Понятие политологии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:39, контрольная работа

Краткое описание

Понятие политологии.
Мораль, как воплощение гуманизма.
Основные подходы к правам человека.
Идеи лидерства в истории.
Особенности информационного тоталиризма.
Роль выборов в демократической политической системе

Вложенные файлы: 1 файл

политология.docx

— 35.84 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПОЛИТОЛОГИИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «МЕХАНИЗАЦИЯ С/Х»

Содержание:

  1. Вопрос №9. Понятие политологии.

  1. Вопрос №19. Мораль, как воплощение гуманизма.

  1.  Вопрос №29. Основные подходы к правам человека.

  1.  Вопрос №39. Идеи лидерства в истории.

  1.  Вопрос №49. Особенности информационного тоталиризма.

  1.  Вопрос №59. Роль выборов в демократической политической системе.

  1. Литература.

Вопрос №9. Понятие политологии.

Политология - наука о политике.

Термин политология  образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право  гражданства) и "logos" (знание). Политологию  чаще всего определяют как науку  о политике или как систему  знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни  общества.

  Политология состоит из 4-х частей: 1-политическая философия,              2-учение об институтах, 3-политическая социология и 4-международная политика. Политология имеет свой объект и предмет. Объект: политика, политическая сфера жизни общества, политическая власть, политические события, прогнозы и т.д. Предмет: объективные закономерности возникновения, функционирования и развития политической власти, эволюции политического процесса. Функции политологии: - теоретико-познавательная (дает базовые знания о политике); - методологическая (раскрывает закономерности политики); - регулятивная (регулирует политический уровень, то есть, сколько люди знают о политике, настолько корректно их политическое поведение); - воспитательная; - аналитическая (дает анализ результатов политической деятельности); - мировоззренческая (формирует определенное видение политической ситуации); - прогностическая (дает прогноз развития ситуации). Политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношения с человеком и обществом. Составными частями являются: политическое сознание и культура, политические институты (государство, партии), субъекты политики (личность, заинтересованные группы, элиты, лидеры), политический процесс и внутригосударственные  и междуполитические отношения.

В политическом пространстве определяется возможность  реализации экономических интересов  тех или иных общественных групп, способность политического деятеля  объединить и узаконить интересы разных общественных сил, используя  соответствующие экономические  рычаги, прежде всего механизмы экономического стимулирования. Можно выделить важнейшие  направления политического процесса, влияющие на экономическую сферу  общества: - организация законодательной, конституционной деятельности, система  исполнительной власти, реализующая  законы и создающая условия для  функционирования экономических институтов, охраняющих тот или иной тип экономического порядка; соответствующая организация  судебной власти, способная защитить установленный порядок; - установившаяся система местной власти, позволяющая  сочетать и учитывать региональные и общероссийские интересы; - система  отношений с мировым сообществом, позволяющая соотносить интересы страны с глобальными интересами, способствовать стремлению развиваться на мировом  уровне.

Вопрос №19. Мораль, как  воплощение гуманизма.

Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с  древних времен оказывал реальное воздействие  на общество и политику, прежде всего через нравственность, мораль (в русском языке эти термины обычно употребляются как синонимы) и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве.

Мораль — особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и  реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и  идеалов.

Мораль предполагает оценку общественных явлений не с  индивидуальной, а с коллективной и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Хотя существует и  мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная и т.п., однако обычно она либо выступает  как специфическое выражение  и преломление общечеловеческих нравственных принципов (например: моральный кодекс врачей).

Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначения человека. Она  не утилитарна для отдельных индивидов. Соблюдение ее норм и требований не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличается бескорыстностью,  высокогуманной мотивацией.

В то же время  мораль утилитарна для всего человечества. Она — условие сохранения человеческого  рода, поскольку отражает многовековой опыт человеческого общения и  фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему  человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, связываются с эмоциями и волей, становятся внутренними критериями оценки личностью мотивов, целей, содержания и результатов собственного поведения, а также действий других людей. Как  показывает опыт истории, аморализм  приводит в конце концов не только к разрушению личности, но и к  деградации всего общества.

Основные нравственные ценности абсолютны. Они не выводятся  из каких-либо других, более высоких  экономических, политических иди других ценностей. Их высший статус определяется ценностью самого человека, всего  человеческого рода.

Мораль характеризует  достаточно высокий уровень развития индивидуального сознания, способность  человека к опосредованной собственным  внутренним миром духовной мотивации  своего поведения и к самоконтролю. В отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или же в материальных ценностях, как этого требует  экономическая регуляция. Хотя безнравственное  поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или  окружающих (осуждения, остракизма и  т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть.

Вопрос №29. Основные подходы  к правам человека.

Апелляция философов-просветителей  к разуму как высшему судье  в вопросе об определении прав человека послужила основанием для  трех основных подходов  в их трактовке, получивших широкое распространение  в XX в. Первый из них, естественно-исторический  подход ограничивает роль разума главным  образом лишь осознанием объективно существующих естественных человеческих прав. Наследуя либеральную традицию, он исходит из того, что фундаментальные  права личности имеют внегосударственное и внеюридическое происхождение. Государство  может либо уважать и гарантировать  их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения естественные права оно не может.

Хотя конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая постоянство  основополагающих качеств человеческого  рода. Как базовые моральные принципы и требования права человека существуют независимо от социально-классовой  структуры и конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Имея для человека высший ценностный статус, они выступают источником гуманности законов, внешним критерием, универсальной мерой оценки любого политического и общественного  строя.

Второй,  позитивистский (или юридическо-позитивистский)  подход базируется на трактовке государства  как реального воплощения общественного  разума и отрицании всякого внегосударственного  происхождения прав человека. Утверждается рациональная самоценность права, его  независимость от экономических  и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к законам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей общества.

Третий из наиболее распространенных подходов к правам человека,  марксистский,  разделяет  прагматическую установку позитивизма, подчиняя ее государственной целесообразности. Однако марксизм исходит не из рациональной самоценности права, а из его социально-экономической  и прежде всего классовой детерминации. Право понимается как возведенная  в закон воля господствующего  класса. При этом сама постановка вопроса  о правах индивида становится излишней вследствие трактовки личности как  совокупности общественных отношений, продукта определенного общественного  строя.

В странах, объявивших марксизм своей официальной идеологией, права личности юридически признавались, однако на деле трактовались сродни феодализму, т.е.  как блага, предоставляемые  и дозируемые партией и государством в зависимости от их соответствия произвольно трактуемым классовым  и общенародным интересам.  Независимых  институтов контроля за соблюдением  прав человека не существовало.

В целом же марксизм, и особенно ленинизм и сталинизм, отрицают общечеловеческую природу  права, подменяют общечеловеческие ценности моралью, основанной на классовой, партийной целесообразности. Это  учение исходит из заведомой непротиворечивости, гармоничности отношений общества и личности в коммунистической формации, из отмирания государства и права, а значит и ненужности института  прав человека. Несмотря на слабую совместимость  с самой идеей прав человека марксизм и претендующие на его реализацию социалистические страны внесли немалый вклад в обоснование и утверждение социальных прав личности.

Вопрос №39. Идеи лидерства  в истории.

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».

Интерес к лидерству  и попытки осмыслить этот сложный  и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Так, уже античные историки Геродот, Плутарх и другие уделяли политическим лидерам главное  внимание, видя в героях, монархах и  полководцах творцов истории.

Платон и Аристотель задумывались не только о том, как  и почему человек берет в свои руки власть, но и о тех целях, которые он ставит перед собой, используя  эту власть. Для этих философов  не было сомнения в том, что хороший  лидер должен стремиться к справедливости и честно служить государству. Аристотель особенно подчеркивал, что участие  в политике для лидера - это высшая форма проявления человеческого  достоинства. Примечательно, что античные мыслители, прежде всего, говорили не о «технологии», а о нормативных аспектах в исполнении лидерских ролей: о том, что должно знать тому, кто стремится получить власть.

В отличие от такого нормативистско-моралистского  подхода к лидерству Макиавелли акцентировал внимание на вопросе прагматического  удержания власти лидером, особенно во времена перемен и нестабильности. В его трактовке политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и  использующий любые средства для  поддержания общественною порядка  и сохранения своего господства. Он был убежден, что хитрость и жестокость - инструменты, вполне дозволенные, если речь идет об удержании власти, и применение их отодвигает вопросы справедливости и долженствования. Эти идеи сделали имя Макиавелли нарицательным для лидеров манипулятивного толка.

Начиная с середины XIXв. философы, социологи и социальные психологи в большей степени, чем Макиавелли, сконцентрировали свое внимание на том, как лидеры появляются в группах и взаимодействуют с ними. Так, одним из наиболее влиятельных психологических механизмов, на которых основано воздействие лидера на своих последователей, была признана воля. Ницше был среди первых, кто объявил волю к власти движущей силой истории. Он видел в воле к власти творческий инстинкт, который проявляется, прежде всего, у лидеров, которые не только ненасытно стремятся к проявлению власти и ее применению, но и преодолевают инстинкт толпы, обладая сверхчеловеческими качествами.

Таким образом, Ницше впервые сформулировал два тезиса, в дальнейшем получившие развитие в политической психологии. Первый тезис касается природы лидерства как иррациональной, инстинктивной силы, связывающей лидера и его последователей. Второй - приписывает лидеру выдающиеся качества, превращающие его в сверхчеловека.

Этот подход был  близок и к трактовкам лидерства  в европейской социальной психологии и социологии середины-конца XIXв. Такие психологи, как Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле, В.Вундт, по-своему, но в целом сходным образом трактовали природу политического лидерства как иррационального феномена, объединяющего лидеров и последователей.

Информация о работе Понятие политологии.