Правовые идеи Махатма Ганди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 15:54, творческая работа

Краткое описание

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди; 2.10.1869, Гуджарат, Индия - 30.01.1948 Дели) - идеолог и один из руководителей и национально-освободительного движения Индии. На основе идей Г.Д. Торо и Л.Н. Толстого разработал свою философию ненасильственного сопротивления - Сатьяграха, в которой отвергал насилие в любой форме. Являлся философом, мыслителем, реформатором и талантливым политическим деятелем. Основным путём к освобождению от гнёта Англии считал путь возрождения самосоознания народа Индии.
За 30 лет проповедования идей ненасилия Ганди стал инициатором трех главных революций XX века: революций против колониализма, расизма и насилия.

Вложенные файлы: 1 файл

kolontaeva_tvorcheskaia_rabota (2).doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

 

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

История политических и правовых учений (магистр)

Тема

Правовые идеи Махатма Ганди

Фамилия

 

Имя

 

Отчество

 

№ контракта

 

 

Основная часть

Правовые идеи Махатма Ганди

Творческая работа посвящена теме «Правовые идеи Махатма Ганди». Для раскрытия темы мы определим, кто такой Махатма Ганди, а затем уже выясним, в чем заключаются правовые идеи Махатма Ганди.

Махатма Ганди (Мохандас Карамчанд Ганди; 2.10.1869, Гуджарат, Индия - 30.01.1948 Дели) - идеолог и один из руководителей и национально-освободительного движения Индии. На основе идей Г.Д. Торо и Л.Н. Толстого разработал свою философию ненасильственного сопротивления - Сатьяграха, в которой отвергал насилие в любой форме. Являлся философом, мыслителем, реформатором и талантливым политическим деятелем. Основным путём к освобождению от гнёта Англии считал путь возрождения самосоознания народа Индии.

За 30 лет проповедования идей ненасилия Ганди стал инициатором трех главных революций XX века: революций против колониализма, расизма и насилия.

Значительным результатом самоотречённой работы Ганди стало получение Индией независимости от Британии в 1947 году.

Правовые идеи Махатма Ганди: от Мохандаса Карамчанда Ганди, прозванного в индийском национально-освободительном движении Махатмой (Великой Душой) в наследство потомкам остались идея ненасилия, а также странный Международный день ненасилия, которым назначен день его рождения 2 октября (ей-богу, не представляю, как его следует отмечать). И, конечно, его замечательные высказывания.

Правовые идеи Махатма Ганди может понять, например, читая письмо, адресованное политическим лидерам: «Это скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а только мы правильно и что те, кто придерживается иных взглядов, – это враги отечества». (Увы, эта «скверная привычка», похоже, прочно укоренилась в России, да и не только в ней.)

Правовые идеи Махатма Ганди прослеживаются в такой цитате: «Маленькое тело, обладающее духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории». Лучшей иллюстрацией этого афоризма стал сам Ганди. Невысокий и худой, всегда одетый в традиционное индийское дхоти (из-за пристрастия Ганди к национальной одежде Уинстон Черчилль даже называл его «этот полуголый факир»), сутулый, с посохом в руке, он смог бросить вызов целой Британской империи. И победил.

На самом деле Ганди вовсе не изобретал концепцию ненасилия – она есть и в христианстве, и в буддизме, и в индуизме. Да и сам Махатма, протестуя против термина «гандизм», признавал, что лишь взял то, что существовало в индийской религиозной мысли уже не один век. Правовые идеи Махатма Ганди заключаются в том, что Ганди действительно стал новатором — он впервые принес идею ненасилия в современную политику. Более того, Махатма превратил ненасилие в ключевой лозунг своей политической программы - правовые идеи Махатма Ганди.

При этом ему приходилось выдерживать противодействие даже своих соратников по национально-освободительной борьбе – среди них было немало сторонников решительных действий. Например, один из его бывших соратников Субхас Чандра Бос, почти не известный в России, но очень популярный в Индии до сих пор, даже создал первую Индийскую Национальную Армию, которая встала на сторону Гитлера и воевала против британцев в Бирме и на Андаманских островах. Сколько-нибудь серьезных успехов, впрочем, этой армии добиться не удалось.

Ганди прекрасно понял, что мощную и хорошо вооруженную державу нельзя победить силой – пушками и ружьями. Правовые идеи Махатма Ганди в этом случае борцы за свободу превращаются в глазах всех просто в вооруженных сепаратистов. К тому же он не хотел для Индии свободы, завоеванной кровью и убийствами. Он учил, что к насилию нельзя прибегать даже во имя самых высоких идеалов, поскольку насилие обязательно опорочит их.

Махатма Ганди утверждал, что если нельзя победить силой, можно победить морально. Главным методом борьбы провозгласил сатьяграху (упорство в достижении истины) и несотрудничество с колонизаторами, при полном отказе от вооруженной борьбы, поскольку человеческая жизнь, по его мнению – это высшая ценность. Ганди призвал к отказу от британских товаров, от британского образования, от уплаты налогов в британскую казну и т.п. Он добивался отмены британской монополии на производство ряда жизненно необходимых товаров, например, соли (по его призыву индийцы принялись добывать соль кустарным способом, организовывать негосударственные солеварни).

Махатма организовывал массовые кампании гражданского неповиновения. При этом действия английских колониальных властей мирными не назовешь – демонстрантов избивали дубинками, арестовывали, по ним открывали огонь. «Тот, кто говорит о ненасилии, должен быть готов к насилию со стороны другого», – говорил Ганди тем из соратников, кто призывал ответить силой.

Сам Ганди нередко устраивал демонстративные выступления против британской короны, чтобы оказаться в тюрьме, и там объявлял голодовку. Представителям английского вице-короля Индии он сказал то, что стало одним из самых известных его афоризмов: «Точно так же как человек не будет заботиться о жизни в другом теле, кроме его собственного тела, так и народы не любят жить под господством других наций, как бы благородны и велики те нации ни были».

Правовые идеи Махатма Ганди выражаются в и другом новшестве, Ганди стал сам характер его пропаганды. В стране, где более 80 процентов населения было неграмотным, листовки и газеты различных антиколониальных групп и движений оставались достоянием маргиналов из образованной среды. Ганди облек свои призывы в форму народной проповеди, знакомой и понятной всем. В образе садху (индусского мудреца) он пешком обходил различные регионы Индии, где послушать его собирались толпы. Его слова потом передавались из уст в уста по всей стране.

Третьей важной составляющей правовых идей Махатма Ганди «гандизма» стала великая мечта о государстве нового типа. Он звал народ Индии к Сарводайе, обществу всеобщего расцвета, где будет царить справедливость, достаток и ненасилие. Все проблемы мира он объявил следствием «философии колонизаторов», которые несут с собой неравенство, стяжательство и, конечно, насилие. Индия, опираясь на великую культуру, куда более древнюю, чем европейская, способна построить такое государство, был уверен Махатма.

Он даже промышленные новшества, которые принесли с собой колонизаторы, не слишком-то любил (хотя и полагал, что многие из технических новинок можно поставить на службу его стране). Так Ганди считал, что в Индии нужно развивать не крупное промышленное производство, а кустарное, и утверждал, что традиционная ручная прялка позволит каждой семье заработать на лепешку и горсть риса и спасет страну от безработицы.

Этот его призыв к «обществу всеобщего благоденствия на индийский манер» оказался одним из самых привлекательных пунктов учения для простых граждан Индии.

Сила Махатма Ганди была и в том, что ему абсолютно доверяли. В его окружении на разных этапах деятельности оказывались разные, подчас очень неоднозначные люди, но руки Махатмы остались абсолютно чисты. Оставшееся после смерти Ганди имущество состояло из простой одежды, стоптанных сандалий, нескольких книг, очков и посоха. И это при том, что он получал огромные средства со всей Индии на нужды национально-освободительного движения. Но ничего себе не брал.

Махатма не смог ничему научить мир. После его гибели «путь Ганди» остался лишь частью истории индийского национально-освободительного движения. Периодически то здесь, то там появляются политики, которые объявляют себя последователями Ганди, но ни у кого из них не получилось возглавить сколько-нибудь массовое движение. А большинство сторонников независимости предпочитают просто браться за оружие – от Тимора до Чечни, от Басконии до Шри-Ланки. В свое время последователем Ганди открыто провозгласил себя известный балканский политик Ибрагим Ругова, но и на Балканах, как мы знаем, все кончилось отнюдь не по Ганди. Уникальный опыт мирного морального противостояния оказался не востребован.

Правовые идеи Махатма Ганди, которые он внушил стране:

1) нужно не просить колониальные  власти о самоуправлении, а бороться  за него;

2) делать это должны не состоятельные  люди и чиновники, составляющие  большинство в ИНК (Индийском  национальном конгрессе), а массы (крестьяне, рабочие, городская толпа).

правовые идеи Махатма Ганди, которые он сумел воплотить в жизнь на национальном уровне (превратил ИНК во всенародную, дисциплинированную и способную к действию организацию).

Провозглашал ненасилие высшей ценностью (этот принцип приобретал абсолютный характер и не подлежал пересмотру ни при каких обстоятельствах).

Преданность ненасилию предполагала готовность к компромиссу и переход от борьбы к переговорам с властями (отличался гибкостью и позволял использовать народное движение в качестве средства давления на британскую администрацию в ходе переговоров).

Правовые идеи Махатма Ганди носят свои особенности .

Ненасилие — не только метод сопротивления, тактика борьбы, но и главный принцип целостного мировоззрения, учения о смысле индивидуальной и общественной жизни, основа социального и политического идеала (конечная цель нравственных поисков — спасение души, слияние с абсолютом).

Путь индустриализации считает ошибочным (отвергает европейскую цивилизацию с ее стремлением к материальным благам в ущерб духовному росту, к техническому прогрессу, к господству над природой; она подорвала патриархальную чистоту нравов, сделала человека рабом страстей, увеличила его способность причинять вред и разрушать).

Эта цивилизация основана на насилии (оно порождает эксплуатацию человека человеком, капитализм, колониализм и империализм).

Картина всеобщего благоденствия (сарводайя) — идиллическое изображение простой сельской жизни индустрия сведена к минимуму; каждый трудится для пропитания и пользуется равными правами со всеми; обеспечено справедливое распределение; эксплуатация изживается без насилия (помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся); потребности удовлетворяются в первую очередь за счет местных ресурсов).

Сарводайя в политическом отношении — федерация самоуправляющихся общин, соответствующая всем требованиям анархизма (в идеале субъект объединения — не община, деревня, а личность; не нужны армия, полиция; ненасильственное государство).

Обычное государство рассматривал как аппарат принуждения, бездушную машину, подавляющую человека.

Подводя итог, следует отметить, что, несмотря на то, что правовые идеи Махатма Ганди имели много положительного, они привели страну не к тому, на что рассчитывал он.

 

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Научный метод

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_метод

2

МАХАТМА ГАНДИ

http://xn--1-7sbaipkia5auwiv.xn--p1ai/Teachers/Mahatma_Gandi.php

3

Личность в истории. Ганди. Прах развеян…

http://www.rubezh.eu/Zeitung/2009/11/14.htm


 

 

 

 


 



Информация о работе Правовые идеи Махатма Ганди