Понятие политической элиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке понятие элиты прочно вошло в политологический лексикон, несмотря на возражения многих представителей социально – политической мысли, в частности оно не «стыкуется» с идеологией марксизма. Согласно Дж. Миллю концепция элит исходит из неравенства, неравенство же обусловлено природой человека. Этимология термина элита подразумевает под собой лучших, достойнейших представителей, что далеко не всегда соответствует действительности. Но хотя эти возражения и имеют основания отказ от термина, который отражает определенную реальность, определенное социальное отношение не имеет смысла.

Содержание

Введение
1. Элитология - наука об элитах.
2. Первые учения об элитах.
3.Современные элитистские теории.
4. Структура политической элиты.
5. Типология политических элит.
6. Интегрированность и социальная представительность политических элит.
7. Системы рекрутирования элит.
8. Особенности политических элит в России
9.Структура политических элит в России
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 66.15 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Московский государственный  университет печати

 

 

 

Реферат

по предмету: «Политологии»

На тему:

«Понятие  политической элиты»

 

 

 

Студента III курса заочного отделения

факультета «Издательского дела и журналистики»

Специальность «Издательское дело и редактирование»

Рахимова Римма Ринатовна

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

План:

Введение

1. Элитология - наука об элитах.

2. Первые  учения об элитах.

3.Современные  элитистские теории.

4. Структура  политической элиты.

5. Типология  политических элит.

6. Интегрированность  и социальная представительность  политических элит.

7. Системы  рекрутирования элит.

8. Особенности  политических элит в России

9.Структура  политических элит в России

Заключение

Список  используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Шопенгауэр отмечал: "На свете существует три типа аристократии:

1)аристократия рождения  и ранга; 

2) денежная аристократия 

3) аристократия ума и  таланта. 

Последняя, собственно, самая  знатная и именитая и признается такою, если только дать ей время. Еще  Фридрих Великий сказал: "Les ames privilegiees ran gent a l'egal des souveraines" - "одаренные люди наравне с монархами", - когда его гофмаршалу показалось неловким, что министрам и генералам отведено место за маршальским столом, а Вольтеру за столом царственных особ и принцев.

В XX веке понятие элиты  прочно вошло в политологический лексикон, несмотря на возражения многих представителей социально – политической мысли, в частности оно не «стыкуется»  с идеологией марксизма. Согласно Дж. Миллю концепция элит исходит  из неравенства, неравенство же  обусловлено природой человека. Этимология термина элита подразумевает  под собой лучших, достойнейших представителей, что далеко не всегда соответствует  действительности. Но хотя эти возражения и имеют основания отказ от термина, который отражает определенную реальность, определенное социальное отношение не имеет смысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Элитология - наука об элитах.

  В политологии правящий класс, о котором писал Г. Моска, получил расширенное толкование и рассматривается в рамках понятия элиты, произошедшего от латинского eligere (отбирать) или французского elite (лучший, отборный, избранный). Начиная с XVII века, термин элита стал употребляться для обозначения товаров наивысшего качества, а затем и для определения избранных людей, прежде всего знати. В Британии, как свидетельствует Оксфордский словарь английского языка 1823 года, этот термин обозначал высшие социальные группы в системах иерархизованных обществ. Затем это понятие стало использоваться в генетике, биологии и других естественнонаучных дисциплинах. В общественных науках понятие элита стало широко применяться с конца XIX - начала XX веков.

В политической науке понятие  элита употребляется в этически нейтральном значении, отражает обладание  ее представителями какими-то интенсивно, четко и максимально выраженными  чертами, наивысшими на той или иной шкале измерений. Суммируя многочисленные и не совпадающие по содержанию определения  элиты как общественного феномена, можно утверждать, что данным понятием обозначается социальная общность, представленная людьми, имеющими высокое положение  в обществе, владеющими престижем, властью, богатством, активными в политической и иных сферах общественной деятельности. Самостоятельные элитистские концепции  возникли лишь в конце XIX столетия в  борьбе, условно говоря, с антиэлитистскими взглядами и воззрениями.

В частности, сторонники французского просветителя Ж.-Ж. Руссо считали, исходя из неделимости народного суверенитета, что сама передача гражданами даже части своих прав на власть каким-то представителям ведет к разрушению системы народовластия, отрицая  целесообразность разделения функций  управляющих и управляемых. Сторонники толстовства в России и за ее пределами  находились в резкой нравственной оппозиции  ко всем власть предержащим. Сам Л.Н. Толстой в произведениях В  чем моя вера и Закон насилия неоднократно порицал систему светского правления. Он полагал, что государственная власть всегда принадлежит худшим и злым, что государственные властители большей частью подкупленные насильники, а сенаторы, монархи и министры - хуже и гаже палачей, ибо прикрывают зло, наносимое людям, лицемерием. Однако наиболее серьезным теоретическим оппонентом элитистов стало марксистское учение, в ответ на ряд положений которого, собственно, и сложились концепции основателей современной элитологии В. Парето, Г. Моска, Р. Михельса и других. К. Маркс и его последователи, признавая, что обществом правит меньшинство, выражали уверенность в том, что на определенных этапах истории, начиная с перехода от социализма к коммунизму, такое положение сменится иной формой управления обществом. Она будет заключаться в том, что каждый человек начнет осуществлять определенные управленческие функции, в результате чего государство как аппарат, стоящий над обществом, постепенно сойдет на нет, отомрет.

Приверженцы же элитаристских  подходов обосновывали и продолжают обосновывать свои позиции тем, что  история не знает исключений и  потому власть меньшинства над большинством постоянна, если не вечна. По их мнению, существование элит обусловлено  действием следующих факторов:

- психологическим и социальным  неравенством людей, их неодинаковыми  способностями, возможностями и  желанием участвовать в политике;

- объективной закономерностью  общественного разделения труда,  которая требует профессионального  занятия управлением как условием  его эффективности; 

- высокой общественной  значимостью управленческого труда  и его соответствующим стимулированием; 

- широкими возможностями  использования управленческой деятельности, напрямую связанной с распределением  общественно значимых ресурсов, для получения различного рода  социальных привилегий;

- практической невозможностью  всеобъемлющего контроля деятельности  политических руководителей; 

- политической пассивностью  широких масс граждан, главные  жизненные интересы которых обычно  лежат вне сферы политики.

Науку об элитах или элитологию можно рассматривать как дисциплину, изучающую высшую страту в любой  системе социальных отношений, ее особые функции, связанные с управлением  обществом в целом или тех  его подсистем, которые существуют для выработки норм и ценностей, служащих поддержанию и развитию общественной системы. Чаще всего об элите говорят в узком значении этого термина как о политико-административной, управленческой элите. Если попытаться свести воедино различные современные  точки зрения на понятие элита, то получится довольно пестрая картина, ибо в качестве таковой именуются:

- индивиды, получившие наивысший  индекс в области их деятельности (В. Парето);

- наиболее активные в  политическом отношении люди, ориентированные  на власть - организованное меньшинство  общества (Г. Моска);

- лица, пользующиеся в  обществе наибольшим престижем,  богатством, высоким статусом (Г.  Лассуэлл);

- люди, обладающие интеллектуальным  и моральным превосходством над  массой безотносительно к своему  статусу (Л. Боден);

- граждане, обладающие наивысшим  чувством ответственности (Хосе  Ортега-и-Гассет);

- лица, обладающие определенными  позициями во властных органах  и институтах (А. Этциони);

- деятели, обладающие  формальной властью в организациях  и институтах, определяющих социальную  жизнь (Т. Дай);

- меньшинство, осуществляющее  наиболее важные функции в  обществе, имеющие наибольший вес  и влияние (С. Келлер);

- боговдохновленные, которые  откликнулись на высший призыв (Л. Фрейнд);

- харизматические личности (М. Вебер);

- творческое меньшинство  общества, противостоящее нетворческому  большинству (А. Тойнби);

- сравнительно небольшие  группы, состоящие из лиц, занимающих  ведущие позиции в политической, экономической и культурной жизни  общества (Р. Арон, А. Бентли, Р.  Даль и др.);

- государственные и общественные  деятели, высокопоставленные чиновники  (Дж. Бернхэм, К. Боулдинг).

Вместе с тем долгое время против понятия политическая элита по разным причинам выступали  политологи самых разных направлений. Западные политологии, отстаивающие концепцию  политического плюрализма, утверждают в этой связи, что данное понятие  допустимо лишь в отношении низкоорганизованных  обществ, тогда как оно совершенно неприемлемо для анализа политической системы постиндустриального общества. Но подобного рода оппозиция части  политических теоретиков не помешало этому понятия твердо утвердиться  в социологической и политологической литературе.

 

2. Первые учения об элитах.

  Вильфредо Парето (1848-1923) - один из самых видных в начале ХХ века социальных теоретиков. В своих основных трудах Социальные системы (1902) и Трактат общей социологии (1916) сформулировал концепцию, согласно которой общество предстает в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину занимает элита (высший слой), а остальную часть - основная масса населения. При этом Парето приписывал управляющим два главных качества: умение убеждать, манипулируя человеческими эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо, ибо сила и управление являются инструментами господства на всем протяжении истории. В трактовке Парето термин элита не имеет морального или почетного подтекста, но указывает только на класс людей, имеющих наивысшие достижения в какой-то сфере деятельности и потому претендующие на господство в обществе.

Социальное неравенство  людей представлялось Парето совершенно естественным, очевидным и реальным фактом, в связи с чем равновесие и динамика в социальной пирамиде детерминировалась процессом, который  Парето назвал циркуляцией элит. По его мнению, элиты - это то лучшее, что создается в недрах общества, они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднимаются в высшие круги, расцветают там, а впоследствии вырождаются и исчезают. Их сменяют  так называемые контрэлиты, которые  проходят те же фазы развития и упадка и сменяются новыми элитарными образованиями. При этом смена элит, как правило, знаменует собой чередование  у власти разных типов элит, в  частности, лис (изворотливых, хитрых и  беспринципных) и львов (обладающих чувством преданности государству, консервативно настроенных и  не боящихся применять силу), использующих различные методы управления и властвования.

В сфере экономики этим двум типам элит, как писал Парето, соответствуют категории спекулянтов (лисы) и рантье (львы), каждая из которых  выполняет в обществе полезную функцию. Спекулянты часто служат причиной изменений  и социально-экономического прогресса, рантье же составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором преобладают  рантье, остается неподвижным и склонно  к застою и загниванию, в то время  как общество с доминирующими  спекулянтами лишено стабильности и  всегда находится в состоянии  неустойчивого равновесия, которое  легко может быть разрушено изнутри  или извне. В группе спекулянтов  преобладают люди из низших слоев, в  группе рантье - из высших кругов, - пишет  В. Парето. - Обе эти группы осуществляют в обществе разные функции. Группа спекулянтов  в основном ответственна за перемены в обществе, за экономический и  социальный прогресс. Группа рантье, напротив, является мощной силой в защиту социальной стабильности и во многих случаях  предотвращает опасности, возникающие  из-за некоторых авантюристов из среды  спекулянтов. Общество, в котором доминируют рантье, становится стационарным и, как уже случалось, кристаллизуется, каменеет. Общество, в котором доминируют спекулянты, страдает от недостатка стабильности.

Механизм социального  равновесия может функционировать  нормально, как считал Парето, только тогда, когда обеспечивался пропорциональный приток в элиту людей обоих  качеств. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной  ломке системы, к выделению новой  элиты с преобладанием в ней  лис, которые со временем перерождаются  в львов-ретроградов. Идеальный правящий класс является, поэтому, разумной смесью львов и лис, то есть состоит из людей, способных к решительным  действиям и тех, кто наделен  богатым воображением и способен к инновациям. Когда несовершенство в циркуляции элит мешает появлению  такой богатой смеси, режимы либо дегенерируют в закостенелую бюрократию, не способную к обновлению и адаптации, либо в слабые режимы, погрязшие  в мелких склоках и пустых разговорах. Когда такое случается, у контрэлит  появляются шансы опрокинуть старых правителей и установить новый, более  эффективный режим. Таким образом, в своей теории Парето утверждал, что элитарное общество - это система уравнений, служащая для того, чтобы найти оптимальное соотношением людей с определенными качествами в правящем классе, то есть элите.

Главным качеством и лис, и львов этот ученый считал умение применять силу там и тогда, когда  и где это было необходимо. Кругооборот, циркуляцию, смену элит и контрэлит  Парето назвал универсальным законом  истории, который позволяет обществу накапливать и использовать все  лучшее, что развилось в нем, ради собственного благополучия. История  для Парето - это история преемственности  привилегированных меньшинств, которые  формируются, борются, достигают власти, наслаждаются властью, приходят в упадок и заменяются другим привилегированным  меньшинством. Формулируя свою концепцию, Парето исходил из того, что самым  важным основанием для выделения  элитарных групп являлось наличие  у ее представителей определенных психологических особенностей, личностных качеств и компонентов (резидуи), которые, собственно, и отличало их от остальной массы населения. В этой связи Парето часто называют основоположником так называемого аристократического направления в элитологии.

Информация о работе Понятие политической элиты