Политология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 18:59, реферат

Краткое описание

Политология — единая, интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом;
— общая политическая наука о государстве и демократии (государствоведение);
— система политических знаний о демократическом обществе, становлении политического мировоззрения, политической культуры;
— отрасль научных знаний, изучающая политическую власть, политические отношения и политические системы;
— учение, изучающее политическую систему общества, закономерности политического поведения;
— относительно самостоятельная область гуманитарного знания, весь комплекс знаний о политике, вырабатываемых всеми общественными науками.

Вложенные файлы: 1 файл

политология.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)
    1. Политология как наука

 

Политология — единая, интегральная наука о политике, ее взаимодействии с личностью и обществом;

—  общая политическая наука  о государстве и демократии (государствоведение);

—  система политических знаний о демократическом обществе, становлении политического мировоззрения, политической культуры;

—  отрасль научных знаний, изучающая  политическую власть, политические отношения и политические системы;

—  учение, изучающее политическую систему общества, закономерности политического поведения;

—  относительно самостоятельная  область гуманитарного знания, весь комплекс знаний о политике, вырабатываемых всеми общественными науками.

Точного определения этой науки  нет в связи с чрезвычайной многозначностью термина "политика" и дискуссионностью представлений о предмете политологии.

Предметом политологии являются:

    • политическая сфера общества, все происходящие в ней политические явления и процессы;
    • политика как целостное общественное явление, как процесс, подчиняющийся определенным закономерностям и реализующийся на практике в соответствии с определенными принципами (стратегией и тактикой);
    • политическая власть, механизмы ее распределения и осуществления в обществе.

Предмет политологии разными исследователями  и разными мировыми политологическими школами определяется по-разному.

Функции политологии:

    1. теоретико-познавательная;
    2. мировоззренческая;
    3. методологическая;
    4. управленческая (или прикладная);
    5. аналитическая;
    6. воспитательная;
    7. прогностическая (разработка идеальных планов и научных программ политической деятельности).

Некоторые политологи выделяют также  гуманистическую, идеологическую и др. функции политической науки.

Категории политологии: политика, политическая власть, политические отношения, политический процесс, политическая система, государство (как институт политической власти), управление, политические партии и общественные движения, политический режим, политическое сознание, политическая культура, политические действия, политические ценности, политические интересы, демократия, свобода, равенство, авторитет, политическая справедливость, конфликт, консенсус и др.

Методы политологии (приемы и способы изучения политики):

общелогические — анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование политических процессов и др.;

теоретические — мыслительный эксперимент, метод восхождения от абстрактного к конкретному;

исторический — воссоздание логики политического процесса и др.;

эмпирико-социологический — сбор и анализ фактов реальной политической жизни на основе комплекса приемов и методов конкретных социологических исследований (опросы, анкетирование, эксперименты, математический анализ, статистический анализ, математическое моделирование и т. д.)

сравнительный — вычленение общего и особенного в политических явлениях, уровней эволюции и основных тенденций их развития путем сопоставления;

системный — изучение политики как комплексный процесс.

Структура политологии

Основные части: общая теория политологии и прикладная политология.

Разделы: практическая политология, теория политических процессов, основы конфликтологии, история политических учений и т. д.

Место политологии в  системе общественных наук

Политология — однопорядковая дисциплина среди наук о политике:

    • политическая философия (общая теоретико-методологическая база политологии);
    • учение о политических институтах;
    • теория международной политики;
    • политическая история и др.

Пограничные политологические дисциплины: политическая социология, политэкономия, политическая психология, политическая антропология, политическая аналогия, политическая гносеология, политэтнография, политическая аксиология, политическая этика и др.

 

II. Вехи развития политической мысли

 

Первые представления о политической власти и политической жизни появляются в III тыс. до н. э. в Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Персии.

Характерные черты социально-политических теорий раннеклассовых обществ:

    • религиозно-мифологическое воззрение;
    • этико-политическая направленность;
    • прикладной характер.

Египет. По наставлениям Птаххетана (2690-2625 гг. до н. э.) боги — источник власти правителей. Фараоны, жрецы, рабовладельцы — вершители земных дел и законодатели. Вся система власти строилась на насилии и страхе.

Вавилон (II тыс. до н. э.). Законы Хаммурапи являлись обязательными для всех жителей царства. Правосудие осуществляли чиновники и стражники. Покровителем справедливости считался бог Шамаш.

Персия (VIII—VII вв. до н. э.). В учении Заратустры предназначение государства в постоянном ограничении зла и расширении власти добра. Этому служит и один из добродетельных людей — монарх.

 

Индия

Брахманизм — в законах Ману (XI в. до н. э.) обосновывалось происхождение власти от бога и закреплялось деление общества на законных правителей и низшие сословия. Властитель должен опираться на казну и войско и может пренебрегать правом и моралью.

Буддизм — в VII в. Сиддхартха отверг мысль о боге как о верховной личности и правителе мира, первоисточнике законов и выступил с проповедью гуманизма.

 

Китай

Конфуцианство (Конфуций, 551-479 гг. до н. э.). Основные категории: 1)  благородный муж (только идеальная по моральным качествам личность может управлять государством); 2)  человеколюбие (нравственные ценности семьи, "не делай другим того, чего не желаешь себе"); 3) правила ритуала (этико-правовые нормы поведения, обеспечивающие стабильность внутри общества и «правильное» управление им, "этическое администрирование"). Для сторонников Конфуция семья — модель государства: подданные — дети, император ("сын неба")   — отец, который обязан заботиться о благе подданных. Сила государства не в строгости наказаний, а в добровольности и сознательности признания власти. Проповедь социального мира, справедливого распределения богатства при господстве аристократии.

Даосизм (Лао-дзы, VI-V вв. до н. а.):

    • отказ от идеи божественного происхождения власти;
    • государственное управление на основе единых и определенных законов;
    • "назад к природе", "деревня-государство" в качестве идеала (минимум социальной организации);
    • резкая критика всякого насилия, войн и притеснения народа.

Моизм (Мо-дзы, 479-400 гг. до н. э.):

    • идея принадлежности верховной власти народу;
    • учет интересов народа в процессе управления;
    • стремление государства к социальной гармонии путем контроля за минимальным уравнительным потреблением низов;
    • умелое сочетание в управлении государством наказаний с мудрым наставлением.

Легизм (Шан Ян, 400-338 гг. до н. э.):

    • крайний деспотизм (абсолютная власть императора, тотальный контроль за личностью, бюрократическая регламентация хозяйственной сферы, унификация мыслей и поступков всех подданных);
    • управление государством на основе жесткой системы административных предписаний под страхом сурового наказания.

 

Развитие политической мысли в  античном мире отмечалось религиозно-мифологическим характером первоначальных представлений о политике и государственном устройстве, рационализацией политико-правовых представлений о власти, попытками дать единую классификацию государственных форм, определением классовой структуры общества, формулированием принципов политических форм властвования.

Солон (ок. 638 — ок. 559 гг. до н. э.) реформами воплотил в жизнь идею золотой середины реализации принципа политического компромисса: умеренная демократия; беззаконие и междоусобицы — злейшие враги общества, порядок и закон — наибольшее благо.

Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.). Идеал — государство, где полностью господствует справедливый закон. Критика демократии, анархии и своеволия. Человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания. Обосновывал аристократические идеалы умственной и нравственной элиты.

Гераклит (ок. 544 — ок. 470 гг. до н. э). За правление "лучших", замену родовой аристократии аристократией духа (знание и нравственность). Демократия — правление "неумных" и плохих.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Сторонник демократии, предпочитал приоритет законности. Общество, государство, законодательство созданы искусственно, а не даны природой. Правильное понимание связи естественного и искусственного — критерий справедливости в политике, этике, праве. Политика — самое важное искусство, задача которого обеспечение общих интересов свободных граждан полиса. Единомыслие, моральная солидарность — важная и необходимая черта упорядоченного государства. Интересы последнего превыше всего.

Сократ (469-399 гг. до н. э.). Сущность государства в справедливости и законности, которые им отождествлялись. Осуждал некомпетентность руководства. Признавал любую форму строя, но самой рациональной считал монархию, которую обслуживают самые образованные и справедливые аристократы. Негативно относился к "крайней демократии".

Платон (427-347 гг. до н. э.). Идеальное аристократическое государство с сословным делением на правителей-философов, воинов и производителей — условие его прочности. Переход из низшего сословия в высшее недопустимо: справедливость в общественном неравенстве; деление людей на высших и низших от рождения. Человек для государства, а не государство для человека. Платон впервые дал классификацию форм политического устройства: правильными считая монархию и аристократию, негативными — тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Все эти формы считал несовершенными (ни одна из них не может обеспечить добро-честность и удовлетворение потребностей граждан), а идеальным государственным устройством называл справедливое правление лучших, где совмещены начала демократии и монархии. Политику он определял как "искусство управления людьми".

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) пришел, как и Платон, к той же классификации государственных типов, но все многообразие существовавших форм сводил к двум основным — олигархии и демократии (остальные производные), но его симпатии были на стороне политии (система регулируемой демократии) — смешанной формы указанных, так как олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простолюдин. Типы политического устройства он разделял по числу властвующих лиц. Впервые проанализировал возникновение функций Государства, считая его третьей (после семьи и общины), высшей формой общества. Политика должна играть нравственно-воспитательную роль, чтобы обеспечить достижение общего блага — справедливости, критерием которой является право.

Аристотелевская концепция солидарности и политическая доктрина умеренности предполагали, что демократия может успешно функционировать только при опоре на средние слои общества. Наивысшими формами государственной власти считал те, при которых власть служит всему обществу.

Эпикур (341-270 гг. до н. э.) проповедовал аполитичность, а главную цель государственной власти и основ политических отношений видел в гарантии безопасности людей, преодолении ими страха и не причинении вреда друг другу. Выступил с демократической концепцией о договорном происхождении справедливости, государства и законов.

Полибий (ок. 200 — ок. 120 гг. до н. э.) утверждал, что общественная жизнь существует от природы и направляется судьбой, поэтому смену государственных форм изображал как кругооборот, как процесс, развивающийся по законам природы.

Марк Тулий Цицерон  (106-43 гг. до н. э.) определял государство как дело, достояние народа. Положительно оценивал значение богатства и общественного договора. Цель государства — охрана имущественных интересов граждан. Лучшей из известных политических форм (царства, аристократии, демократии) называл синтез их лучших сторон.

 

 

Политическое мышление средневековья  характеризовалось по-прежнему сохранявшейся монархической идеей, теологической доктриной, идеологией гуманизма, порожденной Ренессансом. С переходом к Новому времени зарождается политическая наука. Политика освобождается от теологии, утверждается идея общественного договора, закладывается фундамент современной политической науки (правовое государство, разделение властей, гражданское общество, суверенитет народа и т. д.).

Фома Аквинский (1225-1274). Источником власти и законов является Бог, а государство, созданное Богом, представляет из себя универсальный порядок. Политическая власть существует там, где используются договоры и законы, цель которых — общее благо: обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Несправедливый приход к власти или злоупотребления ею нарушают заветы Бога, основы морали и веления церкви. Аквинский — сторонник политической монархии, где власть зависит от закона и не выходит за рамки его. Смысл теории Аквината в доказательстве превосходства духовной власти над светской.

Марсилий Падунский (1275-1343) обосновал идею народного суверенитета (верховным законодателем и единственным источником всякой власти может быть только народ). Первым в европейской политической мысли четко отграничил законодательную и исполнительную власть. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц. Падунский ратовал за выборность должностных лиц государства даже в условиях монархии (избранный монарх наиболее подходящий, чем правитель наследственный). Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.

Информация о работе Политология как наука