Ресурсы,
наряду с субъектом и объектом,
выступают одним из важнейших
оснований власти. Они могут использоваться
для поощрения, наказания или
убеждения.
Структурные
основания «политическая власть» -
законы, суд, государственный аппарат,
отряды принуждения, партийная дисциплина,
авторитет лидера, центральные и региональные
структуры. Руководствуясь антропологическим
принципом, выделяют такие типы оснований
«политическая власть» как страх, интерес,
убеждение.
Реализация,
осуществление власти подразумевает
взаимодействие между многими ее
составными элементами. Законное право
разрабатывать и претворять в
жизнь решений, от которых зависит
создание и распределение ценностей,
является самым важным атрибутом
государственной власти. Неверие
в возможности власти решить вопросы,
связанные с обеспечением нормальных
условий жизни и быта населения,
вызывает его сопротивление государственной
власти. Разумеется, возможности власти
зависят от ее ресурсов. Ресурсы
власти так же разнообразны, как многообразны
средства удовлетворения различных потребностей
и интересов людей. Для выделения различных
видов ресурсов власти широко распространена
классификация ее ресурсов в соответствии
с важнейшими сферами жизнедеятельности.
Экономические ресурсы материальные ценности,
необходимые для общественного и личного
производства и потребления, деньги как
их всеобщий эквивалент, техника, плодородные
земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные
ресурсы способность повышения или понижения
социального статуса или ранга, места
в социальной стратификации. Они частично
совпадают с экономическими ресурсами
власти. Так, например, доход и богатство,
являясь экономическими ресурсами, вместе
с тем характеризуют и социальный статус.
Но социальные ресурсы включают также
и такие показатели, как должность, престиж,
образование, социальное обеспечение
и т.п. Культурно-информационные ресурсы
знания и информация, а также средства
их получения и распространения: институты
науки и образования, средства массовой
информации и др. Далеко не во всех странах
знания и информация имеют приоритет над
экономическими, социальными и силовыми
ресурсами, но тенденция повышения значимости
культурно-информационных ресурсов в
современном мире очевидна. Принудительные
(силовые) ресурсы оружие, институты физического
принуждения и специально подготовленные
для этого люди. В государстве их ядро
составляют армия, полиция, службы безопасности,
суд и прокуратура с их вещественными
атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой,
тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно
считается наиболее эффективным ресурсом
власти, поскольку его использование может
лишить человека жизни, имущества и свободы
высших ценностей. Специфическим ресурсом
является сам человек демографические
ресурсы. Люди - универсальный, многофункциональный
ресурс, который производит другие ресурсы.
Человек - создатель материальных благ
(экономические ресурсы), солдат и член
партии (политико-силовые ресурсы), обладатель
и распространитель знаний и информации
(культурно-информационные ресурсы) и
т.д. “Личность выступает ресурсом власти
лишь в одном из своих многочисленных
измерений будучи использована как средство
реализации чужой воли”1. В целом же человек не только ресурс
власти, но и ее субъект и объект. Использование
ресурсов власти приводит в движение все
ее компоненты, делает реальностью ее
процесс, который происходит по следующим
этапам (формам); господство, руководство,
организация и контроль. Ресурсы общества
ограничены и распределены неравномерно,
что приводит к постоянной борьбе индивидов
и групп за их перераспределение, а также
к взаимному соперничеству и давлению
друг на друга в этой сфере государства
и общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Власть
- это специальный социальный институт,
который упорядочивает социальные
отношения и поведение индивида.
Политическая власть - определяет воздействие
на поведение масс, групп, организаций
с помощью средств, которыми обладает
государство. В отличие от нравственной
и семейной власти политическая власть
носит не личностно-непосредственный,
а общественно-опосредованный характер.
Политическая власть проявляется в
общих решениях и решениях для
всех, в функционировании институтов
(президент, правительство, парламент,
суд). В отличие от правовой власти,
регулирующей отношения между конкретными
субъектами, политическая власть мобилизует
на достижение целей большие массы
людей, регулирует отношения между
группами во время стабильности, общего
согласия.
Воля
к власти у одних дополняется
потребностью других присоединиться к
властной воле, идентифицировать себя
с ней, подчиниться ей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.
2 Мухаев Р.Т.
Политология. – М.: Издательство «ПРИОР»,
1997. 400с.
- Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996.
- Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,1995.
- «Основы политологии. Краткий словарь» // Изд. Общества «Знание», Москва, 1993
- Радугин А.А. Политология. – М.: Центр 1996.
1 Пугачев В.П., Соловьев А.И.
Введение в политологию. М.,1995., стр. 32
1 Радугин А.А. Политология.
– М.: Центр 1996., стр. 115
1 Полунина Г.В. Политология. – М.: «Акалис»1996,
стр. 95
1 Ильин
В.В. Философия власти. МГУ 1993, стр. 154
1 Ильин
В.В. Философия власти. МГУ 1993, стр. 274