Конституционное закрепление принципа многопартийности в РФ и практика его реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что несмотря на наличие в Конституции вышеуказанных норм реализация на практике данных принципов в полной мере является весьма сложной задачей. Основные властные полномочия, как правило, оказываются в руках одной партии, получившей большинство депутатских мест в Государственной Думе. Именно поэтому наличие аппозиционных сил имеет немаловажное значение. Весьма сложен и механизм их взаимодействия. Поэтому данная проблема заслуживает детального изучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ 5
1.1. Политические партии в России начала XX века 5
1.2. Российская партийная система в постсоветский период 9
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15
ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по конституционному праву.docx

— 77.94 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Читинский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Байкальский государственный  университет

экономики и права»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАКТИКА ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

 

Курсовая работа по Конституционному

(государственному) праву России

 

 

 

 

Чита – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ 5

1.1. Политические партии в России начала XX века 5

1.2. Российская партийная система в постсоветский период 9

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 15

ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, Российская федерация является демократическим правовым государством. Статья 10 Конституции закрепляет принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Цель такого разделения властей – обеспечить функционирование системы сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти, олицетворяющими данные ветви власти. Однако законодатель счел необходимым прописать в части 3 статьи 13 Конституции и принцип политического многообразия, многопартийности с целью еще большей демократизации государственной власти, обеспечения политического равновесия.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что несмотря на наличие в Конституции вышеуказанных норм реализация на практике данных принципов в полной мере является весьма сложной задачей. Основные властные полномочия, как правило, оказываются в руках одной партии, получившей большинство депутатских мест в Государственной Думе. Именно поэтому наличие аппозиционных сил имеет немаловажное значение. Весьма сложен и механизм их взаимодействия. Поэтому данная проблема заслуживает детального изучения.

Данная  тема достаточно хорошо проработана  в научной литературе, а также  в различных научных статьях. Особо стоит отметить работы С.Е. Заславского, В.Я. Гельмана и В.А. Лебедева, в которых наиболее полно и с различных сторон рассматриваются проблемы, характерные для выбранной темы курсовой работы.

Нормативной базой исследования послужили нормативные  правовые акты различной юридической силы: Конституция Российской Федерации, некоторые федеральные законы, а также нормативные акты советского законодательства и законодательства периода царской России начала XX века.

Цель  работы – изучение института многопартийности в Российской Федерации и выявление его основных особенностей. В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи исследования:

  1. рассмотрение российской многопартийности в историческом аспекте;
  2. рассмотрение понятия политических партий и их основных функций в демократическом обществе;
  3. мониторинг судебной практики Конституционного суда в отношении деятельности политических партий.

Предметом исследования данной курсовой работы является сущность российской многопартийности. Объект исследования – партийные системы различных периодов.

В работе использовались следующие методы: исторический, логический, сравнительный и формально-юридический.

 

 

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ

1.1. Политические партии в России начала XX века

В силу особенностей исторического развития в России процесс организационного оформления политических партий начался несколько позже, чем в странах Западной Европы: первые организации, провозгласившие себя политическими партиями, в России возникли на рубеже XIX – XX веков1. Это было связано с усиливающимися противостоянием между царским правительством и представителями радикально настроенной интеллигенции. Самодержавная власть осуществляла как законодательные, так и исполнительные полномочия. Тем самым, ни о какой системе сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти не могло быть и речи. Все это способствовало узурпации власти в лице Императора и  подконтрольного ему Правительства. Деятельность Государственного совета также контролировалась Императором. Это послужило причиной развития рабочих, крестьянских, студенческих движений, которые усиливали брожения в обществе, принимая формы организованной антиправительственной борьбы. В этих условиях стали возникать политические партии различной направленности. К началу века было образовано две партии. Однако до провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года их деятельность носила нелегальный характер.

Наиболее  последовательной и активной революционной  организацией была «Российская социал-демократическая рабочая партия» (РСДРП). Она была создана в 1898 году. Большую роль в создании партии сыграла общерусская нелегальная газета «Искра», издававшаяся за границей с 1900 года. «Искра» способствовала объединению социал-демократических организаций в единую партию. В образовании партии большую роль сыграли Г.В.Плеханов – один из первых марксистов, организатор группы «Освобождение труда» и В.И.Ленин – организатор «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» 2.

Окончательно  создание партии было оформлено на II съезде РСДРП в июле – августе 1903 года. Съезд принял программу партии. В ней были сформулированы как ближайшие задачи (программа-минимум – победа буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, установление демократической республики, введение восьмичасового рабочего дня, ликвидация малоземелья крестьян), так и конечные цели (программа-максимум – победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата и построения социализма) 3. Но при обсуждении устава партии, особенно параграфа о партийном членстве, разгорелись горячие споры, приведшие к расколу партии. Были внесены две формулировки: В.И. Ленина и Ю.О. Мартова.

Ленин считал, что членом партии может  быть лишь тот, кто признает ее программу, поддерживает партию материально и  непосредственно лично участвует в одной из ее организаций. Мартов же полагал, что в партию может входить каждый, кто признает ее программу, поддерживает ее материальными средствами и оказывает ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций. Это были принципиальные разногласия. Под партией Ленин, в отличие от Мартова, понимал замкнутую организацию, основанную на жесткой дисциплине, оторванную от широких слоев населения. Формулировка Мартова позволяла входить в партию многим представителям демократической общественности.

В конечном счете, была утверждена формулировка Ленина. Его сторонников, получивших большинство при выборах руководящих партийных органов, стали называть большевиками, а их оппонентов – меньшевиками. Но это были две фракции одной партии.

РСДРП не была единственной политической организацией в России. В 1902 году было провозглашено создание «Партии социалистов-революционеров» (эсеров), являвшихся последователями народников. 

Лидером эсеров был В.М. Чернов. Печатным органом являлась газета «Революционная Россия». Своей социальной опорой эсеры считали крестьянство, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Выражая интересы широких крестьянских масс, они считали необходимым отнять землю у помещиков и поделить ее поровну между крестьянами. Кроме того, эсеры выдвигали требования демократической революции: политические свободы, введение всеобщего избирательного права, введение восьмичасового рабочего дня, организация профессиональных союзов для рабочих. Основным методом борьбы против самодержавия эсеры считали индивидуальный террор, то есть убийство представителей царской семьи. Осуществлением террористических актов занималась особая Боевая организация партии. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устранить правительство. Ленин считал деятельность этой партии «революционным авантюризмом» 4.

Радикально  настроенные политические партии социал-демократов и эсеров появились раньше, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либеральные партии стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Первая  русская революция способствовала усилению кризиса самодержавной власти. В результате чего царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки революционным силам. Мощное стачечное движение, носившее политический характер, заставило царя подписать 17 октября 1905 Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». На основе этого Манифеста5 и предлагалось созвать законосовещательный орган Государственную думу, тем самым открыть доступ политическим партиям к государственной власти, узаконив их деятельность. После принятия данного Манифеста процесс образования политических партий принял более интенсивный характер.

В ноябре 1905 года была создана партия «Союз 17 октября», лидером которой был А. М. Гучков. Партия выражали интересы крупных промышленников, финансовой буржуазии, либеральных помещиков и состоятельной интеллигенции. Октябристы выступали за установление конституционной монархии с сильной исполнительной властью царя и законодательной – Государственной Думы6. В рабочем вопросе признавали право рабочих на забастовки, но только в крайних случаях. Октябристы были готовы к сотрудничеству с правительством и признавали необходимость некоторых реформ. Аграрный вопрос октябристы предлагали решить, не затрагивая помещичьего землевладения путем роспуска общины, возвращения крестьянам отрезков, переселения части крестьян на окраины7.

Свои  партии создали и сторонники незыблемости самодержавия. Наиболее влиятельной и крупной из них была «Союз русского народа», лидером которой стал В.М. Пуришкевич. Социальную базу партии составляли, главным образом, дворянство и духовенство. Монархически настроенные круги интеллигенции боролись против любых революционных и демократических выступлений, настаивали на укреплении самодержавия, целостности и неделимости России, сохранении господствующего положения русских.

20 февраля 1906 года был принят  закон «Об учреждении Государственной Думы», который содержал основные принципы формирования и роспуска Государственной Думы, а также регламентировал ее структуру и компетенцию. На основании данного закона в апреле 1906 года была сформирована Дума первого созыва, которую через 72 дня распустил Николай II. Он руководствовался статьей 3 указанного закона8, которая давала право Императору на ее роспуск до истечения установленного срока ее работы без каких-либо ограничений. Аналогичным образом, была распущена и Государственная Дума второго созыва. Только Дума третьего созыва отработала положенный пятилетний срок.

В начале XX века в России насчитывалось более ста политических партий, программы и цели которых были весьма схожи с наиболее влиятельными и многочисленными партиями, рассмотренными выше. Однако наиболее жизнеспособной из них оказалась партия большевиков, возглавляемая В.И. Лениным. Благодаря своему организационному единству и программе, поддержанной широкими слоями населения, большевики одержали победу в гражданской войне, ликвидировав всякую оппозицию. В дальнейшем была сформирована однопартийная система, которая просуществовала в России практически на протяжении всего советского периода.

1.2. Российская партийная система в постсоветский период

Трансформация однопартийной системы, сложившейся после 1917 года, началась только в конце 80-х – начале 90-х годов XX века и сопровождалась значительными политическими потрясениями в лице перестройки и ее последствий. Одним из толчков к становлению многопартийной системы  в данный период послужила отмена в марте 1990 года 6 статьи Конституции СССР 1977 года9, которая закрепляла руководящую роль КПСС в политике государства. Хотя попытки создания нелегальных организаций с партийным названием  неоднократно предпринимались и ранее. Примером может служить создание в 1988 году первой оппозиционной КПСС политической организации – партии «Демократический союз». Создание «Демократического союза» интересно еще и тем, что его учредительный съезд стал первой акцией подобного плана, которая не повлекла за собой жестких репрессивных санкций со стороны государства10.

Появление первых некоммунистических оппозиционных партий и последовавшее  в 1990 году, отмена 6 статьи Конституции СССР поставили на повестку дня вопрос о выработке правовых основ деятельности общественно-политических объединений. Начало этому процессу положил принятый в октябре 1990 года Закон СССР «Об общественных объединениях», официально закрепивший особенности создания и деятельности политических партий: запрет на членство в партиях иностранных граждан, недопущение вхождения в партию на правах коллективных членов иных партий и движений и другие ограничения. Одновременно часть 2 статьи 6 указанного Закона11 в качестве необходимого условия для регистрации политической партии оговаривала наличие в ее рядах не менее 5 тысяч граждан. Данное ограничение не распространялось на общероссийские партии, к численности которых специальных требований установлено не было.

Значительное число образованных в тот период политических партий в качестве основы своей деятельности избрали приверженность определенному идейно-политическому течению: социал-демократизму, либерализму, консерватизму, «зеленому» движению и т. д. Так в 1990 году создаются «Социал-демократическая партия России», «Партия свободного труда», «Российское христианско-демократическое  движение», «Демократическая  партия России» и др. В 1991 году на общесоюзном уровне регистрируется первая некоммунистическая партия – «Либерально-демократическая партия Советского Союза» − будущая ЛДПР.

Информация о работе Конституционное закрепление принципа многопартийности в РФ и практика его реализации