Конституция исходит из ведущего положения Президента в системе государственных органов власти. Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции.

Президент является гарантом Конституции  России, прав и свобод человека и  гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент России избирается на четыре года (с 2012 года - на шесть лет) гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.

Президент России, в соответствии с Конституцией:

    • назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы;
    • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет право принять решение об отставке Правительства;
    • представляет Государственной Думе кандидатуры на должности (назначение и освобождение): Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека;
    • рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству; согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
    • осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры и грамоты;
    • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение;
    • при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование;

Информация о работе Принцип разделения властей в конституционном механизме России