Контрольная работа по "Истории правовых и политических учений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 01:19, контрольная работа

Краткое описание

1. Политико-правовая мифология и рациональное сознание.
2. Политическая и правовая мысль в Древней Греции: основные
направления и проблемы, виднейшие представители.
3. Политико-правовое учение Августина.

Содержание

1. Политико-правовая мифология и рациональное сознание.
1.1. Истоки ранних мифологических учений.
1.2. Характерные черты учений Древнего Востока.
1.3. Особенности традиционных идей Древней Индии.
1.4. Законы Ману.
1.5. Основные положения «Артхашастры» Каутильи.
1.6. Предпосылки возникновения учений Древнего Китая.
1.7. Особенности учения Конфуция.
2. Политическая и правовая мысль в Древней Греции: основные
направления и проблемы, виднейшие представители.
2.1. Политико-правовая мысль Древней Греции раннего периода.
2.2. Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции.
2.3. Политико-правовые учения периода эллинизма.
3. Политико-правовое учение Августина.
Литература.

Вложенные файлы: 1 файл

ИППУ три темы (готово).doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

   КАЗАХСКАЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ

   Кафедра "СГД и права" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

   по  дисциплине

   «ИСТОРИЯ ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Группа: Ю-212

   Билет № 11365

   Выполнила: Курманбаева АА 

   СЕМЕЙ  2012 г.

 

    Темы:

   1. Политико-правовая мифология и рациональное сознание.

   2. Политическая    и    правовая    мысль    в   Древней    Греции:    основные 
направления и проблемы, виднейшие представители.

   3. Политико-правовое учение Августина. 

   План:

   1. Политико-правовая мифология и рациональное сознание.

   1.1. Истоки ранних мифологических  учений.

   1.2. Характерные черты учений Древнего  Востока. 

   1.3. Особенности традиционных идей  Древней Индии. 

   1.4. Законы Ману.

   1.5. Основные положения «Артхашастры»  Каутильи.

   1.6. Предпосылки возникновения учений Древнего Китая.

   1.7. Особенности учения Конфуция.

   2. Политическая    и    правовая    мысль    в   Древней    Греции:    основные 
направления и проблемы, виднейшие представители.

   2.1. Политико-правовая мысль Древней  Греции раннего периода.

   2.2. Политико-правовые учения периода  расцвета Древней Греции.

   2.3.  Политико-правовые учения периода  эллинизма.

   3. Политико-правовое учение Августина.

   Литература. 

   1. Политико-правовая  мифология и рациональное сознание.

   1.1. Истоки ранних мифологических учений.

   Истоки  ранних представлений о государстве  и праве отражены в мифологических воззрениях на формы устройства общественной жизни, в которых земные порядки (власть, дозволения и запреты) являются земным воплощением космического (божественного) порядка. Символическое выражение смысла такого всеобщего и безусловного порядка дано в образах богини справедливости Маат у древних египтян или Фемиды с весами правосудия у древних греков. Последний образ до сих пор выражает всеобщий принцип формального равенства перед законом. Мифы народов Египта, Двуречья, Индии, Китая порождены тесной связью людей с природой, отражали патриархальное натуральное хозяйство, общинное землевладение, ограничение частной собственности на землю, сельские общины как основу социальной структуры общества. Положение человека зависело от принадлежности к коллективу – родственному, соседскому, кастовому. Клан вождя, древний род получали доступ к административной и духовной власти, а оттуда и к материальному богатству.  
Обожествление царей, жрецов, судей как потомков или наместников богов, древнейшие запреты связывались одновременно с космологическими принципами, заповедями религии, предписаниями морали. Такие воззрения («мононормы») включены в религиозные гимны и книги Древнего Египта (гимн Атону, Книга мертвых), древнеегипетские указы и инструкции (Должностная инструкция визиру, Указ Хоремхеба); Судебник вавилонского царя Хаммурапи; Поучения древнешумерского мудреца Шуруппака; Законы Моисея и Новый Завет; религиозные книги, правовые тексты и политические трактаты Древней Индии (Ригведа, Дхармашастры, Артхашастра); древнекитайские трактаты и традиционные правила.

   1.2. Характерные черты учений Древнего Востока.

   Политико-правовые учения Древнего Востока отличали: 1) наивно-религиозный метод объяснения общественных явлений, отсутствие научного понятийного аппарата; 2) обилие мононорм; 3) отождествление государственной власти в основном с властью царя (императора) как наследника божеств; 4) этико-политическое содержание: призыв к нравственному совершенствованию правителей, силе личного примера; 5) учения создавались идеологами господ и освящали социальное неравенство; иногда господствующей идеологии противостояли взгляды угнетенных, обращавшихся к учению для критики официальных догм (например, ранний буддизм, моизм, даосизм); 6) прикладной и казусный характер правовых конструкций: описания конкретных правонарушений, детальные правила госуправления (особенно в Др. Египте, Китае), землепользования. В то же время в сакральных деспотиях Востока существовало понятие патерналистской справедливости, которую утверждают боги и цари. В Древнем Шумере считалось, что бог передал царю Хаммурапи власть, чтобы тот защищал слабых, вдов, сирот от притеснения сильными, т.к. «…без законов более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле».

   1.3. Особенности традиционных идей Древней Индии.

   Древние жители долин Ганга и Инда подчинялись  традиционным нормам коллектива (родственники, соседи, профессиональное сообщество, каста). Подчинение считалось религиозным  долгом – дхармой. Повседневная жизнь регулировалась обычаем коллектива, но существовало и общее для индусов религиозное Предание, позднее зафиксированное в книгах о дхарме (дхармашастрах). В основе учений лежали Веды (с санскрита - «знание, ведение») – сборники ритуальных текстов. Затем возникли комментарии (Упанишады) – религиозные трактаты о нравственных поисках, а также правовые сборники – дхармасутры и дхармашастры, создававшиеся в брахманских школах, запоминавшиеся наизусть для проведения ритуалов. Накопление имущества, его передача, раздел и т.п. сопровождались необходимыми жертвоприношениями. Преступления как грех (осквернение) должны смываться специальными обрядами. Религиозно-философская система Вед и др. книг, получила название брахманизма. Под влиянием буддизма брахманизм эволюционирует затем в индуизм.

   1.4. Законы Ману.

   Наиболее  авторитетна для своего времени  «Манавадхармашастра» («Законы Ману») – знаменитый источник (II в. до н. э. - II в. н. э.), состоящий из 12 глав (2700 двустиший). Этот действующий свод правил – дхарма регламентирует все стороны жизни правоверного индуса: брак, очищение, прием пищи, искупление вины, дхарму царей, суд, имущественные отношения, преступления, наказания. Его основные положения: 
- Перевоплощение душ: душа человека, не следовавшего своей дхарме, после смерти блуждает в людях низкого происхождения, животных и растениях. Праведник возродится в человеке более высокого положения. 
- Оправдание системы, состоящей из четырех варн – закрытых  групп; каждая со своей дхармой. Защищается чистота варн. Переход в высшие варны после смерти человека – награда за терпение и кротость. 
- Идеи справедливости («защищенной дхармы») и несправедливости («погубленной дхармы»): «там, где справедливость погублена несправедливостью…перед лицом судей, там и члены суда погублены», «дхарма единственный друг, который и нищего не оставит...». 
- Идея наказания: наука управления государством называлась учением о наказании. Большинство людей следует дхарме только из страха наказания. 
- Детализированое судопроизводство: действия царя, советников,  брахманов, истцов, ответчиков, свидетелей при разбирательстве тяжб; классифицированы тяжбы (18 видов), разработано понятие свидетельства. Лжесвидетельство сопоставимо с предательством предков и потомков. Самым страшным считалось лжесвидетельство в деле о земле («...кто лжесвидетельствует в деле о земле – губит весь мир...»). 
- Идеал теократического государства – «семичленного царства»: царь, советник, страна, крепость, казна, войско, союзники – семь элементов в порядке убывающего значения. Это - обобщенный образ государственного управления. Утверждался приоритет религиозного закона над светским.

   1.5. Основные положения «Артхашастры» Каутильи.

   Артхашастра означает «Наставления о пользе» (или  «Наука политики»). Автор – брахман Чанакьи (псевдоним – Каутилья) – министр-советник  царя Чандра-гупты, основавшего могущественную империю Маурьев. Рукопись трактата дополнялась в течение IV-III в. до н. э. Оформилась в I в. в 15 книгах. Посвящена вопросам государственного управления. 3-я и отчасти 4-я книги рассматривают юридические вопросы. Для учения Каутильи характерно:  
- Преемственность с системой дхарм: кастовые ограничения, монополия жрецов на отправление религиозного культа, господство наследственной знати, подчинение правителей жрецам («как ученика учителю»).  
- Практическая польза (артха) идея о значении знаний в управлении: философии (метода логических доказательств), учения о хозяйстве (о пользе и вреде), о государственном управлении (верной и неверной политике). Артха – рациональный принцип, соответствующий сильной власти.  
- Светская политическая доктрина: программа взаимных уступок светской власти и жречества – серьезный шаг в сторону светской политики.  
- Принуждение – природа власти. Цель правления – сохранение созданного богом порядка, что достигается при исполнении каждым его дхармы. Царь заставляет подданных следовать дхарме путем наказания (данды). 
- Прагматизм правителя. Власть и богатство приобретается, отстаивается, увеличивается всеми средствами, даже дурными, если они более надежны или единственно возможны.  
- Иерархия источников (форм) права. Виды дхармы по юридической силе располагаются в таком порядке – царский указ, священный закон (дхармашастра), решение суда, обычай. Верховенство по Артхашастре переходит уже к светскому источнику – царскому указу.            
- Детальная регламентация семьи и брака: совершеннолетия, этических взаимоотношений жены и мужа, отца и детей, поведения замужней женщины, прелюбодеяния, ухода женщины из семьи, раздела имущества. 
- Определены понятия: недвижимости (дом, поле, роща, оросительное сооружение, водоем), границы между домами, порядка планировки жилища, совместного пользования жилищем, найма и продажи жилища. 
- Регулирование имущественных споров: о землеустройстве, орошении,    продаже недвижимости, займах, долгах, земельных спорах, границе между деревнями, полями, пользовании водоемом). Подчеркивается роль деревни, деревенского старосты в решении споров.  
Артхашастра определила становление идеологии, политико-правовой мысли Индии, Непала, Бирмы, Камбоджи.

   1.6. Предпосылки возникновения учений Древнего Китая.

   Первые  исторические сведения о Китае восходят ко II тыс. до н. э. В бассейне р. Хуанхэ сложилось объединение племен под  властью династии Инь (Шан). По преданиям, их связь с небесными силами гарантировала стабильность и благосостояние. Рано возникли предпосылки идеи гэ-мин –  неизбежной смены власти. Мудрец Чжоу-гун считал, что небу принадлежит право на передачу мандата власти. Родоначальник династии добродетелен в высшей степени, но по мере осуществления власти эти качества уменьшаются и вынуждают небо передать мандат. Династия Чжоу за восемь веков ослабла от сепаратистских стремления местных правителей, что привело к распаду государства на враждующие части.  
Расцвет общественной мысли относится к VI-III вв. до н. э. Выход из политического кризиса ищут разные школы, используя общие представления о божественной природе неба, о законе Дао, но изменяя их в своих программах. Политика – предмет занятий мудрецов. В центре внимания – организация государства, трактуемая рационалистически. Влиятельными стали учения даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

   1.7. Особенности учения Конфуция.

   Конфуций (551-479 гг. до н. э.) с детства любил  церемонии (ритуалы). Стал министром  в княжестве Лу, славился умом, энергией, безупречной честностью, много путешествовал, чтобы применить талант управленца, а последние годы жизни создал свою школу. Его мысли изложены учениками в сборнике «Лунь Юй» («Беседы и высказывания») в V в. до н. э. 
Основные положения:  
- Принцип добродетели: «Правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде, которая занимает свое место в окружении созвездий». Тесно взаимосвязаны понятия благородного мужа, человеколюбия, правил ритуала, взаимности. Управляют государством благородные мужи во главе с «сыном неба». Выдвижение на государственную службу не по происхождению, а по моральным качествам и знаниям людей.  
- Идеал человеколюбия. Задача благородных мужей – воспитать в себе и распространять повсеместно человеколюбие, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых и патриархальных общин.  
- Взаимность – общий принцип взаимоотношений. На вопрос: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». В сфере политики этот принцип – основа управления, основанного на традициях.  
-  Исправление имен. Управление начинают с восстановления истинного смысла титулов и обязанностей: «Благородный муж, давая имена, должен произносить их правильно, а то, что произносит, правильно осуществлять. В его словах мужа не должно быть ничего неправильного… Если слова не имеют под собой оснований, то дела не могут осуществляться».  
- Государь – отец подданных. Он защищает и воспитывает их. Воспитание подданных – важнейшее государственное дело, осуществляемое силой личного примера. Народ проявляет сыновнюю почтительность к правителю, беспрекословно ему повинуется. Распоряжения о карательных походах отдает любящий свой народ государь, а не правители уделов. Это – одна из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства. 
- Правила ритуала как регулятор. Основные положения конкретизировались в ритуалах – моральных методах воздействия на подданных. Правила поведения включали выполнение ритуальных и культовых обрядов, моральные наставления, традиции, обычаи. «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; осторожность без ритуала приводит к боязни; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости». Ритуал – стержень воспитательного процесса, процессуальная основа взаимоотношений.  
- Традиционная нормативная система. Конфуцанство сохранило сложившиеся веками более 3 тыс. правил, определявших каждый шаг китайца и регулирующих отношения: «отец – сын», «дружба», «соседство», «начальник – подчиненный», «муж – жена», «подданный – правитель» и др. Это – своего рода естественное право, освященное многовековой традицией. Но затем конфуцианство соединилось с элементами легизма и использовалось как идеологическое оправдание восточной деспотии в ее китайском варианте. Помимо «Лунь Юй» идеи конфуцианства воплотились в трактатах «Мэн-цзы» (III  в. до н. э.), «Ли цзы» («Записки о ритуалах») (IV в. до н. э.).
 

Информация о работе Контрольная работа по "Истории правовых и политических учений"