Понятие, принципы и источники конституционного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 14:15, реферат

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в том, что современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. С конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие конституционного права Российской Федерации………….4
2. Принципы конституционного права…………………………………..6
3. Источники конституционного права …………………………………8
Заключение……………………………………………………………… 14
Список литературы………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

правоведение.docx

— 28.76 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное учреждение

Высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

 

 

 

                                                             Реферат

по предмету «Правоведение»

на тему «Понятие, принципы и источники конституционного права РФ»

 

 

 

                                                                  Выполнил:

 

                                                             Принял:

 

 

 

 

 

Владимир 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Понятие конституционного права Российской Федерации………….4
  2. Принципы конституционного права…………………………………..6
  3. Источники конституционного права …………………………………8

Заключение……………………………………………………………… 14

Список литературы………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Один из важнейших  постулатов современной цивилизации  гласит: государство существует  для человека, чтобы охранять  его свободу и содействовать  благополучию. Но как обеспечить  баланс свободы и власти? Ведь  если свобода оказывается вне  прочной государственности, она  легко может выродиться в анархию  и вседозволенность, а если государственность  строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного  гнета.

 Нахождение баланса  власти и свободы составляет  главнейший и деликатнейший смысл конституционного права. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль.

 Актуальность данной  работы состоит в том, что современное  конституционное право - это отрасль  права, которая закрепляет основные  принципы демократии и организации  власти. Именно это порождает  острую борьбу различных политических  сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других  правовых актов, составляющих источники  конституционного права. С конституционного  права начинается формирование  всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его  системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

 

 

Понятие и предмет конституционного права России

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного  строя Российской Федерации, суверенитета  народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства  и разделения властей, социального  и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства  конституции в государстве;

2) взаимоотношений между  государством и личностью, правовых  основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных  граждан, находящихся на территории  России, прав и свобод человека  и гражданина и гарантий их  реализации:

3) федеративного устройства  России, состава и компетенции  ее субъектов, исключительной компетенции  федерации и предмета совместного  ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов  над правовыми актами субъектов  и т. д.;

4) организации и функционирования  системы органов федеральной  государственной власти Российской  Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование “метод властеотношений”.

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления

 

 

 

 

 

 

Принципы конституционного права

Принципы конституционного права — исходные, основополагающие юридические положения, провозглашающие (юридически учреждающие) основные конституционные ценности и имеющие общерегулятивное значение. П.к.п. — это также правовые нормы, отличающиеся особыми свойствами: более высоким уровнем нормативности и вследствие этого особым регулятивным потенциалом, своеобразием механизма действия, повышенной юридической силой и др. Эти особенности настолько значительны, что отечественная юридическая наука (следуя традициям между народного права) понятие нередко использует в значении, отличном от понятия "норма права", как самостоятельный (наряду с нормами права) регулятор. В системе конституционно-правовых средств П.к.п. принадлежит роль исходных и основополагающих начал конституционного регулирования. Эта особая роль П.к.п. определяет их "месторасположение" в конституционном законодательстве: они — своего рода вводная, или общая, часть конституционного законодательного акта, его нормативный стандарт, которому подчинены все иные положения Основного закона. Согласно ч. 2 ст. 16 Конституции РФ "никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации". В юридическом смысле эти принципы непререкаемы, они могут быть изменены только посредством принятия новой российской Конституции. Особый статус П.к.п. в системе конституционно-правовых средств позволяет использовать их для юридического выражения основных конституционных ценностей.

В действующей Конституции РФ такие принципы отражены в основном в гл. 1 — "Основы конституционного строя", хотя некоторые из них закреплены в Преамбуле, иных главах Основного закона (например, в гл. 2 и 7 закреплены принципы правосудия). Принципы конкретных институтов конституционного права закреплены в нормах соответствующих федеральных законов. В частности, принципы избирательного права получили закрепление как во всех федеральных избирательных законах ("Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и др.), так и в избирательном законодательстве субъектов РФ. Высокий уровень нормативности П.к.п. позволяет им не только выполнять роль конкретных регуляторов поведения участников конституционно-правовых отношений, но и выступать критерием для определения конституционности актов, действий и решений органов государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники конституционного права России

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской  Федерации — главный источник  государственного права. Ее нормы  регулируют наиболее важные, общественные  отношения. Нормы Конституции обладают  высшей юридической силой. Это  означает, что никакой другой  законодательный акт не может  противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют  нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

2. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами  законодательной власти республики  или референдумом. Конституция республики  не может противоречить Конституции  России. Республиканские конституции  учитывают особенности субъектов  федерации, так как вне пределов  ведения Российской Федерации  и полномочий федерации по  предметам совместного ведения  федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

3. Статус других субъектов  Российской Федерации — краев, областей, городов федерального  значения, автономной области и  автономных округов регламентируется  также Уставами. Эти акты относятся  к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Конституция России предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (ст. 66 п. 2).

4. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает  существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции России принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом.

Конституция закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105-107). В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации.

Принципиальный характер имеют также положения, сформулированные в ст. 15 Конституции, об обязанности соблюдать Конституцию и законы органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в “Российской газете” и Собрании законодательства Российской Федерации. Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

5. Важным источником конституционного  права являются Указы и распоряжения  Президента Российской Федерации, главы государства. Обладая широкими  полномочиями, Президент реализует  свою компетенцию путем издания  указов и распоряжений, которые  обязательны для исполнения на  всей территории Российской Федерации. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не  должны противоречить Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам.

В Конституции России предусмотрено также, что Указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

6. Источниками конституционного  права являются также акты  палат Федерального Собрания  — парламента Российской Федерации, представительного и законодательного  органа.

В соответствии со ст. 102 Конституции России Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

Информация о работе Понятие, принципы и источники конституционного права РФ