Практическая работа по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2014 в 13:06, практическая работа

Краткое описание

Задание № 1 Как вы считаете, прав ли был политолог Г.Лассуэл, который считал, что политика – это наука о влиянии и влиятельных людях? Аргументируйте свою позицию. Задание №3 Каждый режим представляет собою особый характер взаимоотношений граждан и государства. Охарактеризуйте права и обязанности граждан и государства, характерные для различных политических режимов.

Вложенные файлы: 1 файл

Практическая работа по полтитологии Ивановой О.С..docx

— 32.73 Кб (Скачать файл)

Практическая работа по «Политологии»

Ивановой Олеси Сергеевны

Задание № 1 Как вы считаете, прав ли был политолог Г.Лассуэл, который считал, что политика – это наука о влиянии и влиятельных людях? Аргументируйте свою позицию.

Ответ: Политика – искусство управления государством, сообществом, межгосударственными отношениями, сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, целей и содержания деятельности государства. Она направлена на завоевание, удержание и использование политической власти. Если рассматривать политику глобально, то она похожа больше не на управление, а на манипуляции со стороны сложной иерархии элит в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

Гаральд Лассуэл разрабатывает проблемы функционального подхода к политике, используя методы социальной психологии, психоанализа и психиатрии. Политическую науку он рассматривает как орган самопознания и самосовершенствования человечества в прорцессе общекосмической эволюции. Выявляя «властвующие элиты» - наиболее политически влиятельные группы общества, Лассуэл опасается утверждения в современном мире господства идеи «гарнизонного государства» - общества, осуществляющего насилие и использующее современные технические возможности осуществления власти. В защиту от посягательств «элит» он предлагает усилить роль ученых в выявлении общих интересов человечества, координации технологического развития, изменений внутри социальной системы.

Исходя из вышесказанного, можно согласится с мнением Г. Лассуэла.

Задание № 2 Для Платона и Арестотеля характерно понимание знаний о политике как знаний о высшем благе человека и государства и наилучшем государственном правлении. Это значение о том, «как придать гражданам известного рода хорошие качества и сделать их людьми, поступающими прекрасно». Применимо ли такое понимание роли политических знаний в настоящее время?

Ответ: Платон считал, что существует идеальное государство, главной сосновой которого является справедливость. Она состоит в том, что каждому гражданину было определено особое занятие, подходящее к его натуре. Государство является идеальным, если каждый гражданин действует в согласии со своей собственной сущностью. Платон предлагает деление общества на сословия: философов, которые правят, воины – стражи, которые должны были иметь общих детей и жен, и не иметь собственного имущества, и ремесленники – производители. Человек для Платона не представляет собой личности, претендующей на индивидуальную самооценку и полную свободу в поступках.

Арестотель также представлял государство как нечто прекрасное и считал его целью «благую жизнь». Он считал, что человек – существо политическое, стремящееся к общению и государство для него просто необходимо. Поэтому как всякое государство представляет общение, а общение организуется ради блага. Такое общение и называется государством или общением политическим. Аристотель считал гражданами тех, кто участвует в суде и народном собрании, но гражданин и человек не одно и то же. Он говорил, что ремесленники не принадлежат к гражданам, как и другие слои населения, деятельность которых не направлена на служение добродетели. И вообще, лучше было бы, ели бы ремесленники были рабами, состоящими из разных национальностей, не обладающими горячим темпераментом. Здесь у Арестотеля проявляется тиранизм, хотя сам он выступал против тиранов! Значительную роль в государстве он отводил воинам. Он говорил, что нужно заботу о военных делах считать прекрасной. И не думал о том, сто государство, в котором не остается ремесленников, землепашцев и т.д., а будут только солдаты и правители, не будет считаться настоящим.

Получается что идеальный строй для философов не демократический, т.к. они выступают за прикрепление человека к определенному роду занятий и отвергают возможность демократических выборов, когда обыкновенный человек может стать не рабом, а послом или стратегом и т.д.

Поэтому я считаю, что в настоящее время такое понимание роли политических знаний не применимо.

Задание №3 Каждый режим представляет собою особый характер взаимоотношений граждан и государства. Охарактеризуйте права и обязанности граждан и государства, характерные для различных политических режимов.

Ответ: Политический режим (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Демократия — политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах

Авторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Существует два определения авторитаризма:

*социально-политическая  система, основанная на подчинении  личности государству или его  лидерам;

*социальная установка  или черта личности, характеризующаяся  уверенностью в том, что в обществе  должна существовать строгая  и безусловная преданность, беспрекословное  подчинение людей авторитетам  и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

Военно-бюрократический режим

Военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем политическом развитии все большую роль начинают играть разного рода гражданские профессионалы. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствуют какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная, отнюдь не массовая, партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблему режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалов в политическую сферу через избирательные каналы.

Корпоративный авторитаризм

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению.

Дототалитарный авторитаризм

Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х.Линиц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

*довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

*такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

*ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

Постколониальный авторитаризм

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

Расовая, или этническая, квазидемократия

Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

Султанистский режим

Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

Деспотический режим

Деспотизм характеризуется полным бесправием подданных, жестоким подавлением любого возмущения, он характерен для абсолютной монархии. Деспотизм является традиционным именем крайнего авторитаризма в неограниченных, абсолютных монархиях.

Тоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашизм и национал-социализм.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций, гражданских войн, оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Задание №4 Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. 
Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть – всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, – это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом ее сила». 
Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти?

Ответ: Искусство власти есть высокая степень мастерства властителей и властных органов в процессе их деятельности, основанной на значении кратологии. Такое искусство воплощения выработанных наукой знаний в жизнь включает многообразие форм, приемов, способов властной деятельности, способность в рамках закона к маневрированию, соглашениям, компромиссам, а так же к уступкам, расчету, проявлению хитрости и т.д. Умелое и разумное властвование с опорой на науку, интуицию, расчет, прогнозы способно приносить глубокое нравственное и даже эстетическое удовлетворение, вдохновение, радость не только властителям, но и подвластным, побуждать и тех и других к новым совместным общественным делам и свершениям. Люди стремились и будут стремиться к власти, к обладанию властью, боролись и будут бороться за власть, за приход к власти, за использование власти в своих личных и общих интересах. Власть на деле – вещь сложная, хитрая, тонкая, острая, она может быть и заботливой, и беспощадной. В связи с этим – непредсказуема.

Задание № 5 Дайте развернутую характеристику политической системы (форма правления, форма государственного устройства, политический режим, избирательная система). Российская Федерация.

Ответ: По  указанным признакам формы  государственного правления подразделяются  на:

монархические (единоличные, наследственные)

Информация о работе Практическая работа по "Политологии"