Предвыборная агитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 09:31, контрольная работа

Краткое описание

Правовое регулирование предвыборной агитации, ее финансирования не обеспечивает гарантии реализации избирательных прав участников выборов, а это негативно сказывается на утверждении в общественном сознании представления о выборах как демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, подрывает доверие к ним со стороны населения. Проблема совершенствования правового регулирования предвыборной агитации, ее финансирования и практики его применения стала одной из первостепенных. Без достаточной научной базы решение ее трудноосуществимо.
В научном плане важно выявить наметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России, меры воздействия на их развитие.

Вложенные файлы: 1 файл

контра.docx

— 36.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

Глубокие изменения во всех сферах общественной жизни, появление в России богатого спектра различных политических сил привели к возникновению острой борьбы за власть в ходе выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главным инструментом этой борьбы стала предвыборная агитация, в рамках которой осуществляется прямое воздействие на формирование политической воли народа, а значит - воздействие на его политический выбор, приводящий к власти определенные политические силы или конкретных политических лидеров. Особая роль предвыборной агитации для хода и результатов избирательных кампаний любого уровня, широкое использование в ней средств массовой информации, невиданных в России технологий, приемов и способов, качественно иная роль финансирования ее мероприятий - все это явилось новой проблемой для российского общества, требующей своего законодательного разрешения.

Кроме того, практика применения законодательного регулирования предвыборной агитации и ее финансирования в России, а также в ее отдельных субъектах свидетельствует о низком уровне готовности участников выборов к соблюдению её требований, о большом количестве нарушений, об использовании не предусмотренных законом форм и методов. Правовое регулирование предвыборной агитации, ее финансирования не обеспечивает гарантии реализации избирательных прав участников выборов, а это негативно сказывается на утверждении в общественном сознании представления о выборах как демократическом институте формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления, подрывает доверие к ним со стороны населения. Проблема совершенствования правового регулирования предвыборной агитации, ее финансирования и практики его применения стала одной из первостепенных. Без достаточной научной базы решение ее трудноосуществимо.

В научном плане важно выявить наметившиеся тенденции в правовом регулировании предвыборной агитации в России, меры воздействия на их развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 1. Понятие предвыборной агитации и сроки ее проведения

Согласно части 1 статьи 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

Сущностью предвыборной агитации является обмен политической информацией, который может происходить с участием не только индивидуальных, но и коллективных субъектов, например, партий, а также с применением коллективных форм агитации. Предвыборная агитация может проводиться путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий). Таким образом, право на предвыборную агитацию является как субъективным правом личности, так и принадлежит объединениям граждан.

Статья 44 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ включает категории «предвыборная агитация» и «информирование избирателей» в общее определение «информационное обеспечение выборов».

Информирование избирателей и участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях. Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Информирование избирателей, участников референдума, в том числе через средства массовой информации, о ходе подготовки и проведения выборов, референдумов, о сроках и порядке совершения избирательных действий, действий по участию в референдуме, о законодательстве Российской Федерации о выборах и референдумах, о кандидатах, об избирательных объединениях осуществляют комиссии.

Информирование граждан направлено, прежде всего, на обеспечение максимально возможной открытости избирательного процесса, на получение избирателями полной и достоверной информации о подготовке выборов, о действиях государственных органов, на которых возложены обязанности по подготовке и проведению выборов, а предвыборная агитация преследует цель побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Право граждан на предвыборную агитацию является важнейшей составляющей субъективного конституционного избирательного права. Вместе с тем предвыборная агитация не существует и не может существовать вне пространства выборов как организационно-правовой формы реализации избирательных прав. Поэтому, выступая в качестве правомочия, предвыборная агитация предстает одновременно в качестве стадии избирательного процесса.

Таким образом, предвыборная агитация – правовой институт, включающий нормы, обеспечивающие кандидатам и избирательным объединениям возможность осуществлять деятельность, направленную на привлечения голосов избирателей, устанавливающие право граждан и общественных объединений открыто выражать поддержку тому или иному кандидату или избирательному объединению и способствовать его избранию, а также нормы, определяющие запреты и дозволения при совершении действий, побуждающих голосовать за того или иного кандидата или избирательное объединение.

В качестве субъектов предвыборной агитации, выступают: граждане Российской Федерации, кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения. Исключением служит положение п. 6 ст. 3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ: «Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в п. 10 ст. 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Участие в избирательных кампаниях, кампаниях референдума указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом».

В соответствии с выше изложенным деятельность иных субъектов не может быть признана законной агитацией и должна рассматриваться в качестве иной деятельности. Необходимо отметить, что предвыборной агитацией вправе заниматься только граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет. В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, голосовать на референдуме, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и т.д.

В соответствии со ст. 49 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума в день голосования и в предшествующий ему день запрещается. 
Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном федеральным законом порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день голосования на прежних местах.

В случае проведения повторного голосования агитационный период возобновляется со дня назначения соответствующей комиссией дня повторного голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня повторного голосования.

Предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) может проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда. Перечень лиц, объединений и органов, которым запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы предусмотрен ст. 48 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ. 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Виды методы предвыборной агитации

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 года № 67-ФЗ устанавливает юридическое содержание предвыборной агитации как специфической деятельности субъектов избирательного процесса.

В соответствии с п. 4 ст. 2 названного Закона предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов), список (списки) кандидатов или против него (них).

Установленное законодателем определение позволяет выделить следующие основные признаки предвыборной агитации:

- предвыборная агитация  существует как юридический феномен  только в период избирательной  кампании;

- предвыборная агитация  представляет собой определенную  деятельность, т.е. совокупность последовательно  реализуемых специфических действий;

- деятельность агитационного  характера отличают побуждение  к голосованию за или против  конкретных кандидатов, списки кандидатов  и соответствующее целеполагание1.

Методы проведения предвыборной агитации перечислены в п. 3 ст. 48 Федерального закона № 67 - ФЗ.

Предвыборная агитация может проводиться:

- на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  печатных изданиях, т.е. через СМИ;

- посредством проведения  агитационных публичных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований);

- посредством выпуска  и распространения печатных, аудиовизуальных  и других агитационных материалов;

- иными не запрещенными  законом методами.

Среди допускаемых законом методов можно выделить, с одной стороны, методы, являющиеся традиционными, с другой стороны – методы, базирующиеся на использовании современных информационно-коммуникационных сетей. Рассмотрим их более подробно.

Традиционными для избирательных кампаний являются технологии проведения массовых акций — митингов, собраний, шествий, пикетов, зрелищных мероприятий, встреч кандидата с избирателями и др.

Основные цели массовых акций:

-  информационное воздействие на избирателей через популяризацию положений предвыборной программы кандидата;

-  создание информационных поводов дли СМИ;

-  установление позитивного эмоционального контакта между кандидатом и избирателями (в случае его участия).

Все они, имея определенную специфику и отличаясь степенью эффективности, характеризуются в целом одинаковой технологией организации и проведения. Исключение составляют, пожалуй, «импровизированные» встречи кандидата с избирателями вне помещений.

Во время агитации реализуются планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Агитация направлена, на создание положительного образа кандидата, так и на разрушение образа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор методов агитационного воздействия. 
Также существуют настенные и предназначены для раздачи в руки, агитационные и презентационные, сигнально-информационные материалы.

Существуют следующие виды настенных листовок:

1) Ориентирующие на борьбу - первая часть создает образ врага или негативную установку на восприятие оппонента. Основная часть: указывает путь борьбы с врагом или формирует положительное восприятие кандидата.

2) Биографические - с изложением краткой биографии кандидата, создающие желаемый образ последнего.

3) Программные - с кратким изложением программы. 
Агитационная листовка для раздачи избирателям зачастую содержит еще минимум полезной информации (листовки с экологическими телефонами, правилами поведения в экстренных ситуациях и т.д.).

Характерной особенностью листовок является доминирующие желание закрепить образ кандидата с помощью «ключевых сигналов» (портреты, сопровожденные фразой типа «это наш кандидат», «это свой человек»), как показала практика, лучше воспринимались небольшие по размеру, доходчивые по содержанию, адресные цветные листовки.

Информация о работе Предвыборная агитация