Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 16:31, реферат
Актуальность темы. Люди, независимо от их социального статуса, всегда проявляли и проявляют живой интерес к политике, будь то инженер или врач, рабочий или сельский труженик небезразлично, кто работает в высшем органе государственной власти. Людей равнодушных к политике встречается не часто, видимо, потому, что от политики во многом зависит развитие общества и, значит, жизнь каждого человека, а порой и его судьба. Кроме того, по мнению психологов, участие в политике удовлетворяет естественную потребность человека в общении, но в общении особом — с большими социальными группами людей и на более высоком уровне. Такое общение дает мощный импульс развитию личности.
Введение 3
1. Понятие политики 4
2. Предмет науки о политике 8
3. Методы политической науки 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Содержание политологии как теории политики образует ряд блоков: методология и методы изучения политики; знание о сущности и содержании политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений, субъектах политики, движущих силах и мотивах их действий; обоснование целей, задач и сущности политической власти; учение о политических системах, закономерностях и принципах их функционирования и развития; теория политического сознания и политической культуры.
Наряду с теоретическими знаниями политология включает и прикладное знание о технологии политической деятельности, приемах и мотивах политического поведения. На этом уровне важное значение приобретает анализ роли личности в политике.
Политическая наука разрабатывает свой понятийный аппарат. Наиболее общая категория — «политика». Она конкретизируется в понятиях: политические отношения, политическая деятельность, политическое сознание. Средоточием политических отношений и деятельности являются государство и другие политические институты, образующие политическую систему. Понятие «политическая система» коррелирует с понятием «гражданское общество» и раскрывается в ряде соподчиненных ему понятий: политический институт, политическая партия, общественные организации и движения, бюрократия, политический режим.
Политике присущи свои объективные законы. В числе общих законов — зависимость типа политической власти от характера социально-классовых отношений, неразрывная взаимосвязь политической и экономической власти и другие. В качестве специфических законов выступают, например, такие формы существенно необходимых связей в политических системах, как единство и разделение властей, легитимация политической власти.
Вопрос о предмете и содержании политологии как науки относят к числу дискуссионных. Трудность вычленения политологии в качестве самостоятельной научной дисциплины заключается в том, что в настоящее время ученые не пришли к сколько-нибудь общепринятому определению политической науки. Есть расхождения в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Д. Истон (США), например, характеризует политическую науку как «исследование способов, которыми принимаются решения для общества». По его словам, «в качестве политических ученых мы интересуемся всеми теми действиями и институтами в обществе, которые более или менее непосредственно связаны со способами, которыми принимаются и осуществляются властные решения, и последствиями, которые они могут вызвать».
В современной общественно-
Совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных раздела. Это, во-первых, социально-философские и идейно-теоретические обоснования политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду. Во-вторых, политические системы и политическая культура, отличия и сходство между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены и т.д. В-третьих, политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д.
Все эти политические феномены представляют интерес прежде всего в их современном проявлении и состоянии. И задача политолога - выяснить их структуру, составные элементы, функции, соотношение и взаимодействие между этими составляющими. Анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущности без исторического, идейно-теоретического и социально-философского подходов.
Таким образом: политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический. В таком контексте политическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем и идейно-политических парадигм и течений, теорию политики, механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д.
Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие как бы осевой стержень политического. Но изучение этих явлений невозможно без комплексного подхода политолога к анализу экономического, социокультурного, философского, социально-психологического аспектов жизни общества. Каждый из них обладает своими функциональными и структурными особенностями. Поэтому задача политической науки в этом плане гораздо шире проблем государственно-правовых дисциплин. Политическая наука относится к исследованию государств и властных отношений прежде всего как к социальным феноменам, как институтам политической организации общества, имеющей главной своей целью реализацию всеобщего интереса.
Проблемы мирового сообщества и всего комплекса международных отношений составляют предмет исследования нескольких дисциплин, таких как международное право, история, история дипломатии, социология и отчасти философия. Естественно, значительное внимание этому направлению в науке традиционно уделяется и в политологии. Государство является субъектом политики не только как носитель власти и властных отношений в рамках отдельного государства, но и как носитель государственного суверенитета в международных отношениях, как один из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Этот факт имеет особую актуальность в процессах усиливающейся тенденции к интеграции в экономической, политической, культурной жизни разных государств и народов, регионов и континентов.
Для политолога интересен анализ основных параметров и критериев определения международных отношений как единой системы поистине глобального масштаба на основе использования своих политологических подходов, системообразующих характеристик структурных составляющих. Говоря об изучении закономерностей, основных форм и особенностей взаимодействия государств и других субъектов международных отношений в современных условиях, особенно необходимо внимание профессионалов в области политической науки к исследованию механизмов принятия решений, роли и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами, а также к деятельности региональных и всемирных организаций. Перечисленные политологические проблемы в этой книге специально не рассматриваются, так как уже получили достаточно широкую разработку в зарубежной и отечественной научной литературе.
Предметом политологии являются такие феномены, как политическая система, государство, государственный строй, власть и властные отношения, политические партии, политическое поведение, политическая культура, история политических учений и т.д. Эти сложные институты политических отношений и процессов изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т.д. Интегрируя отдельные проблемы этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.
Разнообразные методы, применяемые политической наукой позволяют глубже и всесторонне познать ее предмет. Они представляют собой приемы, конкретные способы изучения политики. Рассмотрим эти методы.
Социологический метод предполагает выяснение зависимости политики от общества, выявление социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. В своих крайних, жестко детерминированных форма социологический метод широко представлен в марксистских трактовках политики как надстройки над экономическим базисом, как отношений между классами, нациями и государством (В.И.Ленин). Этот метод, в частности, ярко выражен в теории заинтересованных групп А.Бентли, рассматривающей политику как сферу соперничества разнообразных общественных групп, преследующих собственные интересы.
Социологический метод по праву занимает одно из центральных мест в социологической науке, во многом определяет специфику политической социологии. Одним из его наиболее распространенных, частных проявлений выступает культурологический метод, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от характера и уровня развития политической культуры.
Традиционно, начиная с глубокой древности, политическая мысль базировалась на нормативном, или нормативно – ценностном методе, который не утратил своей значимости и в наши дни. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и других ценностей. Этот метод ориентируется на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он требует исходить из должного и желаемого, из этических норм и в соответствии с ними строить политическое поведение и институты.
Нормативный метод подвергается критике за идеализацию политической действительности, оторванность от реальности, умозрительный характер многих построенных на его основе политических проектов и конструкций. Его определенная слабость одновременно проявляется в релятивности, относительности ценностных суждений, их зависимости от мировоззрения, социального положения и индивидуальных особенностей людей. И все же, несмотря на некоторую ограниченность, этот метод является необходимым основанием политической науки, поскольку придает политике этическое, человеческое измерение, вносит в нее нравственное измерение.
В отличие от нормативного функциональный метод требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обнаруживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровней экономического развития и политического строя, степени урбанизации населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п. Этот метод предполагает абстрагирование от этических оценок политики и ориентацию лишь на факты и логику. Одним из первых функциональный метод при изучении политики широко использовал Н. Макиавелли, провозгласивший отказ от религиозных догм и этических ценностей при изучении политики, необходимость анализа реальной политической и социальной жизни во всей ее противоречивости.
К функционалистски, позитивистски
ориентированным методам примык
Системный подход к политике впервые был детально разработан в 50–60-ые гг. нынешнего века известными американскими учеными Т. Парсонсом и особенно Д. Истоном. Суть этого метода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно устроенного организма, как саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через ввод (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политические решения и действия) системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе. Она стремится к самосохранению, и выполняет, по Д.Истону, две важнейшие функции: 1) распределение ценностей и ресурсов; 2) обеспечение принятия гражданами распределительных решений в качестве обязательных. За сравнительно ограниченный срок системный подход к политике показал свою конструктивность и представлен в разнообразных теориях политических систем. Однако это не отрицает его корректировки в соответствии с современным уровнем развития методологии системного анализа.
Вплоть до начала ХХ в. в политической науке наряду с нормативным методом господствовал институциональный подход, и сегодня занимающий в ней приоритетные позиции. Он ориентирован на изучение политических институтов, с помощью которых изучается политическая деятельность: государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.
Не менее длительную, нежели институциональный метод, историю имеет антропологический подход, проявившийся еще у Аристотеля в усмотрении им истоков политики в коллективной сущности человека. Этот подход требует изучения политики как обусловленной не социальными факторами, а родовыми чертами человеческой природы, присущими каждому индивиду потребностями (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, общении, духовном развитии и т.д.). Сегодня он исходит прежде всего из таких принципов, как: 1) постоянство, инвариантность фундаментальных родовых качеств человека как существа биологического, социального и разумного (духовного), изначально обладающего свободой; 2) универсальность человека, единство человеческого рода и равноправия всех людей независимо от этнических, расовых, социальных, географических и иных различий, равноправия всех людей; 3) неотъемлемость естественных, основополагающих прав человека, их приоритета по отношению к принципам устройства, законам и деятельности государства.
Применительно к исследованию реальных политических действий антропологический подход требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разумной, рациональной мотивации, но и выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и другие мотивы политического поведения, обусловленные человеческой природой и наиболее ярко проявившееся еще в первобытных обществах. Ярким примером подобного подхода является классический психоанализ З.Фрейда, исходящий из того, что любое, и в том числе политическое, поведение человека предопределяется иррациональными, неподконтрольными разуму наклонностями – стремлением к утверждению жизни во всех ее формах и проявлениях (Эрос или либидо) и сосуществующим с ним подсознательным стремлением к смерти и разрушению (Танатос или мортидо).